| Конспект фронтального занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Тема «Насекомые» |
| Логопедия, Моторика, Развитие речи | |
| Автор: Русакова Марина Андреевна | |
| 07.11.2025 11:14 | |
|
Цель: Обобщить полученные знания о звуках, буквах, слогах, словах и предложениях. Коррекционно-образовательные задачи:
Коррекционно – развивающие задачи:
Коррекционно – воспитательные задачи:
Форма организации: фронтально Категория возраста: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ТНР. Материалы и оборудование: видеообращение Лунтика, деревянный планшет с картинками для определения первого и последнего звука и сопоставления их с буквой, резинки для паутинки, послание на бересте от Дяди Шнюка, верёвка – паутина, вёдра синего, зелёного, красного цветов, маленькие кружки жёлтого цвета с картинками, бусины красного, синего и зелёного цвета, 3 шнурка, цветочки с прикреплёнными бабочками на дыхание, 3 клумбы из конструктора, садовые цветы на подставках, гимнастика для глаз на телевизоре, планшет для составления слов из слогов, картинки с инструментами, банки с вареньем, этикетки с надписями, схемы для анализа предложений, картинки с героями мультфильма «Лунтик и его друзья». Ход занятия: I.Подготовительный этап. Воспитатель: (обращаясь к детям) Встанем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Воспитатель: Вспомните пожалуйста, о чём мы говорили на прошлой неделе? (ответы детей). А кто помнит сколько планет в солнечной системе? (ответы детей). А как называется наша планета? (ответы детей). Кто помнит, как называется естественный спутник Земли? (ответы детей). Вспомните мультфильм, в котором на нашу планету попал необычный малыш. Как он называется? II. Основная часть. Воспитатель: Сегодня утром я получила электронное письмо. Оно меня сильно взволновало. Давайте сядем и посмотрим его. (смотрим презентацию, где Лунтик просит о помощи). Письмо: «Дорогие ребята! Гусеницы Вупсень и Пупсень решили обитателям полянки устроить неприятности. От их проделок пострадали почти все жители полянки. Нам нужна ваша помощь.» Воспитатель: Ну что ребята поможем? (Да). Смотрите кому навредили гусеницы? (Дяде Шнюку). А что они сделали? (порвали паутину). Нам надо её починить. А вы знаете, что любит делать Дядя Шнюк? (Ответы детей). Посмотрите, что он нарисовал и соедините картинки с соответствующей буквой: в первом ряду определите последний звук и соедините с буквой, а во втором ряду определите первый звук и соедините с буквой. Дети выполняют задание. Затем находят послание на бересте от Дяди Шнюка: «Ребята, спасибо вам за помощь, чтобы помочь обитателям полянки идите по моей паутине» Воспитатель: Ну что, отправляемся в путешествие по поляне. Что же здесь натворили гусеницы? (дети смотрят на картинку и видят, что гусеницы рассыпали нектар Пчелёнку). Что нужно сделать? (собрать нектар в ведёрки). Посмотрите на вёдра, в синее надо собрать нектар с картинкой, которая начинается на твёрдый согласный звук, в зелёное – на мягкий согласный, в красное – на гласный звук. (дети выполняют, проговаривая свои действия) Воспитатель: Пчёлы очень трудолюбивые насекомые. Давайте и мы потрудимся и разомнём наш язычок. С утра проснутся пчелки, (открывают рот широко) Потом причешут челки, (расчёска) Умоются над лужицей (вкусное варенье) И по лесу закружатся. (футбол) От цветка к цветку летают, (часики) В них нектары собирают. (кошечка) Крылья, лапки чистят с жаром, (чистим зубки) Защищают улей жалом. (иголочка) Водят пчёлы хоровод Собирают сладкий мёд (упр. Вкусное варенье) (Дети выполняют задание) Воспитатель: Молодцы! Пора идти дальше. (дети следуют по паутине) Воспитатель: Смотрите какие грустные бабочки, что же у них произошло? (гусеницы рассыпали бусы бабочкам). Надо собрать бусы каждой бабочке, в зависимости от их имён. Как зовут бабочек? (ответы детей: в фиолетовом платье – Элина, в жёлтом – Марго, в розовом — Роза) Соберите бусы из рассыпанных бусин, давая характеристику каждому звуку. (Дети выполняют задание) Воспитатель: Молодцы! Бабочки предлагают поиграть с подружками. Возьмите в руки цветы и сдуйте с них бабочек. Но сначала вспомним как правильно надо дуть? (на вдохе не поднимаем плечи, вдыхаем носов, на выдохе не надуваем щёки, выдыхаем через рот). (Дети выполняют задание) Воспитатель: Молодцы! Идём дальше? (дети следуют по паутине) Находят картинку с плачущей Милой. Что здесь произошло? (Вупсень и Пупсень растоптали цветы). Что же делать? (Надо посадить новые цветы). Возьмите в руки по одному цветку и посадите на клумбу в соответствии с количеством слогов (дети находят клумбу с соответствующей схемой и помещают на неё цветы). Воспитатель: Молодцы! Ну, а нам пора двигаться дальше (дети следуют по паутине). А кто самый активный из друзей Лунтика? (кузнечик Кузя). Пойдёмте посмотрим, что же предлагает Кузя? (дети под музыку выполняют гимнастику для глаз). Воспитатель: Молодцы! Пора двигаться дальше. Снова идем по паутине (дети находят картинку с Корнеем Корнеевичем). Что у него произошло? (Вупсень и Пупсень засыпали вход в нору червяка). Чтобы его освободить, надо составить слова из слогов и провести Корнея Корнеевича в нору. (дети собирают из слогов названия инструментов Корнея) Воспитатель: Отлично! Пора идти дальше (дети следуют по паутине). Дети находят картинку с удивлённой бабой Капой. Вупсень и Пупсень раскидали этикетки от банок с вареньем. Посмотрите, что написано на этикетках и приклейте на соответствующую банку. Какое варенье сварила баба Капа? (из вишни – вишнёвое, из малины, из клубники, из земляники, из яблок, из черники, из ежевики, из смородины). Есть ли здесь варенье, которое отличается чем-то от других? (да – яблочное, так как оно фруктовое, а остальное ягодное) Воспитатель: Здорово! Ну а нам нужно идти дальше. Продолжаем идти по паутине. Кого мы встретили? (Генерала Шера). Чем занимается Шер? (следит за порядком в лесу и на поле). Расскажите, как нужно вести себя в лесу чтоб небыло беды? Составьте предложения об этом и выложите схему. Примерные ответы детей: Нельзя ловить и убивать насекомых. Нельзя разбрасывать мусор в лесу и на поле. Нельзя разжигать в лесу костры. Нельзя в лесу рубить деревья. Нельзя сжигать сухую траву. В лесу нельзя шуметь. Нельзя в лесу шуметь и пугать животных. Нельзя рвать цветы. Воспитатель: Ребята, куда же ведёт паутина? Идём по ней. (Смотрят видео от Лунтика, в котором он благодарит ребят за помощь). III. Заключительная часть. Воспитатель: Какие вы молодцы! Давайте вспомним, где мы сегодня были? Кому помогли? Что вам понравилось? А что было сложно? Вы молодцы!
|



Конспект фронтального занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Тема «Насекомые»








