Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Формирование навыков связного высказывания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности с конструктором LEGO»
Конструирование
Автор: Ильина Юлия Вадимовна   
04.12.2025 17:08

Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Формирование навыков связного высказывания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности с конструктором LEGO»Методическая разработка мастер-класса для педагогов «Формирование навыков связного высказывания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе игровой деятельности с конструктором LEGO»

Выполнил: Ильина Ю.В. Учитель-логопед МАДОУ «ДС «НЬЮТОН» г. Челябинска»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании технологии Лего-конструирования как средства развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с теоретическими основами использования Лего-конструирования в коррекционно-развивающей работе.
  2. Показать практические приемы и методы работы с конструктором для развития диалогической и монологической речи.
  3. Создать условия для активного взаимодействия и обмена опытом между участниками.

Скачать буклет

Целевая аудитория: учителя-логопеды, воспитатели комбинированных, компенсирующих и общеразвивающих групп.

Оборудование и материалы:

  • Конструкторы LEGO (различные наборы: классические, пластины для строительства).
  • Презентация с ключевыми тезисами и примерами.
  • Раздаточный материал: карточки-схемы, карточки с символами для моделирования рассказов.
  • Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

План проведения:

1. Вводная часть

  • Приветствие и актуализация темы.
  • Ведущий: «Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о том, как превратить привычный конструктор Лего в мощный инструмент развития связной речи у детей с ТНР. Почему именно Лего? Потому что это – мотивация, игра, наглядность и действие, объединенные в одном инструменте».
  • Упражнение-разминка «Ассоциации»: Педагогам предлагается назвать одну ассоциацию со словом «Лего» (например: деталь, стройка, фантазия). Ведущий фиксирует слова на флипчарте и подводит итог: «Как мы видим, Лего – это безграничные возможности для творчества, а значит, и для речи».

2. Теоретический блок

Презентация «Лего-конструирование в логопедической практике».

  • Почему это работает с детьми с ТНР?
  • Снижает тревожность и создает ситуацию успеха.
  • Задействует кинестетический, зрительный и слуховой каналы восприятия.
  • Мотивационный компонент: ребенок хочет играть, а значит, и общаться.
  • Конкретика и наглядность: проще рассказать о том, что ты видишь и держишь в руках.
  • Решаемые задачи:
  • Связная речь: составление описаний, повествований, рассуждений.
  • Словарь: активизация и расширение словаря по темам, введение предлогов, прилагательных, наречий.
  • Грамматика: согласование слов в предложении, употребление падежных конструкций.
  • Коммуникация: развитие диалога, умения задавать вопросы и отвечать на них.

3. Практический блок

  • Часть 1. «От слова к фразе» (работа в парах).
  • Задание «Слепой конструировщик»: Один педагог ( «конструктор») смотрит на готовую простую схему. Второй педагог ( «исполнитель») – спиной. Задача «конструктора» – дать точные инструкции, чтобы «исполнитель» собрал такую же модель. Используются предлоги (положи НА, возьми ИЗ, соедини МЕЖДУ), прилагательные (длинный, красный, маленький).
  • Рефлексия: Какие грамматические конструкции и части речи пришлось использовать? Как сложно было быть точным в формулировках?
  • Часть 2. «От фразы к рассказу» (работа в мини-группах по 3-4 человека).
  • Задание «Построй свою историю»:
  1. Каждая группа получает набор Лего и тему (например: «Происшествие в зоопарке», «Необыкновенное путешествие», «Самый лучший день»).
  2. Педагоги совместно строят модель, отражающую эту историю.
  3. Затем они должны составить по своей постройке:
  • Описательный рассказ (Что это? Какое оно? Из каких частей состоит?).
  • Повествовательный рассказ (Что произошло? Что было сначала, что потом? Чем все закончилось?).
  • Использовать опорные схемы (например, символы: кто? где? что случилось? почему? как решили?).
  • Презентация историй: Каждая группа представляет свою постройку и рассказ.
  • Часть 3. «Методическая копилка» (обсуждение в кругу).
  • Ведущий предлагает обсудить и дополнить список игр и упражнений:
  • «Угадай, что я построил» (описание без названия).
  • «Найди отличия» (между двумя похожими постройками).
  • «Продолжи историю» (один начинает строить и рассказывать, другой продолжает).
  • «Пересказ по цепочке» с опорой на постройку.

4. Рефлексия и подведение итогов

  • Упражнение «Лего-отзыв»: Каждому участнику предлагается взять один кубик Лего определенного цвета, который символизирует его впечатление:
  • Красный – «Это было полезно и интересно, возьму в свою копилку».
  • Зеленый – «У меня появились новые идеи».
  • Желтый – «У меня остались вопросы, требуется доработка».
  • Педагоги по очереди кладут свой кубик в общую постройку (например, «Башню профессионального роста») и кратко комментируют свой выбор.
  • Заключительное слово ведущего: «Сегодня мы с вами не только построили интересные модели, но и убедились, что Лего – это уникальная среда, где можно "строить" не только замки, но и красивую, правильную речь. Желаю вам творческих успехов в этом увлекательном процессе!»

