| Нейроигры – эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Вилигина Ольга Александровна | |
| 12.12.2025 12:31 | |
|
Проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы постоянно ищем как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с детьми данной категории. Самым главным и волнующим вопросом для нас стал: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?» Это побудило нас к поиску дополнительных методик решения проблемы. В итоге мы решили остановиться на методике гимнастики мозга – нейрологии. Этот образовательный метод применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейроигры — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение этих упражнений у детей с проблемами в развитии. Основная цель применения нейрогигр с детьми — это активизация развития речи у детей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
Виды нейроигр в работе с дошкольниками с ТНР
Правила использования нейроигр
Нами разработана картотека нейроигр. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми играми. Нейроупражнение «Сигнальщик» Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация, дифференциация звуков и букв, профилактика дисграфии и дислексии. Ход игры: Даём в руки детям стойки с изображением символов звуков [А], [У]. Стойку с символом звука [У] берем в правую руку, стойку с символом звука [А] берем в левую руку. Если слышите звук [У], поднимайте правую стойку, если слышите звук [А] поднимайте левую стойку. Усложнение: ребенок сам придумывает слово на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое). Нейроупражнение «Одинаковые, но разные» Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация и дифференциация звуков, слогов. Ход игры: Одной (или двумя) руками «ходим» пальчиками произнося два дифференцируемых звука (слога). Нейроупражнение «Внимание» Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация слов. Ход игры: Одной (или двумя) руками меняем положение произнося слова на автоматизацию звука. Усложнение: ребенок сам придумывает слово на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое). Нейроупражнение «Светофор» Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук) и зрительного праксиса. Автоматизация слов, цветов. Ход игры: Одной (или двумя) руками меняем положение кистей рук (ладонь, кулак, кисть) на заданный цвет произнося слова на автоматизацию звука. Усложнение: в конце пути можно придумать слова на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое). Нейроупражнение «Дорожки» Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук, их взаимодействие) и зрительного праксиса. Автоматизация звуков. Ход игры: Двумя руками от старта бежим пальчиками по дорожке к центру, фиксируем позу руки и спускаемся к финишу автоматизируя заданный звук. Усложнение: в конце пути можно придумать слова на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое). Сенсорная игра «Рисуем на спине» Цель: развитие мышления, внимания и памяти; сенсорного и тактильного восприятия, эмоциональной сферы ребёнка. В этой игре дети осознают, что важно настроиться на понимание другого человека, учатся передавать информацию без использования слов, развивая навыки невербального общения. Активно развиваются коммуникативные навыки Ход игры: Знакомим детей с карточками, читаем им названия. Для маленьких детей достаточно 2-3 самых простых изображений. Для детей постарше можно сделать карточки с буквами и цифрами. Рисуем на спине ребёнка символ или фигуру, предлагаем угадать, что нарисовали и выбрать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, чётко, использовать для рисования всю поверхность спины. Также можно рисовать на ладошке. Упражнение с межполушарными досками Цель: развитие моторики и координации движений. Выполняя упражнения одновременно двумя руками, можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. Ход игры: Ребёнок действуя сразу двумя руками, обводит узоры или проходит лабиринты по часовой стрелке или наоборот. Можно разнообразить тренировки комбинируя трафареты, положить на лист бумаги и рисовать. Нейроигры с мячами Цель: совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребёнка. Задача педагога довести каждый этап до автоматизации. Ход игры:
Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма. Каждое движение выполняется четко. Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает. Когда отрабатываете "квадрат" или "треугольник", можно запускать в любой последовательности задачи — себе, затем другому, или сначала другому затем себе. Нейроигра «Разноцветные ручки» Цель: развитие зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, учим цвета и геометрические фигуры. Ход игры: Ребёнок сначала указывает на геометрическую фигуру в центе, произносит название фигуры и цвет, затем накладывает свои ладони на ладони указанного цвета правильно, правую на правую, левую на левую. Нейроигра «Кулачок – ладошка — ребро» Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ход игры: Ребенку показывается 4 положения руки на плоскости. Для каждой позиции ладони на плоскости используется определенная геометрическая форма. Сначала ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем самостоятельно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе. При затруднении выполнения педагог предлагает ребенку помочь себе командами ( «кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя. При усвоении методики игры, можно усложнять задачу, меняя цветные формы местами. Компанейская нейроигра Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности; развитие эмоциональной сферы; развитие коммуникативных навыков. Ход игры: Дети в парах повторяют движения, изображённые на карточках. Данную игру можно проводить в группе детей и в кругу семьи. Нейро дорожка «Ножки»
Нейроупражнение «Ухо –нос» Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Ход игры: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. ⠀ Работайте от медленного темпа к более быстрому. ⠀ Старайтесь прикасаться к носу и ушам после хлопка примерно в одном и том же месте. Нейроупражнение «Весёлые палочки» Цель: развитие мелкой моторики, формирование пространственного представления, развитие зрительно-пространственного восприятия. Профилактика оптической дисграфии. Развитие высших психических функций: мышление, внимание, воображение память и речь. Ход игры: Ребёнок должен снизу выложить такую же фигуру, только в зеркальном отражении. Образец подготовлен педагогом. Фигуру можно выложить не только снизу, но и справа и слева. Сейчас хотим представить вашему вниманию небольшой видеоролик с нейроиграми. Заключение Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР. Прежде всего нейроигра относится к здоровьесберегающим технологиям, что способствует улучшению мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, а также приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности и возбудимости.
|



Нейроигры – эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР










