|
Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Формирование навыков связного высказывания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности с конструктором LEGO»
Выполнил: Ильина Ю.В. Учитель-логопед МАДОУ «ДС «НЬЮТОН» г. Челябинска»
Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании технологии Лего-конструирования как средства развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
- Познакомить педагогов с теоретическими основами использования Лего-конструирования в коррекционно-развивающей работе.
- Показать практические приемы и методы работы с конструктором для развития диалогической и монологической речи.
- Создать условия для активного взаимодействия и обмена опытом между участниками.
Скачать буклет
Целевая аудитория: учителя-логопеды, воспитатели комбинированных, компенсирующих и общеразвивающих групп.
Оборудование и материалы:
- Конструкторы LEGO (различные наборы: классические, пластины для строительства).
- Презентация с ключевыми тезисами и примерами.
- Раздаточный материал: карточки-схемы, карточки с символами для моделирования рассказов.
- Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
План проведения:
1. Вводная часть
- Приветствие и актуализация темы.
- Ведущий: «Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о том, как превратить привычный конструктор Лего в мощный инструмент развития связной речи у детей с ТНР. Почему именно Лего? Потому что это – мотивация, игра, наглядность и действие, объединенные в одном инструменте».
- Упражнение-разминка «Ассоциации»: Педагогам предлагается назвать одну ассоциацию со словом «Лего» (например: деталь, стройка, фантазия). Ведущий фиксирует слова на флипчарте и подводит итог: «Как мы видим, Лего – это безграничные возможности для творчества, а значит, и для речи».
2. Теоретический блок
Презентация «Лего-конструирование в логопедической практике».
- Почему это работает с детьми с ТНР?
- Снижает тревожность и создает ситуацию успеха.
- Задействует кинестетический, зрительный и слуховой каналы восприятия.
- Мотивационный компонент: ребенок хочет играть, а значит, и общаться.
- Конкретика и наглядность: проще рассказать о том, что ты видишь и держишь в руках.
- Решаемые задачи:
- Связная речь: составление описаний, повествований, рассуждений.
- Словарь: активизация и расширение словаря по темам, введение предлогов, прилагательных, наречий.
- Грамматика: согласование слов в предложении, употребление падежных конструкций.
- Коммуникация: развитие диалога, умения задавать вопросы и отвечать на них.
3. Практический блок
- Часть 1. «От слова к фразе» (работа в парах).
- Задание «Слепой конструировщик»: Один педагог ( «конструктор») смотрит на готовую простую схему. Второй педагог ( «исполнитель») – спиной. Задача «конструктора» – дать точные инструкции, чтобы «исполнитель» собрал такую же модель. Используются предлоги (положи НА, возьми ИЗ, соедини МЕЖДУ), прилагательные (длинный, красный, маленький).
- Рефлексия: Какие грамматические конструкции и части речи пришлось использовать? Как сложно было быть точным в формулировках?
- Часть 2. «От фразы к рассказу» (работа в мини-группах по 3-4 человека).
- Задание «Построй свою историю»:
- Каждая группа получает набор Лего и тему (например: «Происшествие в зоопарке», «Необыкновенное путешествие», «Самый лучший день»).
- Педагоги совместно строят модель, отражающую эту историю.
- Затем они должны составить по своей постройке:
- Описательный рассказ (Что это? Какое оно? Из каких частей состоит?).
- Повествовательный рассказ (Что произошло? Что было сначала, что потом? Чем все закончилось?).
- Использовать опорные схемы (например, символы: кто? где? что случилось? почему? как решили?).
- Презентация историй: Каждая группа представляет свою постройку и рассказ.
- Часть 3. «Методическая копилка» (обсуждение в кругу).
- Ведущий предлагает обсудить и дополнить список игр и упражнений:
- «Угадай, что я построил» (описание без названия).
- «Найди отличия» (между двумя похожими постройками).
- «Продолжи историю» (один начинает строить и рассказывать, другой продолжает).
- «Пересказ по цепочке» с опорой на постройку.
4. Рефлексия и подведение итогов
- Упражнение «Лего-отзыв»: Каждому участнику предлагается взять один кубик Лего определенного цвета, который символизирует его впечатление:
- Красный – «Это было полезно и интересно, возьму в свою копилку».
- Зеленый – «У меня появились новые идеи».
- Желтый – «У меня остались вопросы, требуется доработка».
- Педагоги по очереди кладут свой кубик в общую постройку (например, «Башню профессионального роста») и кратко комментируют свой выбор.
- Заключительное слово ведущего: «Сегодня мы с вами не только построили интересные модели, но и убедились, что Лего – это уникальная среда, где можно "строить" не только замки, но и красивую, правильную речь. Желаю вам творческих успехов в этом увлекательном процессе!»
Карточка-схема для составления рассказа:
- Герой (Кто главный? Построй его.)
- Место (Где все происходит? Построй место.)
- Проблема (Что случилось? Что помешало герою?)
- Решение (Что сделал герой, чтобы исправить ситуацию?)
