Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие логопеда с педагогами и родителями в процессе коррекции речи детей
Логопедия, Моторика, Развитие речи
Автор: Исмаилова Инна Николаевна   
01.11.2025 20:30

Взаимодействие логопеда с педагогами и родителями в процессе коррекции речи детейВзаимодействие логопеда с педагогами и родителями в процессе коррекции речи детей

Автор: Исмаилова Инна Николаевна

В данной статье раскрывается сущность понятия «Задержка речевого развития». Рассматриваются основные аспекты, создание комфортной образовательной среды, обеспечение активного участия родителей в воспитании и закреплении успехов.

Ключевые слова: задержка речевого развития, логопедия, психология.

В наши дни общеизвестно, что проблема обучения детей с нарушениями речи становится все более актуальной. Наблюдается увеличение не только числа детей с речевыми отклонениями, но и усложнение структуры этих нарушений. Все чаще встречаются случаи, когда у детей наблюдается комплексный дефект. Такие дети остро нуждаются в своевременной логопедической поддержке.

 

Совершенно ясно, что для эффективной логопедической коррекции необходимо тесное взаимодействие логопеда с родителями, воспитателя с родителями, а также логопеда с воспитателями. В последнее время вопросу сотрудничества уделяется все больше внимания, поскольку развитие личности ребенка в первую очередь формируется в семейном окружении. В детских садах создаются условия, максимально приближенные к домашним, и родители активно вовлекаются в коррекционно-образовательный процесс.

Оказывая всестороннее комплексное воздействие на ребенка, мы не только преодолеваем речевые трудности, но и способствуем гармоничному и всестороннему развитию его личности. Именно поэтому данному вопросу уделяется значительное внимание в научной литературе, что отражено в работах таких авторов, как Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева и других.

Эффективность коррекционно-развивающей работы логопеда во многом определяется активным участием родителей в процессе исправления речи, воспитании и обучении ребенка. Занятия с ребенком, имеющим проблемы с речью, должны проводиться не только в специализированных учреждениях, но и дома, в семейном кругу, который является важнейшей социальной ячейкой для ребенка. Необходимо привлекать к коррекции по возможности всех членов семьи.

Однако, часто даже самые заинтересованные родители не обладают достаточными знаниями и навыками в педагогике, что приводит к недостатку внимания к речевым проблемам ребенка или перекладыванию ответственности на специалистов. Не менее вредны и ошибочные методы коррекции, применяемые родителями из лучших побуждений, но без необходимой квалификации.

Поэтому инициатива сотрудничества должна исходить от логопеда. Задачи включают создание комфортной образовательной среды, понятное разъяснение важности и методов коррекции, обеспечение активного участия родителей в воспитании и закреплении успехов, а также предоставление необходимых инструментов и средств связи.

К каждой семье требуется индивидуальный подход. Если родители делегируют всю работу специалистам, необходима просветительская работа и мотивация к совместной работе. При излишней активности родителей следует подчеркнуть важность спокойной и последовательной работы. В случаях, когда родители недооценивают проблемы речи, необходимо объяснять важность коррекции, постоянно напоминая и интересуясь успехами ребенка. В неблагополучных семьях логопеду придется брать на себя основную работу или искать альтернативные решения. Универсальных решений нет, и логопеду приходится постоянно учиться.

Существуют педагогические приемы и методы, облегчающие работу логопеда, которые можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и объединяющие.

Коллективные методы:

  1. Родительские собрания;
  2. Семинары и практикумы (тренинги);
  3. Круглые столы.

Индивидуальные методы:

  1. Анкетирование;
  2. Собеседования;
  3. Консультации;
  4. Тетради домашних заданий;
  5. Еженедельные итоговые выписки.

Наглядные методы:

  1. Буклеты, информационные листки и газеты;
  2. Открытые занятия;
  3. Логопедическая библиотека;
  4. Сайты, презентации, интерактивные компьютерные программы.

Интеграция через общие мероприятия: вовлечение родителей и детей в совместные праздники, представления, игры и развлекательные программы.

Родительские собрания – ключевой элемент для построения партнерских отношений между специалистами и родителями. На первых встречах родители узнают об организации учреждения, правилах, задачах специалистов, результатах предыдущих групп и т.д. Видеоматериалы с примерами успешной работы логопедов и других специалистов могут быть полезным дополнением. Эти собрания также способствуют сплочению родителей в коллектив, объединенный общими целями и заботами. Важно подчеркнуть общую ответственность за будущее ребенка и предложить пути решения задач, как для специалистов, так и для родителей.

Последующие собрания должны акцентировать положительную динамику развития детей. Недопустимо публичное выделение одних детей и указание на проблемы других. Все сложные вопросы следует обсуждать индивидуально.

Необходимо оставлять время на вопросы и ответы. Хотя не все родители активно задают вопросы, практика показывает, что темы обычно схожи, поэтому ответы будут полезны всем.

