Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия по совершенствованию фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ученики Димочка и Мариночка»
Обучение грамоте
Автор: Фадина Наталья Константиновна   
13.03.2022 09:13

Конспект занятия по совершенствованию фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ученики Димочка и Мариночка»Конспект занятия по совершенствованию фонетико-фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ученики Димочка и Мариночка»

Фадина Наталья Константиновна, учитель-логопед МБДОУ д/с № 52 город Ставрополь, Ставропольский край

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

  • Познакомить с буквой Ч, ч и её графическим обозначением.
  • Учить читать и писать печатными буквами.

Коррекционно-развивающая:

  • автоматизировать у детей звук [ч] в слогах, словах, предложениях через
  • формирование семантического поля;
  • упражнять выделять звук [Ч] в словах (в начале, в середине, в конце) слова;
  • слоговой анализ и синтез слов;
  • упражнять детей подбирать родственные слова к слову «чай»;
  • практическое овладение навыком составления грамматически правильных предложений;
  • упражнять складывать слова из кассы букв и читать их;
  • развивать фонематических слух и восприятие; логическое мышление, зрительную и слуховую память; общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Скачать конспект

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать положительное отношение детей к школе.

Ход

I.Организационный момент.

Учитель-логопед — Дети, сегодня по дороге в детский сад я встретила бывших выпускников нашей группы. Они передали вам ранец. Как, вы, думаете, для чего его передали?

Ответы детей

Учитель-логопед — Интересно узнать, что в ранце. Посмотрим…?!

(Педагог открывает портфель и достает портреты детей)

II. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Учитель-логопед Что это?

Ответы детей

Учитель-логопед — Правильно, это фотографии детей, которые передали ранец. Вы сможете узнать, как зовут этих детей, если определите первый звук в названиях предметов, подберете соответствующую букву и прочтете.

(Проводится игра «Как их зовут?») Вы уже узнали, как зовут мальчика? А девочку?

Ответы детей

Учитель-логопед – Сколько слогов в имени Дима? Почему?

Ответы детей

Учитель-логопед – А в имени Марина?

Ответы детей

Учитель-логопед — В ранце еще что-то есть! Посмотрите!

(Учитель-логопед открывает ранец и вынимает картину).

Учитель-логопед — Что это? Правильно, это картина.

(Рассматривание картины «Чиполлино угощает своих друзей»)

Учитель-логопед — Жили трое друзей. Кто это?

Ответы детей

Учитель-логопед — У Чиполлино был день рождения. Он пригласил на чай своих друзей. Чиполлино гостеприимный хозяин? Чем угощал хозяин гостей?

Ответы детей

Учитель-логопед – Чиполлино решил напоить своих гостей чаем и устроить …

Ответы детей

2. Подбор родственных слов.

Учитель-логопед – Что понадобится для чаепития?

Ответы детей

Учитель-логопед – Назовите похожие слова.

Ответы детей

Учитель-логопед – Чем похожи слова?

Ответы детей

Учитель-логопед – Правильно, ребята. Слова: чашки, чайник, чай, чайные —родственные слова. Из чего наливал Чиполлино чай?

Ответы детей

Учитель-логопед – А пили гости из чего?

Ответы детей

Учитель-логопед – Какая красивая скатерть у Чиполлино? Что на ней нарисовано?

Ответы детей

Учитель-логопед – Какой одинаковый звук звучал в предложении: «Девочка ловит бабочку сачком?»

Ответы детей

3. Повторение акустико-артикуляционного образа и характеристик звука.

Учитель-логопед – Произнесите звук [ч]. Проверьте, правильно ли у вас работают губы, язык. Какой звук [ч]?

Ответы детей

Учитель-логопед – Школьники Дима и Марина приготовили для вас физкультминутку «Чиполлино».

ЧИППОЛИНО

Чипполино — мальчик ловкий,

Может быстро убегать. (бег на месте)

Бедному же дяде Тыкве помогает дом скрывать. (присесть, закрыв лицо руками)

Над сеньором Помидором он смеётся и не зря, (руки вверх –вниз)

А солдатиков – лимонов побеждает он шутя. (имитация бокса)

А с друзьями любит прыгать, бегать, весело скакать, (прыжки)

И летать, и плавать рыбкой, (бег на месте, прыжки на одной ноге)

В общем, весело играть! (хлопки)

4. Развитие фонематического слуха.

Учитель-логопед – Хорошо отдохнули! В ранце еще что-то есть… Что же в нем?

Ответы детей

Учитель-логопед – Посмотрим! Это Игра «Все слова на одну букву». Что изображено на картинках?

Ответы детей

Учитель-логопед – Отберите картинки со звуком [ч] и заполните клетки. Почему вы не взяли эти картинки?

Ответы детей

Учитель-логопед – На что похожа фигура, которую вы составили из картинок?

(Учитель-логопед накрывает фигуру буквой)

5. Соотношение звука с буквой.

Ответы детей

Учитель-логопед – Да, вы правильно решили. Фигура похожа на цифру 4.

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Учитель-логопед – Чем отличается звук от буквы?

Ответы детей

6. Знакомство с буквами Ч, ч.

Учитель-логопед – Звук [ч] на письме обозначается буквой Ч, ч. Сколько элементов в букве Ч?

Ответы детей

Учитель-логопед – Отличается ли заглавная буква от строчной?

Ответы детей

Учитель-логопед – Выложите букву Ч из шнурка.

7. Чтение слогов и слов.

Учитель-логопед – Дима и Марина придумали много слов, составили вот эту таблицу. Отгадайте, какие слова придумали школьники? Чтобы получилось слово, надо к слогам первого столбика подобрать нужные слоги из второго столбика и прочитать.

ДА ЧАЛ

КО ЧОК

СА ЧА

ПРИ ЧАН

Ответы детей

Учитель-логопед – Вы справились с таким трудным заданием. Интересные слова придумали Дима и Марина. Назовите имена школьников так, чтобы в них звучал звук [ч].

Дети – Димочка, Мариночка.

Учитель-логопед – А вы хотите узнать, куда шли Димочка и Мариночка?

Ответы детей

8. Разгадывание кроссворда.

Учитель-логопед – Для этого отгадаем кроссворд. Я загадаю загадки, отгадку к каждой загадке выкладываем из букв в строчку кроссворда.

Первая загадка.

Маленькое серое животное с длинным хвостиком. (мышка)

Вторая загадка.

Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка)

Следующая загадка.

Кто зимой холодной, бродит злой, голодный. (волк)

Четвертая загадка.

У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней. (лиса)

Последняя, пятая загадка.

В дупле живет,

Да орешки грызет.

В одном из столбиков (белка)

Кто заметил и сможет прочитать в столбике слово? Куда же шли Димочка и Мариночка?

Ответы детей

Учитель-логопед – Правильно назвали слово, обозначение места куда шли Мариночка и Димочка.

III. Рефлексия.

Учитель-логопед – Поблагодарим наших школьников. Чему научились? В чем испытывали затруднения? Что будете использовать? Значит, время не прошло впустую. Каждый из вас научился ещё чему-то новому, закрепил то, что уже умел. А Мариночка и Димочка дарят вам медали в виде буквы Ч.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год