| Развитие связаной устной речи в старшем дошкольном возрасте |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Габриелян Алина Рафаеловна | |
| 05.11.2025 08:58 | |
|
Развитие речи является, несомненно, одной из важнейших задач дошкольного обучения. Речевые навыки во многом показывают готовность ребенка к школе. Многие тесты, которые проходят дети перед школой и в самой школе, успешно выполняются, если нет отставания речевого развития. В связи с этим во всех дошкольных учебных заведениях развитию речи ребенка уделяется повышенное внимание. Однако в большинстве учебно-методических пособий по развитию речи дошкольников предполагается развивать артикуляцию, звуко-различение, фонематический слух, фонемный анализ, словарный запас ребенка, его грамматические навыки. А с навыком порождения целого текста по-прежнему возникают значительные сложности.
Нельзя забывать, что целью развития речевых навыков является умение ребенка вести диалог и строить монологическое высказывание. В диалогической речи важно умение выстраивать коммуникацию в зависимости от условий взаимодействия с собеседником, принимая во внимание прагматику данной коммуникативной ситуации и социолингвистические параметры собеседников. А в монологической речи главное — умение порождать стилистически релевантный текст в устной и письменной формах. Разумеется, в детском саду задача может ставиться только по развитию устной речи, а значит, ребенок должен научиться порождать устный связный текст. Как отмечает О.С. Ушаковатекст остается важнейшим понятием: «В сфере наших исследований понятие «текст» — главное, центральное, а уже вокруг него выстраиваются все другие». Однако важно понимать, что классическое в лингвистике определение текста принадлежит И.Р. Гальперинукоторый считал, что «текст — произведение речетворческого процесса, Очевидно, что для речевых высказываний дошкольников это определение не подходит. Для методических целей важен вывод большинства ученых о том, что главными параметрами текста являются связность и цельность. Все эти виды речевых произведений различаются как по содержанию, так и по структуре: скрипты — это описание ребенком каких-то привычных для него последовательных действий. В нарративе, даже личном (в их интерпретации это рассказ ребенком о каком-то непривычном событии, которое с ним произошло), должны присутствовать некое вступление и кульминация. А истории уже характеризуются развернутой структурой, схемой, придерживаться которой дети могут только начиная с 8 лет, хотя понимают ее элементы уже в 4 года. Они жепоказали важную для методики развития речи закономерность: у ребенка сперва развивается способность воспроизводить скрипты, затем — рассказывать личные истории и только потом — выдуманные истории. Итак, в процессе речевого развития уребенка во взаимодействии со взрослыми с его помощью появляются и совершенствуются навыки диалогической и монологической речи. Диалогическая речь является более ранней по генезу и более простой формой устной речи, поскольку ребенок опирается на реплики взрослого. В развитии монологической речи ребенок проходит ряд этапов: личные скрипты (рассказ о личном опыте в каких-то повторяющихся случаях), личные нарративы (рассказы об интересных, необычных событиях, которые произошли с ребенком), выдуманные истории (сперва — пересказы, затем — повествовательные рассказы по серии картинок и, наконец, описательные рассказы по одной картинке). Монологической устной речи ребенка необходимо специально обучать, поскольку это умение не возникает само в процессе взросления. Итак, перед поступлением в школу ребенок должен овладеть базовыми навыками порождения устного монологического высказывания в виде текста или нарратива. Для развития данного навыка работы с фонетикой, лексикой и грамматикой оказывается недостаточно, необходимы специальные занятия на развитие способности к структурированию речи, выстраиванию связного и цельного речевого высказывания. Для работы над устной связной речью важнейшим методическим инструментом оказываются внешние опоры в виде ярких, интересных серий картинок, изображающих некую ситуацию. Ребенок должен научиться «читать» эту серию картинок и на ее основе составлять историю, в которой герой ставил бы перед собой цель, предпринимал какие-то действия и получал определенный результат. После отработки этого навыка можно переходить к созданию придуманных историй, опираясь уже на интериоризованный ребенком план.
|



Развитие связаной устной речи в старшем дошкольном возрасте








