Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие связаной устной речи в старшем дошкольном возрасте
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Габриелян Алина Рафаеловна   
05.11.2025 08:58

Развитие связаной устной речи в старшем дошкольном возрастеРазвитие связаной устной речи в старшем дошкольном возрасте

Развитие речи является, несомненно, одной из важнейших задач дошкольного обучения. Речевые навыки во многом показывают готовность ребенка к школе. Многие тесты, которые проходят дети перед школой и в самой школе, успешно выполняются, если нет отставания речевого развития. В связи с этим во всех дошкольных учебных заведениях развитию речи ребенка уделяется повышенное внимание. Однако в большинстве учебно-методических пособий по развитию речи дошкольников предполагается развивать артикуляцию, звуко-различение, фонематический слух, фонемный анализ, словарный запас ребенка, его грамматические навыки. А с навыком порождения целого текста по-прежнему возникают значительные сложности.

 

Нельзя забывать, что целью развития речевых навыков является умение ребенка вести диалог и строить монологическое высказывание. В диалогической речи важно умение выстраивать коммуникацию в зависимости от условий взаимодействия с собеседником, принимая во внимание прагматику данной коммуникативной ситуации и социолингвистические параметры собеседников. А в монологической речи главное — умение порождать стилистически релевантный текст в устной и письменной формах. Разумеется, в детском саду задача может ставиться только по развитию устной речи, а значит, ребенок должен научиться порождать устный связный текст.

Как отмечает О.С. Ушаковатекст остается важнейшим понятием:

«В сфере наших исследований понятие «текст» — главное, центральное, а уже вокруг него выстраиваются все другие». Однако важно понимать, что классическое в лингвистике определение текста принадлежит И.Р. Гальперинукоторый считал, что «текст — произведение речетворческого процесса, Очевидно, что для речевых высказываний дошкольников это определение не подходит. Для методических целей важен вывод большинства ученых о том, что главными параметрами текста являются связность и цельность. Все эти виды речевых произведений различаются как по содержанию, так и по структуре: скрипты — это описание ребенком каких-то привычных для него последовательных действий.

В нарративе, даже личном (в их интерпретации это рассказ ребенком о каком-то непривычном событии, которое с ним произошло), должны присутствовать некое вступление и кульминация. А истории уже характеризуются развернутой структурой, схемой, придерживаться которой дети могут только начиная с 8 лет, хотя понимают ее элементы уже в 4 года. Они жепоказали важную для методики развития речи закономерность: у ребенка сперва развивается способность воспроизводить скрипты, затем — рассказывать личные истории и только потом — выдуманные истории.

Итак, в процессе речевого развития уребенка во взаимодействии со взрослыми с его помощью появляются и совершенствуются навыки диалогической и монологической речи. Диалогическая речь является более ранней по генезу и более простой формой устной речи, поскольку ребенок опирается на реплики взрослого. В развитии монологической речи ребенок проходит ряд этапов: личные скрипты (рассказ о личном опыте в каких-то повторяющихся случаях), личные нарративы (рассказы об интересных, необычных событиях, которые произошли с ребенком), выдуманные истории (сперва — пересказы, затем — повествовательные рассказы по серии картинок и, наконец, описательные рассказы по одной картинке).

Монологической устной речи ребенка необходимо специально обучать, поскольку это умение не возникает само в процессе взросления.

Итак, перед поступлением в школу ребенок должен овладеть базовыми навыками порождения устного монологического высказывания в виде текста или нарратива. Для развития данного навыка работы с фонетикой, лексикой и грамматикой оказывается недостаточно, необходимы специальные занятия на развитие способности к структурированию речи, выстраиванию связного и цельного речевого высказывания. Для работы над устной связной речью важнейшим методическим инструментом оказываются внешние опоры в виде ярких, интересных серий картинок, изображающих некую ситуацию. Ребенок должен научиться «читать» эту серию картинок и на ее основе составлять историю, в которой герой ставил бы перед собой цель, предпринимал какие-то действия и получал определенный результат. После отработки этого навыка можно переходить к созданию придуманных историй, опираясь уже на интериоризованный ребенком план.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год