ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОРИТМИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ |
Логопедия | |||
Автор: Чернявская Надежда Федоровна Медведева Надежда Федоровна Чеченева Оксана Александровна | |||
15.05.2025 09:40 | |||
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. На музыкальных занятиях музыка сопровождается не только движением, но и речью, которая является его руководящим началом. Необходимо знать особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией. Развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. Средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является логоритмика, специальное музыкально-педагогическое направление.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него. Три кита, на которых стоит логоритмика — это движение, музыка и речь. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка. Задачи:
На музыкальных занятиях логоритмические игры и упражнения предлагаем детям в сочетании с какой — либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. На подготовительном этапе используем упражнения на развитие общих речевых навыков — дыхание, голоса — это различные распевки. Распевка «Конфетки» Ши-ши-ши-ши — как конфетки хороши. Шо-шо-шо-шо — мойте ручки хорошо. Шу-шу-шу-шу – я к столу вас приглашу. Ша-ша-ша-ша — будем кушать не спеша. Распевка «Лиса» Са-са-са — это хитрая лиса. Су-су-су – и живёт она в лесу. Сы-сы-сы — много дела у лисы. Со-со-со — она крутит колесо. Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков). Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций). Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса. Музыкально — ритмические движения — одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания. Например: «В лесу» (Слова –движения) Мы в лесу гуляли, зайку повстречали. (Идем хороводом, держась за руки) Сидит зайка под кустом, ушки длинные торчком. (Сидим на корточках и ладошками шевелим над головой) Мы в лесу гуляли, лисичку повстречали. (Идем хороводом, держась за руки) Роет лапкой норку, хочет съесть мышонка. (На корточках «роем» попеременно ладошками норку) Мы в лесу гуляли, мишку повстречали. (Идем хороводом, держась за руки) Бурого, лохматого, мишку косолапого. (Топчемся на месте, изображая мишку) Мы в лесу гуляли, волка повстречали. (Идем хороводом, держась за руки) Ножками затопали, ручками захлопали. Ножками затопали, волка испугали… (Топают и хлопают) Музыкально-ритмическое упражнение «Барабан»: Жил на свете барабан, Очень много ритмов знал Ты скорей за ним шагай И задание выполняй! Барабан детям задавал разный ритм и под определенный ритм дети выполняли движения. Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха. Например: «Гусь» — вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука «Ш-Ш-Ш», «Трубач» — кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Упражнения для развития мелкой моторики. Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь! Например: «Солнышко» - Как светит солнышко летом? Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони. - Как светит солнышко зимой? Пальцы собираются в щепотку. Игры на развитие фонематического слуха. Фонематический слух – это систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. Например: «Угадай, что звучит?», «Повтори за мной». Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения. Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используются разнообразные оркестры детских инструментов: оркестр «Шуршалочки» (листочки из бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер — сюрпризов), «Ложкари», «Бубенцы» (используем колокольчики и бубенчики). Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаются движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь. Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки, становятся, более совершенны и качественны. Логоримика – уникальное средство, которое в непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач, которые очень нравится детям. Таким образом можно сделать вывод, что включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений. Список литературы:
|