Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование электронного конструктора «Знаток» с целью формирования основ инженерного мышления у старших дошкольников.
Конструирование
Автор: Казанкова Елена Леонидовна Овчарёва Ольга Владимировна   
19.05.2025 17:19

Использование электронного конструктора «Знаток» с целью формирования основ инженерного мышления у старших дошкольников.Использование электронного конструктора «Знаток» с целью формирования основ инженерного мышления у старших дошкольников.

Основы инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и роботов. Данный тип мышления важен как для изучения, так и для эксплуатации разнообразной техники.

Моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Дошкольное детство является наиболее оптимальным периодом для реализации данной задачи, так как в этом возрасте, возможно создать необходимые условия для развития способностей каждого ребёнка.

Данная программа разработана на основе:

 

Скачать конспект

использования электронного конструктора «Знаток» как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию.

Отличительные особенности программы заключается в том, что работа с конструкторами «Знаток» позволяет детям в форме познавательной игры узнать основы электротехники и электроники. При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире. Этот конструктор помогает стать ребенку более внимательным, усидчивым, рассудительным.

Программа направленна на формирование устойчивого интереса детей к техническому творчеству, помощь в нахождении любимого дела, выбора будущей профессии и жизненного пути.

Цель:

Формирование познавательно-исследовательской активности, основ технического мышления у дошкольников через электроконструирование и решений проблемных ситуаций.

Задачи:

  • дать общие сведения о природе электрического тока и показать основные приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ
  • способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников свете, звуке, электричестве, кислотности.
  • развивать коммуникативные качества
  • развивать познавательно — исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность
  • пробудить в ребёнке интерес к исследованию окружающего мира и стремление к новым знаниям
  • приобщать детей к научным ценностям и достижениям современной техники.

Как рассказать детям про электричество без скуки? Конечно посредством опытов! Особенно про неопасное электричество, статическое. Оно живет повсюду, и если его поймать, то с ним можно поиграть.

Была создана картотека опытов.

Опыт «Шарик с полосками»

Нарежем салфетку очень узкими и полосками. Проведем несколько раз шариком по своим волосам, а затем поднесем его вплотную к полоскам. Что произошло? Почему так происходит?

Вывод:

Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу.

Опыт «Волшебные шарики»

На стене висит шарик, а на полу лежат разноцветные шарики.

- Можно ли повесить шарики на стену. Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей)

-А хотите ваши шарики превратить в волшебные? (необходимо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали).

Вывод: в наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

Всю работу с электронным конструктором «Знаток» мы разделили на четыре ступени.

Первой ступенью работы с электронным конструктором «Знаток» — знакомство с деталями конструктора, техникой безопасности и правилами работы.

Вторая ступень — знакомство с условными обозначениями и цифровыми кодами, используемые в электрических схемах конструктора «Знаток».

Третья ступень — формирование умения работать с деталями конструктора по схемам.

Четвёртая ступень – формировать умение чертить электрическую

Параллельно с работой по схемам проводилась исследовательская работа

«Исследование мощности электрических цепей»

Вывод: Высота взлёта пропеллера зависит от источника электричества, то есть от количества батареек в электрической цепи.

При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире. Поэтому были разработаны мини проекты:

«Его величество электричество», «От лучины до лампочки», «Вентилятор»

Цель которых — познакомить детей с природой возникновения электричества, с историей создания электрической лампочки, вентилятора.

Совместно с родителями были созданы альбомы:

«Уличные фонари», «История происхождения лампочки», «Берегите электроэнергию»

Совместно с родителями был создан мини музей «От лучины до лампочки»

Подготовлены консультации для родителей:

«Формирование основ инженерного мышления у старших дошкольников с помощью конструктора «Знаток», «Экспериментируем вместе с детьми», «Освещение детской комнаты»

Для повышения творческой и познавательной активности дошкольников в процессе обучения, были созданы презентации и разработаны интерактивные дидактические игры.

Знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в дошкольный период при работе с электронным конструктором «Знаток» будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе.

Примерное тематическое планирование

Тема занятия.

                     Цель.

