Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по совершенствованию фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ученики Димочка и Мариночка»
Обучение грамоте
Автор: Фадина Наталья Константиновна   
13.03.2022 09:13

Конспект занятия по совершенствованию фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ученики Димочка и Мариночка»Конспект занятия по совершенствованию фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ученики Димочка и Мариночка»

Фадина Наталья Константиновна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 52 город Ставрополь, Ставропольский край

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

  • Познакомить с буквой Ч, ч и её графическим обозначением.
  • Учить читать и писать печатными буквами.

Коррекционно-развивающая:

  • автоматизировать у детей звук [ч] в слогах, словах, предложениях через
  • формирование семантического поля;
  • упражнять выделять звук [Ч] в словах (в начале, в середине, в конце) слова;
  • слоговой анализ и синтез слов;
  • упражнять детей подбирать родственные слова к слову «чай»;
  • практическое овладение навыком составления грамматически правильных предложений;
  • упражнять складывать слова из кассы букв и читать их;
  • развивать фонематических слух и восприятие; логическое мышление, зрительную и слуховую память; общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Скачать конспект

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать положительное отношение детей к школе.

Ход

I.Организационный момент.

Учитель-логопед — Дети, сегодня по дороге в детский сад я встретила бывших выпускников нашей группы. Они передали вам ранец. Как, вы, думаете, для чего его передали?

Ответы детей

Учитель-логопед — Интересно узнать, что в ранце. Посмотрим…?!

(Педагог открывает портфель и достает портреты детей)

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Учитель-логопед Что это?

Ответы детей

Учитель-логопед — Правильно, это фотографии детей, которые передали ранец. Вы сможете узнать, как зовут этих детей, если определите первый звук в названиях предметов, подберете соответствующую букву и прочтете.

(Проводится игра «Как их зовут?») Вы уже узнали, как зовут мальчика? А девочку?

Ответы детей

Учитель-логопед – Сколько слогов в имени Дима? Почему?

Ответы детей

Учитель-логопед – А в имени Марина?

Ответы детей

Учитель-логопед — В ранце еще что-то есть! Посмотрите!

(Учитель-логопед открывает ранец и вынимает картину).

Учитель-логопед — Что это? Правильно, это картина.

(Рассматривание картины «Чиполлино угощает своих друзей»)

Учитель-логопед — Жили трое друзей. Кто это?

Ответы детей

Учитель-логопед — У Чиполлино был день рождения. Он пригласил на чай своих друзей. Чиполлино гостеприимный хозяин? Чем угощал хозяин гостей?

Ответы детей

Учитель-логопед – Чиполлино решил напоить своих гостей чаем и устроить …

Ответы детей

2. Подбор родственных слов.

Учитель-логопед – Что понадобится для чаепития?

Ответы детей

Учитель-логопед – Назовите похожие слова.

Ответы детей

Учитель-логопед – Чем похожи слова?

Ответы детей

Учитель-логопед – Правильно, ребята. Слова: чашки, чайник, чай, чайные —родственные слова. Из чего наливал Чиполлино чай?

Ответы детей

Учитель-логопед – А пили гости из чего?

Ответы детей

Учитель-логопед – Какая красивая скатерть у Чиполлино? Что на ней нарисовано?

Ответы детей

Учитель-логопед – Какой одинаковый звук звучал в предложении: «Девочка ловит бабочку сачком?»

Ответы детей

3. Повторение акустико-артикуляционного образа и характеристик звука.

Учитель-логопед – Произнесите звук [ч]. Проверьте, правильно ли у вас работают губы, язык. Какой звук [ч]?

Ответы детей

Учитель-логопед – Школьники Дима и Марина приготовили для вас физкультминутку «Чиполлино».

ЧИППОЛИНО

Чипполино — мальчик ловкий,

Может быстро убегать. (бег на месте)

Бедному же дяде Тыкве помогает дом скрывать. (присесть, закрыв лицо руками)

Над сеньором Помидором он смеётся и не зря, (руки вверх –вниз)

А солдатиков – лимонов побеждает он шутя. (имитация бокса)

А с друзьями любит прыгать, бегать, весело скакать, (прыжки)

И летать, и плавать рыбкой, (бег на месте, прыжки на одной ноге)

В общем, весело играть! (хлопки)

4. Развитие фонематического слуха.

Учитель-логопед – Хорошо отдохнули! В ранце еще что-то есть… Что же в нем?

Ответы детей

Учитель-логопед – Посмотрим! Это Игра «Все слова на одну букву». Что изображено на картинках?

Ответы детей

Учитель-логопед – Отберите картинки со звуком [ч] и заполните клетки. Почему вы не взяли эти картинки?

Ответы детей

Учитель-логопед – На что похожа фигура, которую вы составили из картинок?

(Учитель-логопед накрывает фигуру буквой)

5. Соотношение звука с буквой.

Ответы детей

Учитель-логопед – Да, вы правильно решили. Фигура похожа на цифру 4.

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Учитель-логопед – Чем отличается звук от буквы?

Ответы детей

6. Знакомство с буквами Ч, ч.

Учитель-логопед – Звук [ч] на письме обозначается буквой Ч, ч. Сколько элементов в букве Ч?

Ответы детей

Учитель-логопед – Отличается ли заглавная буква от строчной?

Ответы детей

Учитель-логопед – Выложите букву Ч из шнурка.

7. Чтение слогов и слов.

Учитель-логопед – Дима и Марина придумали много слов, составили вот эту таблицу. Отгадайте, какие слова придумали школьники? Чтобы получилось слово, надо к слогам первого столбика подобрать нужные слоги из второго столбика и прочитать.

ДА ЧАЛ

КО ЧОК

СА ЧА

ПРИ ЧАН

Ответы детей

Учитель-логопед – Вы справились с таким трудным заданием. Интересные слова придумали Дима и Марина. Назовите имена школьников так, чтобы в них звучал звук [ч].

Дети – Димочка, Мариночка.

Учитель-логопед – А вы хотите узнать, куда шли Димочка и Мариночка?

Ответы детей

8. Разгадывание кроссворда.

Учитель-логопед – Для этого отгадаем кроссворд. Я загадаю загадки, отгадку к каждой загадке выкладываем из букв в строчку кроссворда.

Первая загадка.

Маленькое серое животное с длинным хвостиком. (мышка)

Вторая загадка.

Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка)

Следующая загадка.

Кто зимой холодной, бродит злой, голодный. (волк)

Четвертая загадка.

У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней. (лиса)

Последняя, пятая загадка.

В дупле живет,

Да орешки грызет.

В одном из столбиков (белка)

Кто заметил и сможет прочитать в столбике слово? Куда же шли Димочка и Мариночка?

Ответы детей

Учитель-логопед – Правильно назвали слово, обозначение места куда шли Мариночка и Димочка.

III. Рефлексия.

Учитель-логопед – Поблагодарим наших школьников. Чему научились? В чем испытывали затруднения? Что будете использовать? Значит, время не прошло впустую. Каждый из вас научился ещё чему-то новому, закрепил то, что уже умел. А Мариночка и Димочка дарят вам медали в виде буквы Ч.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год