«Специфика работы педагога по раскрытию творческого потенциала ребёнка в конструктивно-модельной деятельности» |
Конструирование | |||
Автор: Ястребова Надежда Валентиновна | |||
23.05.2025 18:21 | |||
Творчество является важной составляющей развития личности ребёнка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет. Отечественные психологи и педагоги — Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков и др. доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций. По определению С. И. Ожегова, творчество — это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существующие предметы. Способность — природная одарённость, талантливость. Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способность к их развитию.
Эффективным средством для развития творческих способностей детей является конструктивная деятельность, а именно конструирование. Конструирование (от латинского) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Как правило, процесс конструирование проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игры со строительным материалом является, то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствии чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования- это техническое и художественное. Художественное — это конструирование из бумаги, картона и из бросового и природного материала. Техническое- это конструирование из строительного материала, лего-конструирование. В конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к "формированию своеобразных эмоциональных образов" (А. В. Запорожец). Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми мы размышляли над вопросами: Как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развивать творческие способности дошкольников в конструировании? Как добиться того, чтобы каждый ребёнок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет чётко разработанной системы работы с дошкольниками по конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественное конструирование в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определённой организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и "умных эмоций", что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным. Поэтому в нашей группе мы разработали систему работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является раскрытие творческого потенциала старших дошкольников посредством конструирования. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
В своей работе мы используем следующие формы организации обучение конструированию, которые по нашему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности (по Л. А. Парамоновой).
При разработке системы работы по конструированию мы ознакомились с вопросами теории и практики таких исследователей как В.Г. Груба, А.М. Давидчук, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонова, Н. Н. Подьяков и другие. Ожидаемый результат: Предполагается, что организованная работа по конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей. Дети будут создавать "образы" (конструкции) выразительные, оригинальные, удалённые от исходных данных, наделять одни и те же "образы" разными свойствами. Научатся строить "образы" на одной основе, видеть целое раньше частей. Научатся планировать свою работу, добиваться результата. Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом. Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:
Система работы с дошкольниками по конструированию включает в себя:
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по конструированию, развитию творческих способностей дошкольников. Работа планируется по следующим разделам:
Работа с бросовым материалом (пластиковые бутылки разной ёмкости, футляры от киндер-сюрприза, крышки от детского питания, картонные упаковки, цветная проволока, втулки из-под туалетной бумаги и т. п.)
Работа с бумагой, освоение техники оригами, объёмной скульптурой.
Работа с природным материалом (шишки, веточки, ракушки песок)
Работа со строительным материалом.
Работа с разными видами конструкторов. Не менее важным условием развития творческих способностей детей является активное участие в образовательном процессе родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. Детские поделки используются в оформлении группы, раздевалки, выставки детских работ к праздникам. При взаимодействии с родителями используем такие формы работы: консультации, папки-передвижки, мастер-классы, детско-родительские занятия. Опыт работы по раскрытию творческого потенциала детей в конструктивно-модельной деятельности очень заинтересовал родителей наших воспитанников. Дети из дома всё чаще приносят поделки, сделанные вместе с родителями, фотографии построек из различных видов конструктора, поделки из Лего-конструктора. Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на всё новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений. Таким образом, стабильная и систематическая работа в данном направлении позволит повысит уровень развития творческих способностей детей, у них появится большая уверенность в себе и своих возможностях.
|