Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТИКО-конструирование – современная педагогическая технология при работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ
Конструирование
Автор: Иванова Анна Александровна Семенцова Ирина Александровна   
09.07.2025 10:58

ТИКО-конструирование – современная педагогическая технология при работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУТИКО-конструирование – современная педагогическая технология при работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

МБДОУ «Детский сад № 120» г.о. Самара

  • Иванова Анна Александровна, воспитатель
  • Семенцова Ирина Александровна, воспитатель

Все больше детей поступают в детские сады с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями. Эта группа детей очень разнообразна, но всех их объединяет необходимость в специальном подходе к обучению и воспитанию.

В детских садах, работающих с такими детьми, крайне важен индивидуальный подход. Для каждого ребенка разрабатывается специальная программа, учитывающая его особенности. Мы используем разнообразные методы и инструменты, чтобы сделать обучение увлекательным и эффективным. Главная цель – создать для каждого ребенка комфортную и стимулирующую среду, способствующую его максимальному развитию. Мы стремимся к тому, чтобы обучение было не просто полезным, но и интересным для каждого воспитанника. Поэтому в нашей работе мы используем ТИКО-конструктор.

 

Конструирование – это увлекательный процесс, открывающий перед малышом бескрайние возможности для творческого самовыражения и познания окружающего мира. Ребенок, собирая детали конструктора, не просто строит башню или машинку, он развивает множество важных качеств и навыков, которые пригодятся ему в будущем.

Во-первых, конструктор пробуждает и усиливает любознательность. Маленький строитель исследует форму, размер, свойства деталей, экспериментирует с их комбинациями, стараясь понять, как из отдельных элементов создается целое. Это развивает активность, инициативу, способность к экспериментированию и поиску решений. Процесс конструирования требует самостоятельности – ребенок учится принимать решения, планировать свои действия и добиваться задуманного результата. Он сам выбирает фигуры, методы сборки и оценивает свои достижения. Более того, конструктор воспитывает ответственность. Ребенок учится бережно обращаться с деталями, следить за порядком на рабочем месте и доводить начатое дело до конца. Если он собирает конструктор в команде, то развивает навыки продуктивного взаимодействия. Дети учатся договариваться, распределять задачи, оказывать взаимопомощь и уважать мнение друг друга. Это коллективная творческая работа, где вклад каждого важен. Сам процесс конструирования задействует оба полушария головного мозга, а мелкая моторика рук активизирует речевые центры, способствует развитию речи.

Работа с конструктором способствует развитию логического мышления. Дети учатся анализировать ошибки, совершенствовать свои навыки, выявлять закономерности, находить связи между предметами и явлениями, решать пространственные задачи и добиваться более сложных результатов. В итоге, конструктор становится не просто игрушкой, а мощным инструментом всестороннего развития личности ребенка, закладывая фундамент для успешного обучения в будущем.

Что же такое «ТИКО»? – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.

Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля.

Ценность использования ТИКО-конструирования в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья заключается в необходимости развивать у них пространственное мышление. Играя с конструктором ТИКО, дети не только запоминают названия и формы плоскостных фигур (таких как треугольники, квадраты, ромбы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывают для себя мир призм и пирамид.

Логические задания и тематическое моделирование помогают педагогам детских садов и родителям развивать и корректировать зрительные представления у детей. Это позволяет дошкольникам в игровой форме легко осваивать математические понятия и формировать универсальные логические навыки. Через практическую деятельность с конструкторами ТИКО дети знакомятся как с плоскостным, так и с объёмным моделированием. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особенно важно, чтобы результаты их творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать, так как это способствует повышению самооценки и положительно влияет на мотивацию к обучению и познанию. Конструктор ТИКО может быть использован в различных формах работы с детьми:

  • в индивидуальных занятиях, включая коррекционные;
  • в совместной деятельности воспитателя и детей, как в фронтальной, так и в подгрупповой или коллективной, для закрепления и уточнения знаний;
  • в качестве элемента занятия;
  • при организации коллективной работы, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;
  • в парной работе, где дети могут совместно выполнять одно задание или индивидуально решать разные задачи с последующей взаимопроверкой;
  • в самостоятельной деятельности, путем обогащения предметно-развивающей среды.

Существуют различные формы организации процесса конструирования, такие как:

  • конструирование по контурной схеме
  • конструирование с использованием слухового диктанта
  • конструирование по образцу
  • конструирование по собственному замыслу.

На первом этапе работы важно постепенно познакомить детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с конструктором, начиная с простых задач и постепенно переходя к более сложным. Сначала стоит рассмотреть фигуры конструктора ТИКО, назвать их цвета и формы. После того как дети немного освоятся с конструктором, можно переходить к сборке. Важно обратить внимание на то, что детали ТИКО имеют две стороны: одна шершавая, другая гладкая. При соединении деталей шершавая сторона должна быть снаружи, а гладкая — внутри.

На втором этапе работы дети уже умеют работать по схемам и могут конструировать плоские фигуры на различные темы, которые затем можно объединить в масштабную экспозицию. После этого схемы усложняются: они становятся меньшего размера по сравнению с деталями конструктора, и дети начинают создавать объемные конструкции.

ТИКО-конструктор находит применение в различных областях:

  1. В театрализованной деятельности он позволяет создавать декорации и персонажей для сказок.
  2. Для спортивных игр и соревнований можно использовать разнообразные атрибуты, собранные из деталей ТИКО.
  3. В игровой деятельности, например, в режиссёрских играх, можно конструировать кукольную мебель, транспорт и другие предметы.
  4. В изобразительном искусстве также можно создавать яркие узоры и орнаменты.

Дети используют созданные с помощью ТИКО-изобретения в сюжетно-ролевых играх, театрализованных представлениях, а также в дидактических играх и упражнениях, когда знакомятся с окружающим миром.

Внедрение технологии ТИКО-моделирования создает условия для творческой самореализации детей, обогащает и разнообразит развивающую среду, а также формирует игровой формат совместной деятельности педагогов и детей. Это вовлекает детей в активный творческий процесс, делая их пребывание в детском саду более интересным, полезным и разнообразным.

Применение технологии ТИКО-моделирования в различных видах деятельности способствует повышению самооценки ребенка, что, в свою очередь, положительно влияет на его мотивацию. Дети лучше ориентируются в пространстве, учатся работать в группе и коллективе, а также проявляют интерес к самостоятельному техническому творчеству. Полезно обсуждать с детьми результаты их работы с конструктором, достигнутые в ходе занятий, и рассматривать возможные варианты применения. С конструктором «ТИКО» жизнь ребенка станет ярче, интереснее и разнообразнее.

Список литературы:

  1. Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Карасева. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 146 c.
  2. 4. Интернет — ссылка: Развивающие игры для детей магазин | Интернет-магазин «Развивающие игры и конструкторы»
  3. Захарова Л.Е. Технология «ТИКО-моделирование» в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, 2024
  4. Нечаева, В.Г. Конструирование в детском саду [Текст]/ В.Г. Нечаева. – М.: Учпедгиз, 1961
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 25 (387) выйдет
13 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год