Карточка-схема для составления рассказа:

  1. Герой (Кто главный? Построй его.)
  2. Место (Где все происходит? Построй место.)
  3. Проблема (Что случилось? Что помешало герою?)
  4. Решение (Что сделал герой, чтобы исправить ситуацию?)
  5. Конец (Чем все закончилось? Какой вывод?)

Список полезных предлогов и слов для инструкций:

  • Предлоги: на, под, над, в, перед, за, между, около, из, к, от.
  • Слова-действия: соедини, прикрепи, поставь, поменяй, сними, поверни.
  • Слова-признаки: цвет, размер, форма, первый/последний, верхний/нижний.

Примеры карточек-схем для построения и рассказа истории

Карточка 1: «Помощь другу»

1. Герой: Построй веселого щенка.

  • (Используйте желтые или коричневые детали, торчащие детали для ушей и хвоста).

2. Место: Построй высокую гору (горку из кубиков) и уютный домик внизу.

  • (Гора должна быть неустойчивой, чтобы можно было ее "уронить").

3. Проблема: Щенок залез на гору, чтобы поиграть, но боится спуститься вниз. Он заскулил: «Тяф-тяф! Помогите!»

  • (Наклоните фигурку щенка, как будто он смотрит вниз с обрыва).

4. Решение: Построй длинную прочную лестницу из плоских кирпичиков. Щенок осторожно спустился по ней.

  • (Предложите ребенку самому построить и приставить лестницу к горе).

5. Конец: Щенок благополучно спустился и весело виляет хвостиком. Вывод: Друзья всегда приходят на помощь.

Карточка 2: «Спасение мячика»

1. Герой: Построй девочку Машу.

  • (Стандартная фигурка Лего с деталью, символизирующей мяч, в руке).

2. Место: Построй глубокую речку (синий кирпичик-пластина или несколько синих деталей в ряд) и мост через нее.

  • (Мост можно сделать из одного длинного кирпичика).

3. Проблема: Маша играла с мячиком на мосту. Мячик упал в речку и уплывает! «Ой, мой мячик!»

  • (Уберите деталь-мячик из руки фигурки и положите ее на синюю "воду").

4. Решение: Построй быструю лодочку. Маша села в лодочку и поплыла за мячиком.

  • (Лодочку можно сделать из желтой или красной детали-лодочки или сложить из кирпичиков).

5. Конец: Маша догнала мячик и радостно вернулась на берег. Вывод: Не стоит терять надежду, из любой ситуации можно найти выход.

Карточка 3: «Заблудившийся инопланетянин»

1. Герой: Построй инопланетянина.

  • (Используйте фигурку необычного цвета, например, зеленого, и добавьте ему на голову антенну из маленького стержня).

2. Место: Построй космический корабль (перевернутый конус) и планету Земля с деревьями и домами.

  • (Землю можно схематично изобразить зелеными и синими деталями на плоской пластине).

3. Проблема: У инопланетянина сломался космический корабль. Он не может улететь домой и грустит: «У-у-у, как же я теперь попаду домой?»

  • (Отломите от корабля одну деталь, чтобы показать поломку).

4. Решение: Построй супер-мега-заправку из разноцветных кирпичиков. Инопланетянин «заправил» свой корабль (починил его).

  • (Ребенок может "присоединить" заправку к кораблю и приделать обратно отломанную деталь).

5. Конец: Корабль взлетел, инопланетянин машет рукой на прощание. Вывод: Даже в незнакомом месте можно найти помощь.

Карточка 4: «Вкусное угощение»

1. Герой: Построй голодного мишку.

  • (Используйте крупную фигурку или постройте мишку из кубиков).

2. Место: Построй стол (поставить плоскую пластину на 4 кубика-ножки) и лес вокруг (несколько зеленых деталей-деревьев).

  • (Стол должен быть пустым).

3. Проблема: Мишка пришел в гости, но на столе совсем нет еды. Он потрогал свой животик: «Ур-р-р, как же я хочу есть!»

  • (Фигурка мишки показывает на пустой стол).

4. Решение: Построй на столе огромный и красивый торт из разноцветных кирпичиков.

  • (Это творческое задание — пусть ребенок проявит фантазию, создавая торт).

5. Конец: Мишка съел торт и стал улыбаться. Вывод: Чтобы стать хорошим хозяином, нужно заботиться о гостях.

Рекомендации педагогу:

  • Адаптируйте сложность: Упрощайте или усложняйте постройки в зависимости от возможностей ребенка.
  • Используйте фигурки: Если есть фигурки Лего — замечательно. Если нет — героев и объекты можно строить из кубиков.
  • Речевое сопровождение: Постоянно комментируйте действия ребенка, задавайте наводящие вопросы ( «Куда поставим домик?», «Какого цвета будет лодка?», «Что сказал щенок?»).
  • Динамика: Разыгрывайте историю, двигая фигурки, имитируя звуки. Это делает процесс живым и увлекательным.

Список литературы

  1. Васильева, В. С. Работа в группах комбинированной направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / В. С. Васильева, Л. М. Исрафилова, И. Ю. Федорова. — Челябинск: Издательство ЮУрГГПУ, 2021. — 68 с.
  2. Кольцова, М.М., Рузина, М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 224 с.
  3. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов / Т.В. Лусс. — М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 104 с.
  4. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. — М.: Сфера, 2002. -119 с.
  5. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 224 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год