Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР
Обучение грамоте
Автор: Нестерова Оксана Николаевна   
06.03.2022 10:53

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНРПодготовка к обучению грамоте детей с ОНР

Консультация с презентацией для родителей на сайте ДОУ

Подготовила учитель-логопед Нестерова О.Н. МКДОУ д/с «Колокольчик» г. Сосенский, Калужская обл.

Некоторые родители считают, что к обучению в школе детей готовить не надо, что со временем они сами всему научатся. Другие родители наоборот загружают дошкольников подготовительными курсами, нанимают репетиторов, не обращая внимания на готовность своего ребенка к обучению. Чтобы избежать такой родительской некомпетентности, я провожу консультации с презентациями, семинары-практикумы и логопедические тренинги, мастер-классы и логопедические досуги.

К сожалению, в период пандемии совместные с родителями мероприятия отошли на задний план или, точнее сказать, приобрели другой формат. К новой форме работы с родителями можно отнести консультацию с презентацией на сайте ДОУ.

 

Скачать конспект

Свои консультации я готовлю, используя фото и видео материалы, презентации с играми и рекомендациями в программах Paver Paint и Pinnacle. Одну из таких консультаций предлагаю вашему вниманию.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок успешно учился в школе. Но для этого ребёнка необходимо подготовить.

Многие родители считают, что подготовка к школе заключается лишь в обучении чтению и письму. Но даже не задумываются, что самое главное – психологическая готовность к учебе, и в первую очередь – желание учиться.

Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание и работоспособность.

Действительно, современная школа диктует свои условия, одно из которых, чтобы ребенок умел читать. Но важно не только научить детей читать, главное — привить любовь к чтению и литературе, научить слушать и понимать прочитанное произведение, выделять главную мысль и видеть многообразие русского языка.

Речевая готовность ребёнка к школе говорит о сформированности всех сторон речи ребёнка. Недостаточное развитие любого компонента речи приводит к проблемам школьного обучения, а значит, влияет на овладение процессами чтения и письма.

Готовя ребенка к школе, необходимо в первую очередь научить его точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развивать мелкую моторику и зрительно-моторные координации; научить звуковому анализу и синтезу слов, что для наших детей с речевыми трудностями является непростой задачей.

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на формирование фонематических процессов, необходимых для овладения грамотой.

Недостаточно развитый речевой слух позволяет ребенку длительное время допускать следующие ошибки:

  • Замены звонких согласных парными глухими и наоборот: «ТАЧКА» вместо «ДАЧКА», «БОЧКА» вместо «ПОЧКА».
  • Замены мягких согласных твёрдыми и наоборот: «ПЕН» вместо «ПЕНЬ», «ЛЯМПА» вместо «ЛАМПА».
  • Замены свистящих звуков [С], [З], [Ц] шипящими [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]: «САПКА» вместо «ШАПКА», «ЧАПЛЯ» вместо «ЦАПЛЯ».
  • Замены в группе сонорных согласных [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], [Й]: «ЛАК» вместо «РАК», «ГОЙКА» вместо «ГОРКА».

В результате при обучении грамоте возможны многочисленные замены, пропуски букв, слогов, слов и предлогов, перестановки или слитное написание слов, ошибки в определении границ предложения, что говорит о трудностях в овладении письменной речью.

Чтобы такого не случилось – поиграем в игры, которые помогут развивать фонематический слух вашего ребёнка.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.

Речевой (фонематический) слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематическое восприятие является основой для понимания смысла сказанного и влияет на формирование всех сторон речи.

Правильное восприятие звуков речи – результат постепенного развития. В раннем возрасте ребёнок воспринимает слова как единый звукокомплекс, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Фонематическое восприятие формируется в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов. Следовательно, у детей Маугли речь не формируется вовсе.

Так как дошкольники с речевыми трудностями продолжают воспринимать слово целиком, их необходимо обучать элементарному звуковому анализу и синтезу слов.

А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть со своим ребёнком дома.

Игра «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!»

Необходимо внимательно прослушать ряд звуков, слогов или слов (либо назвать картинки) и определить наличие заданного звука.

При выделении согласных звуков следите, чтобы ребёнок произносил их без призвука [Э]: в слове «МАК» не «ЭМ», не «МЭ», а чистый звук [М].

Обратите внимание, что твёрдые звуки произносим твёрдо, например: [К] — КНИГИ, [С] – СУМКА. А мягкие звуки произносим мягко: [М’] — МЁД, [Р’] – РЕПКА.

Необходимо помнить, что звонкие согласные в конце слова или перед другими согласными оглушаются (в слове «ДУБ» в конце слышим звук [П], в слове «ЛОЖКА» в середине слышим звук [Ш]).

Таким образом, не забывайте о различии буквы и звука: звуки – слышим, буквы – пишем. Они могут не совпадать (произносим «МАЛАКО», а пишем «МОЛОКО»).

Поэтому в дошкольном периоде в заданиях по обучению грамоте мы избегаем использования слов, не совпадающих в произношении и написании, то есть с орфограммами.

Игра «НАЗОВИ КАРТИНКИ»

Нужно выбрать и назвать предметы, в названии которых есть заданный звук (например, [Ш]: машина, мышь, шапка…)

Игра «ПРИДУМАЙ ИМЯ»

Придумать имя мальчику, например, на звук [В] (Ваня, Валера, Вася, Валя), а девочке на звук [Н] (Настя, Надя, Наташа)

Игра «НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ»

Назвать предметы на картинках и выделить только первый звук в слове (кот – [К], банка — [Б] и т.д.)

