Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Нейроигры – эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Вилигина Ольга Александровна   
12.12.2025 12:31

Нейроигры – эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНРНейроигры – эффективный инструмент в работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР

Проводя развивающие и коррекционные занятия с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы постоянно ищем как традиционные, так и нетрадиционные игры, приемы и средства для работы с детьми данной категории.

Самым главным и волнующим вопросом для нас стал: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?» Это побудило нас к поиску дополнительных методик решения проблемы. В итоге мы решили остановиться на методике гимнастики мозга – нейрологии. Этот образовательный метод применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

 

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейроигры — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение этих упражнений у детей с проблемами в развитии.

Основная цель применения нейрогигр с детьми — это активизация развития речи у детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Стимуляция нейропластичности мозга для улучшения речи и когнитивных функций.
  2. Развитие речи, артикуляции звуков, словарного запаса и коммуникативных навыков.
  3. Улучшение внимания, памяти, мышления, координации движений и других когнитивных функций.
  4. Развитие мелкой моторики, координации движений, восприятия пространства и времени.
  5. Сделать занятия более интересными и эффективными для детей с ТНР.
  6. Помочь детям в их развитии и подготовке к школе.

Виды нейроигр в работе с дошкольниками с ТНР

  1. Игры для развития моторики: использование мягких игрушек, мячей, скакалок, ловля мяча, хождение по линии, упражнения на балансирование.
  2. Игры для развития речи: использование разнообразных картинок для обучения новым словам, игры в слова, загадки, чтение книг и обсуждение их с детьми.
  3. Игры для развития когнитивных функций: логические игры, головоломки, игры на внимание, игры на развитие памяти.
  4. Игры для развития коммуникативных навыков: ролевые игры, игры-диалоги, игры на совместное решение задач.
  5. Игры для развития социальных навыков: игры на сотрудничество, игры на эмпатию, игры на развитие самоконтроля и управления эмоциями.

Правила использования нейроигр

  1. Подбор подходящих игр. Необходимо выбирать игры, которые будут стимулировать различные аспекты развития, такие как моторика, речь, внимание, память и т.д. Игры должны быть интересными и привлекательными для детей.
  2. Индивидуальный подход. Учитывайте особенности каждого ребенка с ТНР и подстраивайте игры под его потребности и возможности.
  3. Постепенное усложнение заданий. Начинайте с простых заданий и постепенно усложняйте их, чтобы дети могли постепенно развивать свои навыки.
  4. Включение родителей. Вовлекайте родителей в процесс игры, чтобы они могли продолжать работу с ребенком дома.
  5. Систематический подход. Используйте нейроигры регулярно, чтобы обеспечить постоянную стимуляцию мозговой активности и развитие навыков.
  6. Оценка результатов. Ведите учет прогресса каждого ребенка, чтобы видеть его достижения и корректировать работу в соответствии с его потребностями.
  7. Сотрудничество со специалистами. Работайте вместе с логопедами, психологами и другими специалистами, чтобы создать комплексную программу развития для детей с ТНР.

Нами разработана картотека нейроигр. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми играми.

Нейроупражнение «Сигнальщик»

Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация, дифференциация звуков и букв, профилактика дисграфии и дислексии.

Ход игры: Даём в руки детям стойки с изображением символов звуков [А], [У]. Стойку с символом звука [У] берем в правую руку, стойку с символом звука [А] берем в левую руку. Если слышите звук [У], поднимайте правую стойку, если слышите звук [А] поднимайте левую стойку.

Усложнение: ребенок сам придумывает слово на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).

Нейроупражнение «Одинаковые, но разные»

Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация и дифференциация звуков, слогов.

Ход игры: Одной (или двумя) руками «ходим» пальчиками произнося два дифференцируемых звука (слога).

Нейроупражнение «Внимание»

Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук). Автоматизация слов.

Ход игры: Одной (или двумя) руками меняем положение произнося слова на автоматизацию звука.

Усложнение: ребенок сам придумывает слово на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).

Нейроупражнение «Светофор»

Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук) и зрительного праксиса. Автоматизация слов, цветов.

Ход игры: Одной (или двумя) руками меняем положение кистей рук (ладонь, кулак, кисть) на заданный цвет произнося слова на автоматизацию звука.

Усложнение: в конце пути можно придумать слова на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).