- Конец (Чем все закончилось? Какой вывод?)
Список полезных предлогов и слов для инструкций:
- Предлоги: на, под, над, в, перед, за, между, около, из, к, от.
- Слова-действия: соедини, прикрепи, поставь, поменяй, сними, поверни.
- Слова-признаки: цвет, размер, форма, первый/последний, верхний/нижний.
Примеры карточек-схем для построения и рассказа истории
Карточка 1: «Помощь другу»
1. Герой: Построй веселого щенка.
- (Используйте желтые или коричневые детали, торчащие детали для ушей и хвоста).
2. Место: Построй высокую гору (горку из кубиков) и уютный домик внизу.
- (Гора должна быть неустойчивой, чтобы можно было ее "уронить").
3. Проблема: Щенок залез на гору, чтобы поиграть, но боится спуститься вниз. Он заскулил: «Тяф-тяф! Помогите!»
- (Наклоните фигурку щенка, как будто он смотрит вниз с обрыва).
4. Решение: Построй длинную прочную лестницу из плоских кирпичиков. Щенок осторожно спустился по ней.
- (Предложите ребенку самому построить и приставить лестницу к горе).
5. Конец: Щенок благополучно спустился и весело виляет хвостиком. Вывод: Друзья всегда приходят на помощь.
Карточка 2: «Спасение мячика»
1. Герой: Построй девочку Машу.
- (Стандартная фигурка Лего с деталью, символизирующей мяч, в руке).
2. Место: Построй глубокую речку (синий кирпичик-пластина или несколько синих деталей в ряд) и мост через нее.
- (Мост можно сделать из одного длинного кирпичика).
3. Проблема: Маша играла с мячиком на мосту. Мячик упал в речку и уплывает! «Ой, мой мячик!»
- (Уберите деталь-мячик из руки фигурки и положите ее на синюю "воду").
4. Решение: Построй быструю лодочку. Маша села в лодочку и поплыла за мячиком.
- (Лодочку можно сделать из желтой или красной детали-лодочки или сложить из кирпичиков).
5. Конец: Маша догнала мячик и радостно вернулась на берег. Вывод: Не стоит терять надежду, из любой ситуации можно найти выход.
Карточка 3: «Заблудившийся инопланетянин»
1. Герой: Построй инопланетянина.
- (Используйте фигурку необычного цвета, например, зеленого, и добавьте ему на голову антенну из маленького стержня).
2. Место: Построй космический корабль (перевернутый конус) и планету Земля с деревьями и домами.
- (Землю можно схематично изобразить зелеными и синими деталями на плоской пластине).
3. Проблема: У инопланетянина сломался космический корабль. Он не может улететь домой и грустит: «У-у-у, как же я теперь попаду домой?»
- (Отломите от корабля одну деталь, чтобы показать поломку).
4. Решение: Построй супер-мега-заправку из разноцветных кирпичиков. Инопланетянин «заправил» свой корабль (починил его).
- (Ребенок может "присоединить" заправку к кораблю и приделать обратно отломанную деталь).
5. Конец: Корабль взлетел, инопланетянин машет рукой на прощание. Вывод: Даже в незнакомом месте можно найти помощь.
Карточка 4: «Вкусное угощение»
1. Герой: Построй голодного мишку.
- (Используйте крупную фигурку или постройте мишку из кубиков).
2. Место: Построй стол (поставить плоскую пластину на 4 кубика-ножки) и лес вокруг (несколько зеленых деталей-деревьев).
- (Стол должен быть пустым).
3. Проблема: Мишка пришел в гости, но на столе совсем нет еды. Он потрогал свой животик: «Ур-р-р, как же я хочу есть!»
- (Фигурка мишки показывает на пустой стол).
4. Решение: Построй на столе огромный и красивый торт из разноцветных кирпичиков.
- (Это творческое задание — пусть ребенок проявит фантазию, создавая торт).
5. Конец: Мишка съел торт и стал улыбаться. Вывод: Чтобы стать хорошим хозяином, нужно заботиться о гостях.
Рекомендации педагогу:
- Адаптируйте сложность: Упрощайте или усложняйте постройки в зависимости от возможностей ребенка.
- Используйте фигурки: Если есть фигурки Лего — замечательно. Если нет — героев и объекты можно строить из кубиков.
- Речевое сопровождение: Постоянно комментируйте действия ребенка, задавайте наводящие вопросы ( «Куда поставим домик?», «Какого цвета будет лодка?», «Что сказал щенок?»).
- Динамика: Разыгрывайте историю, двигая фигурки, имитируя звуки. Это делает процесс живым и увлекательным.
Список литературы
- Васильева, В. С. Работа в группах комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / В. С. Васильева, Л. М. Исрафилова, И. Ю. Федорова. — Челябинск: Издательство ЮУрГГПУ, 2021. — 68 с.
- Кольцова, М.М., Рузина, М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
- Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. — М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 104 с.
- Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М.: Сфера, 2002. -119 с.
- Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
|