Результат.

 

                     Сентябрь

 

1.Вводное занятие

Познакомить с правилами работы с электронным конструктором и техникой безопасности. Формировать представление о природе электрического тока.

Получены знания о технике безопасности.

2.Методика сборки схем

Формировать представление об электронике, и её месте в современной жизни.

Что такое электрическая цепь и электрическая схема?

Закреплены ранее пройденные знания и приобретены новые.

 

Октябрь

 

3.Условные обозначения и цифровые коды

Познакомить с условными обозначениями и цифровыми кодами, используемые в электрических схемах конструктора «Знаток»

Знание условных обозначений и цифровых кодов.

4.Откуда ток в батарейке?

Познакомить с получением электричества с помощью батарейки.

«Наураша в стране Наурандия»

Практическое руководство стр. 36

Устанавливают причино – следственные связи.

5. История создания лампочки

Познакомить детей с историей создания электрической лампочки.

Расширены знания детей о пользе и опасности электричества.  

6. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме №1

«Фонарик с лампочкой»

Получены практические навыки.

 

                       Ноябрь

 

7. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме №2

«Светодиодный фонарик»

Получены практические навыки.

8.Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме №3

«Управляемая кнопкой лампочка»

Получены практические навыки.

9.Опыт

«Электрояблоко»

Познакомить с использование некоторых плодов вместо батарейки.

«Наураша в стране Наурандия»

Практическое руководство стр. 38

Устанавливают причино – следственные связи.

10. История создания вентилятора

Познакомить детей с историей создания вентилятора.

Получены знания об истории вентилятора.

 

                 Декабрь

 

11. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме №4

«Вентилятор»

Получены

практические навыки.

12. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме №5

«Управляемый кнопкой вентилятор»

Получены практические навыки.

13. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме №6, последовательно соединять лампочку и электродвигатель.

Получены практические навыки.

14. «Что даёт нам свет»

Формировать представления об искусственных и естественных источниках света.

«Наураша в стране Наурандия»

Практическое руководство стр. 40

                     Январь

Устанавливают причино – следственные связи.

   

15. «Как сделать светлее?»

Формировать представление о том, что освещённость предмета зависит от силы источника.  

«Наураша в стране Наурандия»

Практическое руководство стр. 41

Устанавливают причино – следственные связи.

16. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме №7, последовательно соединять управляемые кнопкой лампочку и электродвигатель.

Получены практические навыки.

17. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№8, параллельно соединять лампочку и электродвигатель.

Получены практические навыки.

 

Февраль

 

18. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 9, последовательно соединять батареи

Устанавливают причино – следственные связи.

19. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 10, последовательно соединять светодиод с лампочкой.

Устанавливают причино – следственные связи.

20. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 13, параллельно соединять электродвигатель со свтодиодом.

Закреплены ранее пройденные знания и приобретены новые.

21. Работа со схемами электронного конструктора «Односторонняя проводимость светодиода»

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 14, рисовать электрическую схему

Умеют рисовать электрическую схему

 

Март

 

22. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 15, собирать последовательное соединение лампочки, светодиода, двигателя.

Получены практические навыки.

Умеют рисовать электрическую схему

23. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 16, собирать параллельное соединение лампочки, светодиода, двигателя.

Умеют делать простейшие выводы.

24. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 17, собирать смешанное соединение лампочки, светодиода, двигателя.

Получены знания о смешанном соединении.

Умеют делать простейшие выводы.

25. «Простейший телеграфный тренажёр»

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 24, познакомить с Азбукой Морзе

Получены практические навыки.

 

                 Апрель

 

26. История создания радио

Познакомить детей с великим русским изобретателем А.         С. Поповым и его изобретением.

Получены знания об истории радио

27. «Спичечный телефон»

Познакомить детей с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

«Наураша в стране Наурандия»

Практическое руководство стр. 76

Закреплено умение действовать согласно алгоритму.

28. Работа со схемами электронного конструктора

Формировать умение работать с деталями конструктора по схеме

№ 31 «FM - радиоприёмник»

Получены практические навыки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год