| Формирование фонематических категорий у старших дошкольников с нарушениями речи посредством игровых упражнений |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
| Автор: Гурлова Юлия Сергеевна | |||
| 11.12.2025 23:57 | |||
|
Гурлова Юлия Сергеевна, учитель-логопед, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Солнечный город»» (г. Арзамас, Нижегородская область.) В статье раскрывается проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Автором рассмотрены теоретические основы развития фонематической системы речи, а также методы диагностики и коррекции нарушений фонематического слуха через эффективные игровые педагогические практики. Ключевые слова: фонематическое восприятие, дошкольный возраст, коррекционная помощь, игровые технологии.
Последние десятилетия при поступлении в школу наблюдается увеличение детей с несформированными или недостаточно сформированными фонематическими процессами. Старший дошкольный возраст является маркером для определения речевой готовности детей к обучению и определения необходимости логопедической помощи по формированию фонематических процессов. Данная помощь является базовым условием для успешного обучения, так как готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением слышать в словах отдельные звуки и их последовательность. То есть фонематическое восприятие неразрывно связано с обучением грамоте. Нарушения фонологической системы приводят к необратимым нарушениям понимания речи окружающих, затруднениям произношения звуков, и соответственно, трудностям в обучении чтению и письму. Логопеды, работающие с такими детьми, используют различные методы и приемы коррекции, но одним из эффективных и перспективных методов коррекционной логопедической работы являются игровые технологии, которые направлены на формирование и закрепление фонематических категорий. Далее мы раскроем специфику работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста [3]. Понимание механизмов и условий формирования фонематического восприятия обосновано несколькими ключевыми теоретическими подходами. Так, психологический подход раскрывается Л.В. Щербой и Л.С. Выготским. Л.В. Щерба рассматривает постепенное развитие фонологической системы через слуховой образ каждой фонемы и способности различать звуки в потоке речи. Главными этапами данного процесса является осознание отдельных звуковых частиц и умение дифференцировать сходные фонемы. Л.С. Выготский подкреплял данный процесс значимостью социальной среды и приобретением опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и окружающим миром. Исследователь считал, что ребенок постепенно учится анализировать речь окружающих его людей и выделять из нее элементы звучащей речи благодаря общению со взрослыми, а также благодаря специально организованной педагогической работе, то есть, обучению[1]. А.Г. Лурия представляет нейропсихологический подход, который объясняет формирование фонематического восприятия через функционирование определенных зон головного мозга, которые обеспечивают обработку получаемой информации – слышимых акустических звуков. По его мнению, фонематический анализ требует согласованной работы обоих полушарий головного мозга. Как мы знаем, что левое полушарие отвечает за понимание звуков, левое обеспечивает эмоциональное их восприятие и образное сопровождение процесса слушания и говорения[3]. Таким образом, можно говорить о формировании фонематического восприятия через взаимодействие трех взаимосвязанных составляющих: физиологического, психолого-педагогического и социального. Для качественной разработки мероприятий по формированию фонематического слухового восприятия необходимо проводить диагностику. Это важный этап в работе логопеда и дефектолога в дошкольном учреждении. Одной из эффективных и наиболее полных методик изучения сформированности фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста является методика Н.С. Жуковой. Автор предлагает комплекс диагностических мероприятий, которые включают игровые задания на различение звуков, выделение первого и последнего звуков в слове, подбор картинок к заданному звуки и многое другое. Если представить данную диагностику в виде этапов, то она будет выглядеть следующим образом:
В комплексе в логопедической диагностике может проводится диагностика психологическая. Комплексная диагностика позволяет выявить конкретные проблемы и спланировать развивающую, ибо коррекционную программу формирования фонематического восприятия[4]. В работе по формированию фонематического восприятия педагоги, психологи, логопеды и дефектологи выделяют важность систематической развивающей и коррекционной работы с детьми. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей формой организации как воспитательного, так и образовательного процесса. Игровая мотивация дошкольника превалирует над мотивацией учебной и, на этой базе формируется психологическая готовность к школьному обучению. Использование игровых приемов позволяет детям лучше усваивать знания, умения и навыки, в том числе речевые, увеличивать познавательную активность, корректировать трудности произношения и восприятия. Это специальные игровые упражнения, которые направлены на тренировку произношения, различение близких по звучанию звуков, улучшение артикуляции. То есть, цель использования игровых технологий в логопедической практике по формированию фонематического восприятия является повышение мотивации к занятиям, увеличение эффективности развивающей и коррекционной работы, развитие познавательной активности и любознательности, интереса к родному языку[2]. Большое значение в логопедической работе по формированию фонематических категорий у детей старшего дошкольного возраста мы отводим дидактическим обучающим играм. В ходе игры можно выполнять множественные задачи как обучающие, так и воспитательные. Во-первых, ребенок должен усвоить правила игры, чтобы выполнить задание и следовать этим правилам, что дает нам возможность формирования мотивации. Игровая ситуация, яркая выразительная атрибутика или игрушка помогают удерживать внимание. Для этого возраста важно, чтобы каждая игра имела завершенную структуру и включала основные игровые элементы: а) игровая задача (замысел); игровые действия; правила; результат (итог) игры. В зависимости от преследуемых логопедом задач разнообразные игровые технологии могут быть применены как на логопедических занятиях, так и в свободной детской деятельности. То есть специализированная игра с определенными целями вводится в повседневную жизнь ребенка и стимулирует его речевую деятельность[4]. Остановимся подробнее на игровых технологиях, которые мы используем в своей работе с данной проблемой. Понятие «игровые технологии» в работе логопеда включает большую группу методов и приемов организации процесса формирования речевых процессов. Данный процесс протекает в форме игр различной направленности. Для формирования фонематических категорий в копилке логопеда используются следующие игровые технологии:
Опыт работы показывает, что использование игровых технологий имеет высокую эффективность. Дети хорошо усваивают правильную артикуляцию звуков, в речи улучшается воспроизведение сложных фонематических конструкций и, как следствие, у них повышается уровень освоения грамоты. Таким образом, приведем вышесказанное к закономерному выводу – использование игровых упражнений является эффективным способом формирования фонематических категорий у старших дошкольников независимо от тяжести речевых нарушений. Игровые технологии улучшают мотивацию к обучению грамоте, оптимизирует коммуникативные навыки и создает условия к адаптивному переходу к школьному обучению. Литература:
|



Формирование фонематических категорий у старших дошкольников с нарушениями речи посредством игровых упражнений










