Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Специфика применения ИКТ в образовательном процессе ДОУ
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Погорелова Татьяна Александровна Горбатюк Оксана Викторовна   
09.07.2024 11:17

Специфика применения ИКТ в образовательном процессе ДОУСпецифика применения ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Введение компьютерных технологий на сегодняшний день является созданием нового этапа в образовательном процессе. Дошкольные образовательные учреждения не только не остались в стороне, но и энергично подключились к процессу свободного применения ИКТ в своей практике.

Актуальность применения информационных технологий в современном дошкольном образовании продиктованы стремительным развитием информационного круга, обширным распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания. Этот способ развивает интерес к обучению, вырабатывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, дает вероятность качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и увеличить его эффективность.

 

Компьютер стал нужным и значимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Компьютерные технологии – важная направленность в работе с ребенком, которая способна помочь его развитию. Если школа активно продвигается вперед, вводя все новые и новые технологии и методы использования компьютеров, почти в каждой школе есть компьютерные классы и интерактивные доски, то в дошкольных учреждениях — эта работа еще только завязывается и, как правило, на уровне личного интереса педагога. При подготовке и проведении непосредственно-образовательной деятельности педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен владеть современными методиками и новейшими образовательными технологиями. Даже гиперактивные дети, внимание которых достаточно сложно удержать в течение длительного времени, с большим интересом приобретают информацию, изображенную на большом экране, да еще и сопровождаемую разнообразными играми, музыкой. Проницание современных технологий в образовательную практику раскрывают новые возможности.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе, чтобы сделать образовательную деятельность более наглядной и насыщенной; сформировать информационную культуру у детей, активизировать познавательный интерес; активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).

ИКТ дадут огромный потенциал любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с передачей своего опыта работы. Они также разрешат педагогу более свободно общаться на разных методических мероприятиях, например, конференциях, вебинарах, мастер-классах и др. С поддержкой ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: использование электронных учебников, статей; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами с помощью электронной почты.

Практика показала, что при использовании ИКТ существенно повышается интерес детей к предлагаемой деятельности, повышается уровень познавательного потенциала. Презентация помогает соединить громадное количество демонстрационного материала, освобождая от значительного объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, аудио и видео аппаратуры. Таким образом, для обучения детей компьютер может служить «средством», которое сможет разнообразить и усовершенствовать образовательную деятельность.

Чтобы построить интегрированную систему работы, учитывая индивидуальные качества и особенности детей, в образовательном процессе применяется мультимедийное оснащение (показ презентаций, слайд фильмов, видеофрагментов). Применение мультимедиа презентаций рационально на любой ступени образовательной деятельности. Педагог может применять предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, репродукции картин изучаемых художников, видео экскурсии, видеофрагменты, интерактивные модели, проектируя их на экран).

Для проведения организованной образовательной деятельности одним из вариантов может послужить использование интерактивной доски, что позволит обратить образовательный процесс в занимательную игру. Дети сами становятся ее участниками. В таком варианте вероятны случаи, когда воспитанники в то же время работают с педагогом, а на обусловленном этапе переходят к индивидуальной работе на доске по указаниям воспитателя. Применение таких программ увеличивает умение пользоваться символами на экране монитора, содействует оптимизации перехода от наглядно — образного к абстрактному мышлению; использование творческих игр основывает добавочную мотивацию при организации образовательной деятельности; индивидуальная работа с компьютером приумножает число ситуаций, обстоятельств, решить которые ребенок может самостоятельно. Такие игры помогают разнообразить совместную деятельность, сделать ее более насыщенной в эмоциональном плане.

Современное образование трудно вообразить без ресурсов Интернета. Поисковые системы сети Интернет дают педагогам вероятность отыскать почти каждый материал по вопросам развития и обучения, определенные фотографии и иллюстрации для обучения.

Известно, что в последнее время помимо разработок по организованной образовательной деятельности, календарно-тематических планов, с воспитателя требуется значительное количество бумажной отчетности. Для этого в операционной системе можно создать предметные папки с разработками ООД, которые можно разбить по темам. Они позволят сохранить и быстро находить файл с документами. С помощью программ-организаторов, можно вести индивидуальный дневник ребенка, вносить разнообразные данные о нем, результаты тестов, строить графики, в целом видеть динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы. Немаловажный аспект использования компьютера — это ведение базы данных по методической литературе. На сегодняшний день появилось очень большое количество литературы по воспитанию и развитию детей, многие книги отображают комплексные подходы в обучении, другие отображают развитие какого-нибудь обусловленного качества, объединяя возрастные категории и др. Без базы данных нелегко ориентироваться в литературе. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции также становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по вопросам обучения и развития, о новаторских детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Использование мультимедийных средств при проведении организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении не меняет методов и форм работы (использование наглядного и пояснительного материалов), но значительно углубляет и расширяет качество и объем информации, преподносимой детям. Применение современных технологий во время проведения ООД позволяет демонстрировать воспитанникам все явления природы, а также всех ее обитателей. Вероятен показ не только изображений тех или иных явлений, но и видеоматериалов, прослушивание звуков, что, бесспорно, увеличивает интерес к новой информации, формирует более четкие представления.

В работе с родителями для проведения бесед, консультаций, необходимо использование ИКТ. Можно использовать цифровую фотоаппаратуру и видеокамеру для презентаций, виртуальных экскурсий, для обмена фото и видео файлами с родителями. Для родительских собраний можно подготовить презентации, что делает информацию более занимательной и визу-ально ощутимой. Компьютерные технологии можно использовать при вы-пуске информационных листовок, папок-передвижек, информационных стендов, при оформлении родительских уголков, буклетов. Одной из инновационных форм работы с родителями является использование официального сайта детского сада, где родители могут познакомиться с условиями, динамикой и оригинальностью реализации образовательного процесса с воспитанниками в детском саду. До сведения родителей доводится необходимая информация по проблемам обеспечения защиты прав ребёнка, его воспитания, подготовки к школе. Со страниц сайта родители приобретают информацию о здоровьесберегающих технологиях, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе.

Внедряя в практику всевозможные формы коммуникативно-информационных технологий, существенно повышаем уровень участия родителей в образовательно-воспитательном процессе.

Из этого следует, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно легким и результативным. Средства мультимедиа позволит в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний, выработать логическое мышление у детей, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы педагога, откроет новые возможности.

Литература

  1. Асылбаева Э.Х., Боронилова И.Г. К вопросу об использовании электронного образования в дошкольной образовательной организации. В сборнике: Образование XXI века: гуманизация, поливариативность, цифровизация Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. 2019. С. 223-224.
  2. Вовк Е. В. Организация взаимодействия учреждения дошкольного образования с родителями воспитанников средствами информационно-коммуникационных технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 47-49.
  3. Комарова Т. С., Комарова И.И, ТуликовА. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год