Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Специфика работы педагога по раскрытию творческого потенциала ребёнка в конструктивно-модельной деятельности»
Конструирование
Автор: Ястребова Надежда Валентиновна   
23.05.2025 18:21

«Специфика работы педагога по раскрытию творческого потенциала ребёнка в конструктивно-модельной деятельности»«Специфика работы педагога по раскрытию творческого потенциала ребёнка в конструктивно-модельной деятельности»

Творчество является важной составляющей развития личности ребёнка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Отечественные психологи и педагоги — Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др. доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. По определению С. И. Ожегова, творчество — это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существующие предметы. Способность — природная одарённость, талантливость. Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способность к их развитию.

 

Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование. Конструирование (от латинского) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Как правило, процесс конструирование проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игры со строительным материалом является, то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствии чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования- это техническое и художественное. Художественное — это конструирование из бумаги, картона и из бросового и природного материала. Техническое- это конструирование из строительного материала, лего-конструирование. В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к "формированию своеобразных эмоциональных образов" (А. В. Запорожец).

Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми мы размышляли над вопросами: Как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развивать творческие способности дошкольников в конструировании? Как добиться того, чтобы каждый ребёнок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет чётко разработанной системы работы с дошкольниками по конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественное конструирование в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определённой организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и "умных эмоций", что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным. Поэтому в нашей группе мы разработали систему работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является раскрытие творческого потенциала старших дошкольников посредством конструирования.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  1. Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребёнка;
  2. Развивать творческий потенциал дошкольников средствами конструирования;
  3. Формировать у детей знания, умения и навыки конструктивной деятельности.
  4. Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.

В своей работе мы используем следующие формы организации обучение конструированию, которые по нашему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности (по Л. А. Парамоновой).

  1. Конструирование по образцу (обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщённым способом анализа).
  2. Конструирование по теме (дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал).
  3. Конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решение, боясь ошибок).
  4. Конструирование по условиям.

При разработке системы работы по конструированию мы ознакомились с вопросами теории и практики таких исследователей как В.Г. Груба, А.М. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Н. Н. Подьяков и другие.

Ожидаемый результат:

Предполагается, что организованная работа по конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей. Дети будут создавать "образы" (конструкции) выразительные, оригинальные, удалённые от исходных данных, наделять одни и те же "образы" разными свойствами. Научатся строить "образы" на одной основе, видеть целое раньше частей. Научатся планировать свою работу, добиваться результата. Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.

Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:

  1. Совместная деятельность взрослого с ребёнком и детей друг с другом.
  2. Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
  3. Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
  4. Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, развитием речи, (сочинением сказок) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Система работы с дошкольниками по конструированию включает в себя:

  1. цикл тематических занятий;
  2. комплекс дидактических игр;
  3. работу с родителями.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.

Работа планируется по следующим разделам:

  • 1 раздел — "Самоделкино".

Работа с бросовым материалом (пластиковые бутылки разной ёмкости, футляры от киндер-сюрприза, крышки от детского питания, картонные упаковки, цветная проволока, втулки из-под туалетной бумаги и т. п.)

  • 2 раздел — "Волшебная бумага".

Работа с бумагой, освоение техники оригами, объёмной скульптурой.

  • 3 раздел — "Природная мозаика".

Работа с природным материалом (шишки, веточки, ракушки песок)

  • 4 раздел —"Город мастеров".

Работа со строительным материалом.

  • 5 раздел "Юные исследователи".

Работа с разными видами конструкторов.

Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. Детские поделки используются в оформлении группы, раздевалки, выставки детских работ к праздникам. При взаимодействии с родителями используем такие формы работы: консультации, папки-передвижки, мастер-классы, детско-родительские занятия. Опыт работы по раскрытию творческого потенциала детей в конструктивно-модельной деятельности очень заинтересовал родителей наших воспитанников. Дети из дома всё чаще приносят поделки, сделанные вместе с родителями, фотографии построек из различных видов конструктора, поделки из Лего-конструктора.

Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на всё новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Таким образом, стабильная и систематическая работа в данном направлении позволит повысит уровень развития творческих способностей детей, у них появится большая уверенность в себе и своих возможностях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год