Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОРИТМИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Логопедия
Автор: Чернявская Надежда Федоровна Медведева Надежда Федоровна Чеченева Оксана Александровна   
15.05.2025 09:40

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОРИТМИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОРИТМИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

  • Чеченева Оксана Александровна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»
  • Медведева Надежда Федоровна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»
  • Чернявская Надежда Федоровна, воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. На музыкальных занятиях музыка сопровождается не только движением, но и речью, которая является его руководящим началом. Необходимо знать особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией. Развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. Средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является логоритмика, специальное музыкально-педагогическое направление.

 

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него. Три кита, на которых стоит логоритмика — это движение, музыка и речь. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми:

  1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
  2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • формирование правильного дыхания
  • развитие способности ориентироваться в пространстве
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов
  • формирование навыка релаксации
  • развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

На музыкальных занятиях логоритмические игры и упражнения предлагаем детям в сочетании с какой — либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. На подготовительном этапе используем упражнения на развитие общих речевых навыков — дыхание, голоса — это различные распевки.

Распевка «Конфетки»

Ши-ши-ши-ши — как конфетки хороши.

Шо-шо-шо-шо — мойте ручки хорошо.

Шу-шу-шу-шу – я к столу вас приглашу.

Ша-ша-ша-ша — будем кушать не спеша. Распевка «Лиса»

Са-са-са — это хитрая лиса.

Су-су-су – и живёт она в лесу.

Сы-сы-сы — много дела у лисы.

Со-со-со — она крутит колесо.

Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков). Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций). Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

Музыкально — ритмические движения — одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания.

Например:

«В лесу» (Слова –движения)

Мы в лесу гуляли, зайку повстречали. (Идем хороводом, держась за руки)

Сидит зайка под кустом, ушки длинные торчком. (Сидим на корточках и ладошками шевелим над головой)

Мы в лесу гуляли, лисичку повстречали. (Идем хороводом, держась за руки)

Роет лапкой норку, хочет съесть мышонка. (На корточках «роем» попеременно ладошками норку)

Мы в лесу гуляли, мишку повстречали. (Идем хороводом, держась за руки)

Бурого, лохматого, мишку косолапого. (Топчемся на месте, изображая мишку)

Мы в лесу гуляли, волка повстречали. (Идем хороводом, держась за руки)

Ножками затопали, ручками захлопали.

Ножками затопали, волка испугали… (Топают и хлопают)

Музыкально-ритмическое упражнение «Барабан»:

Жил на свете барабан,

Очень много ритмов знал

Ты скорей за ним шагай

И задание выполняй!

Барабан детям задавал разный ритм и под определенный ритм дети выполняли движения.

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: «Гусь» — вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука «Ш-Ш-Ш», «Трубач» — кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф».

Упражнения для развития мелкой моторики. Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь! Например:

«Солнышко»

- Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

- Как светит солнышко зимой? Пальцы собираются в щепотку.

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. Например: «Угадай, что звучит?», «Повтори за мной». Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук. Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используются разнообразные оркестры детских инструментов: оркестр «Шуршалочки» (листочки из бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер — сюрпризов), «Ложкари», «Бубенцы» (используем колокольчики и бубенчики).

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаются движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь. Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки, становятся, более совершенны и качественны.

Логоримика – уникальное средство, которое в непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач, которые очень нравится детям.

Таким образом можно сделать вывод, что включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.

Список литературы:

  1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» — М.: ТЦ Сфера, 2007, 408с.
  2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” — М.: Мозаика-Синтез, 2006, 259с.
  3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” — М.: ТЦ Сфера, 2006, 302с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год