Нейроупражнение «Дорожки»

Цель: Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук, их взаимодействие) и зрительного праксиса. Автоматизация звуков.

Ход игры: Двумя руками от старта бежим пальчиками по дорожке к центру, фиксируем позу руки и спускаемся к финишу автоматизируя заданный звук.

Усложнение: в конце пути можно придумать слова на заданный звук меняя его место положение (начало, середина, конец) и считает количество букв и слогов в слове. А также можно придумать с этим словом предложение (длинное или короткое).

Сенсорная игра «Рисуем на спине»

Цель: развитие мышления, внимания и памяти; сенсорного и тактильного восприятия, эмоциональной сферы ребёнка.

В этой игре дети осознают, что важно настроиться на понимание другого человека, учатся передавать информацию без использования слов, развивая навыки невербального общения. Активно развиваются коммуникативные навыки

Ход игры: Знакомим детей с карточками, читаем им названия. Для маленьких детей достаточно 2-3 самых простых изображений. Для детей постарше можно сделать карточки с буквами и цифрами.

Рисуем на спине ребёнка символ или фигуру, предлагаем угадать, что нарисовали и выбрать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, чётко, использовать для рисования всю поверхность спины. Также можно рисовать на ладошке.

Упражнение с межполушарными досками

Цель: развитие моторики и координации движений.

Выполняя упражнения одновременно двумя руками, можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга.

Ход игры: Ребёнок действуя сразу двумя руками, обводит узоры или проходит лабиринты по часовой стрелке или наоборот.

Можно разнообразить тренировки комбинируя трафареты, положить на лист бумаги и рисовать.

Нейроигры с мячами

Цель: совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребёнка.

Задача педагога довести каждый этап до автоматизации.

Ход игры:

  1. игра Передаём мяч по кругу правой рукой. Левой рукой только принимаем мяч. Выполняем синхронно все вместе.
  2. игра На раз передаём мяч с правой руки в левую, на два передаём мяч в руку соседу.

Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.

Каждое движение выполняется четко.

Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает.

Когда отрабатываете "квадрат" или "треугольник", можно запускать в любой последовательности задачи — себе, затем другому, или сначала другому затем себе.

Нейроигра «Разноцветные ручки»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, ориентации в пространстве, учим цвета и геометрические фигуры.

Ход игры:

Ребёнок сначала указывает на геометрическую фигуру в центе, произносит название фигуры и цвет, затем накладывает свои ладони на ладони указанного цвета правильно, правую на правую, левую на левую.

Нейроигра «Кулачок – ладошка — ребро»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Ход игры:

Ребенку показывается 4 положения руки на плоскости. Для каждой позиции ладони на плоскости используется определенная геометрическая форма.

Сначала ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем самостоятельно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе. При затруднении выполнения педагог предлагает ребенку помочь себе командами ( «кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя. При усвоении методики игры, можно усложнять задачу, меняя цветные формы местами.

Компанейская нейроигра

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности; развитие эмоциональной сферы; развитие коммуникативных навыков.

Ход игры:

Дети в парах повторяют движения, изображённые на карточках. Данную игру можно проводить в группе детей и в кругу семьи.

Нейро дорожка «Ножки»

  1. Проходим дорожки, ставя две ноги вместе.
  2. Идем как по узкой тропинке (одна нога следует за другой).
  3. Силуэты стоп направлены в разные стороны (внутрь или наружу)
  4. Силуэты ладошек и стоп прикрепляются в разном порядке. Дети проходят по дорожке в соответствии с силуэтом.

Нейроупражнение «Ухо –нос»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.

Ход игры:

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот. ⠀

Работайте от медленного темпа к более быстрому. ⠀

Старайтесь прикасаться к носу и ушам после хлопка примерно в одном и том же месте.

Нейроупражнение «Весёлые палочки»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование пространственного представления, развитие зрительно-пространственного восприятия. Профилактика оптической дисграфии. Развитие высших психических функций: мышление, внимание, воображение память и речь.

Ход игры:

Ребёнок должен снизу выложить такую же фигуру, только в зеркальном отражении. Образец подготовлен педагогом.

Фигуру можно выложить не только снизу, но и справа и слева.

Сейчас хотим представить вашему вниманию небольшой видеоролик с нейроиграми.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.

Прежде всего нейроигра относится к здоровьесберегающим технологиям, что способствует улучшению мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, а также приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности и возбудимости.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год