Для этой игры не следует брать слова с буквами Я, Е, Ё, Ю в начале слова, так как они обозначают по два звука [ЙА], [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ].

Игра «НАЗОВИ ПОСЛЕДНИЙ ЗВУК В СЛОВЕ»

Назвать предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах (щенок – [К], дом – [М], слоны — [Ы])

Слова с гласными буквами Я, Е, Ё, Ю на конце слова лучше не брать, так как они в этой позиции могут обозначать двойные звуки [ЙА], [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ]. Например, в словах варенье, печенье, копьё, ружьё.

Игра «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Угадать слово по первым звукам изображённых на картинках предметов (лебедь, индеец, стол, аист – ЛИСА) и обозначить звуковую схему слова.

Игра «ДОБАВЛЯЛКИ»

«Починить» слово, добавив в начале звук [Ш] (…айба (шайба), …утка (шутка), …арф (шарф), или в конце слова звук [С] (но… (нос), анана… (ананас), пылесо… (пылесос) и т.д.

Игра «ОПРЕДЕЛИ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ»

Определить, где звучит заданный звук в слове: в начале, середине или в конце слова (в слове «ДУШ» звук [Ш] звучит в конце слова, в слове «ШУБА» — в начале, в слове «МЫШКА» — в середине слова.)

Если необходимо выделить гласный звук, то выбирайте слова с ударным заданным звуком. Помните, что звук и буква не всегда совпадают.

Игра «ПРОХЛОПАЙ (ПРОШАГАЙ) СЛОВА»

Прохлопать (или прошагать) слова по слогам и назвать количество слогов в слове (в слове «МА-ЛИ-НА» три слога).

Не забывайте правило русского языка: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Игра «ПОЧИНИ СЛОВЕЧКО»

«Починить» словечко с опорой на картинку, расставляя слоги в правильной последовательности: РА-ВЕЙ-МУ (му-ра-вей), ЛА-ПЧЕ (пче-ла), РЕ-МОК-ТЕ (те-ре-мок).

Игра «ПОЗОВИ СЛОВО»

«Позвать» слова (названия предметов, изображённых на картинках) и определить ударный гласный звук в слове. Хочу напомнить, что ударный гласный произносится более длительно и протяжно ( «ЖИРАААФ» — ударный гласный [А])

Игра «РАЗБРОСАЙ СЛОВО НА ЗВУКИ»

Назвать звуки в слове по порядку: [М’], [И], [Ш], [К], [А]

Игра «СОБЕРИ ЦЕПОЧКУ»

Выложить цепочку из картинок, в названии которых последний звук совпадает с первым звуком последующей картинки. Например, ДОМ – МАК – КУСТ – ТОРТ…

Подобные упражнения лучше преподносить в игровой форме. Можно помочь сказочному герою справиться с заданием, устроить с ребенком соревнование или квест-игру, придумать проблемную ситуацию, сочинить загадки или небылицы, и вы увидите, с каким азартом ваш ребенок старается решить поставленную задачу.

В результате дети осознано вслушиваются не только в речь взрослых, но и в речь своих сверстников, а также учатся различать правильное и неправильное произношения слов, становятся более внимательными к своей речи.

Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например, «Игры для Тигры», «Баба Яга учится читать», развивающие интерактивные игры по подписке на портале Мерсибо.

Такие игры содержат занимательные задания типа «Музыканты», «На скотном дворе», «Голосистые звуки», «Звуки-двойняшки» и многие другие.

Хочу рекомендовать вашему вниманию следующие книги:

  • Мироновой Н. М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей и подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями.
  • Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей.
  • Цукановой С.П. Я учусь говорить и читать. Альбомы 1,2, 3 для индивидуальной работы.

А также дидактические игры, представленные серией «Самые нужные игры» в приложении к журналу «Логопед», в которые можно играть как одному, так и небольшой группой. Но лучше всего, я думаю, изготовить подобные игры самостоятельно вместе с ребенком.

Хочу отметить, что, несмотря на важность развития фонематического восприятия у дошкольников с речевой патологией, это лишь часть работы в общей системе коррекционного воздействия.

Развивать речь необходимо комплексно: обогащая словарный запас, формируем грамматический строй и закрепляем правильное произношение, обращая внимание на трудно различимые звуки. Вместе с тем развиваем связную речь, пересказывая сказки, сочиняя истории, описывая предметы и события из жизни ребенка.

К концу нашей встречи хочу пожелать: будьте дружелюбны и уважительны к своему ребёнку. Он должен чувствовать, что занятия — не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен стать победителем. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

И помните, очень важно, чтобы ребенок хотел учиться, мог овладевать знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы.

Я надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического восприятия ребёнка, и только совместными усилиями мы поможем нашим детям хорошо подготовиться к школе и стать в будущем успешными и счастливыми.

Используемая литература и интернет-источники:

  1. Захарова Л.В. Семинар-практикум для родителей старших дошкольников «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР» // Дошкольная педагогика. – 2012. — № 2 (март).
  2. Корнев А.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению чтению // Дошкольная педагогика. – 2002. — № 6 (июль август).
  3. Тараканникова В.В. Использование интерактивных технологий в работе с родителями // Дошкольная педагогика. – 2016. — № 10 (декабрь)
  4. Федорова В.В., Московская Е.А. Мастер-класс для родителей «Зачитай-ка» // Дошкольная педагогика. – 2019. — №6 (август).
  5. Картинный материал для презентаций из интернет ресурсов и программы для создания дидактических пособий «Конструктор картинок» ООО «Мерсибо» 2020.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Слайды из презентации:

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год