Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект фронтального занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Тема «Насекомые»
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Русакова Марина Андреевна   
07.11.2025 11:14

Конспект фронтального занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Тема «Насекомые»Конспект фронтального занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Тема «Насекомые»

Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов, навыков составления и чтения слов.
  • Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
  • Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти.
  • Развитие артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику.
  • Развитие связной речи, речевого слуха.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие зрительного внимания.
  • Совершенствование движений глазами в различных направлениях.

 

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • Воспитывать самоконтроль за речью, желание говорить красиво и правильно;
  • Воспитывать у детей активность и внимательность на занятии;
  • Воспитывать умение до конца выслушивать вопрос и давать полный ответ в виде предложения;
  • Стимулировать познавательную самостоятельность;
  • Создавать у детей положительное настроение;
  • Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Форма организации: фронтально

Категория возраста: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ТНР.

Материалы и оборудование: видеообращение Лунтика, деревянный планшет с картинками для определения первого и последнего звука и сопоставления их с буквой, резинки для паутинки, послание на бересте от Дяди Шнюка, верёвка – паутина, вёдра синего, зелёного, красного цветов, маленькие кружки жёлтого цвета с картинками, бусины красного, синего и зелёного цвета, 3 шнурка, цветочки с прикреплёнными бабочками на дыхание, 3 клумбы из конструктора, садовые цветы на подставках, гимнастика для глаз на телевизоре, планшет для составления слов из слогов, картинки с инструментами, банки с вареньем, этикетки с надписями, схемы для анализа предложений, картинки с героями мультфильма «Лунтик и его друзья».

Ход занятия:

I.Подготовительный этап.

Воспитатель: (обращаясь к детям)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Воспитатель: Вспомните пожалуйста, о чём мы говорили на прошлой неделе? (ответы детей). А кто помнит сколько планет в солнечной системе? (ответы детей). А как называется наша планета? (ответы детей). Кто помнит, как называется естественный спутник Земли? (ответы детей). Вспомните мультфильм, в котором на нашу планету попал необычный малыш. Как он называется?

II. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня утром я получила электронное письмо. Оно меня сильно взволновало. Давайте сядем и посмотрим его. (смотрим презентацию, где Лунтик просит о помощи).

Письмо: «Дорогие ребята! Гусеницы Вупсень и Пупсень решили обитателям полянки устроить неприятности. От их проделок пострадали почти все жители полянки. Нам нужна ваша помощь.»

Воспитатель: Ну что ребята поможем? (Да). Смотрите кому навредили гусеницы? (Дяде Шнюку). А что они сделали? (порвали паутину). Нам надо её починить. А вы знаете, что любит делать Дядя Шнюк? (Ответы детей). Посмотрите, что он нарисовал и соедините картинки с соответствующей буквой: в первом ряду определите последний звук и соедините с буквой, а во втором ряду определите первый звук и соедините с буквой.

Дети выполняют задание. Затем находят послание на бересте от Дяди Шнюка: «Ребята, спасибо вам за помощь, чтобы помочь обитателям полянки идите по моей паутине»

Воспитатель: Ну что, отправляемся в путешествие по поляне. Что же здесь натворили гусеницы? (дети смотрят на картинку и видят, что гусеницы рассыпали нектар Пчелёнку). Что нужно сделать? (собрать нектар в ведёрки). Посмотрите на вёдра, в синее надо собрать нектар с картинкой, которая начинается на твёрдый согласный звук, в зелёное – на мягкий согласный, в красное – на гласный звук. (дети выполняют, проговаривая свои действия)

Воспитатель: Пчёлы очень трудолюбивые насекомые. Давайте и мы потрудимся и разомнём наш язычок.

С утра проснутся пчелки, (открывают рот широко)

Потом причешут челки, (расчёска)

Умоются над лужицей (вкусное варенье)

И по лесу закружатся. (футбол)

От цветка к цветку летают, (часики)

В них нектары собирают. (кошечка)

Крылья, лапки чистят с жаром, (чистим зубки)

Защищают улей жалом. (иголочка)

Водят пчёлы хоровод

Собирают сладкий мёд (упр. Вкусное варенье)

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Пора идти дальше. (дети следуют по паутине)

Воспитатель: Смотрите какие грустные бабочки, что же у них произошло? (гусеницы рассыпали бусы бабочкам). Надо собрать бусы каждой бабочке, в зависимости от их имён. Как зовут бабочек? (ответы детей: в фиолетовом платье – Элина, в жёлтом – Марго, в розовом — Роза) Соберите бусы из рассыпанных бусин, давая характеристику каждому звуку. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Бабочки предлагают поиграть с подружками. Возьмите в руки цветы и сдуйте с них бабочек. Но сначала вспомним как правильно надо дуть? (на вдохе не поднимаем плечи, вдыхаем носов, на выдохе не надуваем щёки, выдыхаем через рот). (Дети выполняют задание)

Воспитатель: Молодцы! Идём дальше? (дети следуют по паутине)

Находят картинку с плачущей Милой. Что здесь произошло? (Вупсень и Пупсень растоптали цветы). Что же делать? (Надо посадить новые цветы). Возьмите в руки по одному цветку и посадите на клумбу в соответствии с количеством слогов (дети находят клумбу с соответствующей схемой и помещают на неё цветы).

Воспитатель: Молодцы! Ну, а нам пора двигаться дальше (дети следуют по паутине). А кто самый активный из друзей Лунтика? (кузнечик Кузя). Пойдёмте посмотрим, что же предлагает Кузя? (дети под музыку выполняют гимнастику для глаз).

Воспитатель: Молодцы! Пора двигаться дальше. Снова идем по паутине (дети находят картинку с Корнеем Корнеевичем). Что у него произошло? (Вупсень и Пупсень засыпали вход в нору червяка). Чтобы его освободить, надо составить слова из слогов и провести Корнея Корнеевича в нору. (дети собирают из слогов названия инструментов Корнея)

Воспитатель: Отлично! Пора идти дальше (дети следуют по паутине). Дети находят картинку с удивлённой бабой Капой. Вупсень и Пупсень раскидали этикетки от банок с вареньем. Посмотрите, что написано на этикетках и приклейте на соответствующую банку. Какое варенье сварила баба Капа? (из вишни – вишнёвое, из малины, из клубники, из земляники, из яблок, из черники, из ежевики, из смородины). Есть ли здесь варенье, которое отличается чем-то от других? (да – яблочное, так как оно фруктовое, а остальное ягодное)

Воспитатель: Здорово! Ну а нам нужно идти дальше. Продолжаем идти по паутине. Кого мы встретили? (Генерала Шера). Чем занимается Шер? (следит за порядком в лесу и на поле). Расскажите, как нужно вести себя в лесу чтоб небыло беды? Составьте предложения об этом и выложите схему.

Примерные ответы детей:

Нельзя ловить и убивать насекомых.

Нельзя разбрасывать мусор в лесу и на поле.

Нельзя разжигать в лесу костры.

Нельзя в лесу рубить деревья.

Нельзя сжигать сухую траву.

В лесу нельзя шуметь.

Нельзя в лесу шуметь и пугать животных.

Нельзя рвать цветы.

Воспитатель: Ребята, куда же ведёт паутина? Идём по ней. (Смотрят видео от Лунтика, в котором он благодарит ребят за помощь).

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте вспомним, где мы сегодня были? Кому помогли? Что вам понравилось? А что было сложно? Вы молодцы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 41 (403) выйдет
7 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год