Семинары и практикумы нацелены на оказание помощи родителям в организации домашних логопедических занятий. Родители учатся правильно работать с материалами, получают знания в области логопедии и психологии, осваивают упражнения для развития моторики, внимания и мышления. Каждый семинар должен быть конкретным, направленным на решение актуальных задач, и подкреплен практическими демонстрациями, наглядными пособиями и информационными материалами.

Круглые столы способствуют укреплению связей между педагогами и родителями, повышая педагогическую компетентность последних. В отличие от семинаров, ориентированных на практику, круглые столы служат для теоретического обоснования работы с детьми. К участию следует привлекать различных специалистов. Обсуждение состоит из докладов на важные темы и обмена мнениями.

Воспитательная работа осуществляется по тем же направлениям, что и в массовой группе: нравственное, умственное, эстетическое и т.д. Некоторые особенности можно отметить при организации игровой деятельности детей. Если для воспитанников массового сада достаточно лишь создать условия для игры, то детей с нарушениями речи приходится учить играть. Прежде всего воспитатель создает базу – запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые дети в наибольшей степени получают в ходе целевых прогулок (в магазин, аптеку, поликлинику).

При этом воспитатель обращает внимание детей на все мелочи, т.к. их восприятие нарушено и страдает фрагментарностью. Необходимо не только привлекать внимание детей к каким-либо объектам, действиям, но и называть, и, кроме того, просить детей повторить их. После прогулки воспитатель приступает к организации игры по данной теме. Воспитатель не руководит игрой, а лишь участвует в ней, увлекая детей и предотвращая конфликты. Участвуя в играх, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, во время игр будут полезны вопросы: доктор, зачем вы бинтуете руку? Продавец, какую и почему вы поставили на весы гирю? Вопросы активизируют воображение, заставляют ребенка думать.

Все свои логопедические занятия логопед проводит в игровой форме, что также способствует обучению детей игровым действиям и игре в целом.

В логопедической группе коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное — подчиненным. Но в то же время при выполнении общеобразовательных задач ведущая роль отводиться воспитателю, а логопед является его активным помощником.

Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьей. Воспитатель, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей.

Для того что бы установки родителей были адекватными, необходимо вести логопеду просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

  • ознакомительные беседы в детских садах
  • сообщения на стендах в детских садах
  • индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей

-психологическая помощь родителям, тяжело переживающим ситуацию.

Работа с родителями осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных или на показе индивидуального занятия). Поэтому помимо выполняемой в массовом детском саду деятельности – консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовление ширм, папок передвижек и другого наглядного материала, оформление информационного стенда для родителей – воспитатель логопедической группы осуществляет и специфические формы работы с родителями.

Основная форма такой работы – объяснения задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедам и принципы выполнения задания. Подробные разъяснения даются каждому родителю индивидуально, а если задания совпадают, то нескольким – одновременно. Особенно тщательно такая работа проводиться в начале обучения, когда родителям приходится привыкать ко многому: и к тетрадям, и к необходимости выполнять домашние задания, и к специальным терминам и понятиям. Воспитателю следует следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, занимались детьми и приносили тетради обратно с выполненным домашним заданием. Логопед заполняет данную тетрадь для родителей по лексико-грамматическим темам которая бала на неделе.

По этой тетради воспитатель вечером в детском саду, а родители дома отрабатывают как лексико-грамматические категории, так и звукопроизношение. Нужно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, т.к. без овладения определенными знаниями и навыками продвигаться дальше в обучение невозможно.

Другая специфическая форма работы воспитателя и логопеда с родителями – собрания и открытые занятия. Виды занятий, показываемых на собраниях, рекомендуется чередовать, что бы родители смогли получить представления о каждом из них. Логопед проводит несколько открытых занятий для родителей по всем разделам своей работы: лексические, грамматические, звукопроизношение, обучение грамоте, связная речь, индивидуальная работа.

В план собрания полезно включить консультацию, проводимую в зависимости от темы логопедом или воспитателем. Наиболее актуальными темами для консультации воспитателя являются «требование детского сада и семьи», «воспитание у детей самостоятельности» и т.п. Темы для консультаций логопеда: «Правильное выполнение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», «Что такое нарушение речи?» и т.п.

Одной из форм работы логопеда с родителями может быть так называемая «Логопедическая беседка». Ее суть сводиться к тому, что логопед один раз в месяц отвечает на вопросы родителей по проведенному ранее анкетированию «Какой аспект логопедической работы вам интересен или затрудняет».

Таким образом активное привлечение родителей к комплексной работе воспитателя и логопеда помогает повысит эффективность обучения ребенка.

Список использованной литература:

  1. Закон РФ «Об образовании», М., 2023.
  2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2018.
  3. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2019. № 3.
  4. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя — логопеда и семьи. СПб. 2011.
  5. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  6. Доронова Т. Н. и др. Дошкольные учреждения и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  7. Сагдеева Н. В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг навстречу» Детство-Пресс, 2012.
  8. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год