ТИКО-конструирование – современная педагогическая технология при работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ |
Конструирование | |
Автор: Иванова Анна Александровна Семенцова Ирина Александровна | |
09.07.2025 10:58 | |
МБДОУ «Детский сад № 120» г.о. Самара
Все больше детей поступают в детские сады с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями. Эта группа детей очень разнообразна, но всех их объединяет необходимость в специальном подходе к обучению и воспитанию. В детских садах, работающих с такими детьми, крайне важен индивидуальный подход. Для каждого ребенка разрабатывается специальная программа, учитывающая его особенности. Мы используем разнообразные методы и инструменты, чтобы сделать обучение увлекательным и эффективным. Главная цель – создать для каждого ребенка комфортную и стимулирующую среду, способствующую его максимальному развитию. Мы стремимся к тому, чтобы обучение было не просто полезным, но и интересным для каждого воспитанника. Поэтому в нашей работе мы используем ТИКО-конструктор.
Конструирование – это увлекательный процесс, открывающий перед малышом бескрайние возможности для творческого самовыражения и познания окружающего мира. Ребенок, собирая детали конструктора, не просто строит башню или машинку, он развивает множество важных качеств и навыков, которые пригодятся ему в будущем. Во-первых, конструктор пробуждает и усиливает любознательность. Маленький строитель исследует форму, размер, свойства деталей, экспериментирует с их комбинациями, стараясь понять, как из отдельных элементов создается целое. Это развивает активность, инициативу, способность к экспериментированию и поиску решений. Процесс конструирования требует самостоятельности – ребенок учится принимать решения, планировать свои действия и добиваться задуманного результата. Он сам выбирает фигуры, методы сборки и оценивает свои достижения. Более того, конструктор воспитывает ответственность. Ребенок учится бережно обращаться с деталями, следить за порядком на рабочем месте и доводить начатое дело до конца. Если он собирает конструктор в команде, то развивает навыки продуктивного взаимодействия. Дети учатся договариваться, распределять задачи, оказывать взаимопомощь и уважать мнение друг друга. Это коллективная творческая работа, где вклад каждого важен. Сам процесс конструирования задействует оба полушария головного мозга, а мелкая моторика рук активизирует речевые центры, способствует развитию речи. Работа с конструктором способствует развитию логического мышления. Дети учатся анализировать ошибки, совершенствовать свои навыки, выявлять закономерности, находить связи между предметами и явлениями, решать пространственные задачи и добиваться более сложных результатов. В итоге, конструктор становится не просто игрушкой, а мощным инструментом всестороннего развития личности ребенка, закладывая фундамент для успешного обучения в будущем. Что же такое «ТИКО»? – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля. Ценность использования ТИКО-конструирования в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья заключается в необходимости развивать у них пространственное мышление. Играя с конструктором ТИКО, дети не только запоминают названия и формы плоскостных фигур (таких как треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывают для себя мир призм и пирамид. Логические задания и тематическое моделирование помогают педагогам детских садов и родителям развивать и корректировать зрительные представления у детей. Это позволяет дошкольникам в игровой форме легко осваивать математические понятия и формировать универсальные логические навыки. Через практическую деятельность с конструкторами ТИКО дети знакомятся как с плоскостным, так и с объёмным моделированием. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важно, чтобы результаты их творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, так как это способствует повышению самооценки и положительно влияет на мотивацию к обучению и познанию. Конструктор ТИКО может быть использован в различных формах работы с детьми:
Существуют различные формы организации процесса конструирования, такие как:
На первом этапе работы важно постепенно познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с конструктором, начиная с простых задач и постепенно переходя к более сложным. Сначала стоит рассмотреть фигуры конструктора ТИКО, назвать их цвета и формы. После того как дети немного освоятся с конструктором, можно переходить к сборке. Важно обратить внимание на то, что детали ТИКО имеют две стороны: одна шершавая, другая гладкая. При соединении деталей шершавая сторона должна быть снаружи, а гладкая — внутри. На втором этапе работы дети уже умеют работать по схемам и могут конструировать плоские фигуры на различные темы, которые затем можно объединить в масштабную экспозицию. После этого схемы усложняются: они становятся меньшего размера по сравнению с деталями конструктора, и дети начинают создавать объемные конструкции. ТИКО-конструктор находит применение в различных областях:
Дети используют созданные с помощью ТИКО-изобретения в сюжетно-ролевых играх, театрализованных представлениях, а также в дидактических играх и упражнениях, когда знакомятся с окружающим миром. Внедрение технологии ТИКО-моделирования создает условия для творческой самореализации детей, обогащает и разнообразит развивающую среду, а также формирует игровой формат совместной деятельности педагогов и детей. Это вовлекает детей в активный творческий процесс, делая их пребывание в детском саду более интересным, полезным и разнообразным. Применение технологии ТИКО-моделирования в различных видах деятельности способствует повышению самооценки ребенка, что, в свою очередь, положительно влияет на его мотивацию. Дети лучше ориентируются в пространстве, учатся работать в группе и коллективе, а также проявляют интерес к самостоятельному техническому творчеству. Полезно обсуждать с детьми результаты их работы с конструктором, достигнутые в ходе занятий, и рассматривать возможные варианты применения. С конструктором «ТИКО» жизнь ребенка станет ярче, интереснее и разнообразнее. Список литературы:
|