Мастер- класс. «Обучение старших дошкольников грамоте, через организацию игр на асфальте» |
Обучение грамоте | |
Автор: Титова Анна Васильевна | |
07.09.2025 07:36 | |
Воспитатель: Титова А.В. Детский сад — это территория детства. Каждый уголок детского сада, каждый участок желательно оформить так, чтобы детям было интересно, чтобы они с радостью шли в детский сад. Разметка на нашем групповом участке, всегда побуждает детей к активной двигательной деятельности, двигательному творчеству. А использовали разметки для организации речевых игр, повышает ее значимость для всестороннего развития ребенка, особенно ребенка с ОВЗ. Сегодня хочу представить несколько игр по обучению старших дошкольников грамоте, с использованием разметки на асфальте.
Для проведения этих игр не нужно специальной подготовки: нужно сама площадка и кусочек мела. (Возможно сделать разметку краской). Разметка может меняться, в зависимости от цели, заинтересованности детей. Она может помочь в индивидуальной работе. Игра «Островки». Цель: формирование умения делить слова на слоги. Содержание игры: На асфальте рисуются «островки» — квадраты с цифрами 1,2, 3, 4, 5. Воспитатель предлагает детям карточки-картинки и дает задание разделить слова на слоги. После деления слова ребенок занимает соответствующий квадрат. Выигрывает ребенок, быстрее всех занявший квадрат. Игра «Вертушка». Цель: упражнять в звукобуквенном анализе слов. Содержание игры: На асфальте нарисованы буквы.
Игра «Дорожки». Цель: формирование навыка составления открытых и закрытых слогов. Содержание игры: На асфальте нарисованы буквы (гласные +согласные; согласные + гласные) Воспитатель произносит слог, ребенок соединяет буквы дорожкой. Одновременно могут выполнять задание несколько детей. После овладения умением составлять слоги, можно предложить упражнение на составление слов из слогов. Игра «Занятная лесенка» Цель: развитие лексико-грамматических категорий. Содержание игры: На асфальте нарисовано несколько ступенек. Воспитатель дает детям задание на развитие лексико- грамматических категорий.
Выполняя правильно задание ребенок занимает ступеньку на лесенке. Если задание выполнено неправильно, ребенок не продвигается по лесенке. Выигрывает тот, кто быстрее доберется до верхней ступеньки. Игра «Верно, неверно». Цель: упражнять в согласовании слов в предложении. Содержание игры: На асфальте нарисованы смайлики с разной мимикой. Воспитатель проговаривает предложение, в котором сочетание слов правильное или неправильное. Если предложение составлено правильно, ребенок занимает место возле смайлика с улыбкой. Если сочетание слов в предложении неправильное, ребенок занимает место у смайлика, изображающего грусть. Побеждает в игре тот игрок, кто не сделал ни одной ошибки. Игра «Цветы и пчелы». Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация на слух звуков по твердости и мягкости. Содержание игры: На асфальте нарисованы цветы синего и зеленого цвета. Воспитатель называет слова начинающиеся (заканчивающееся) твердым и мягким звуками. Дети услышав слово с твердым звуком, занимают синий цветок, с мягким звуком – зеленый цветок. Игра «Большой- маленький». Цель: закреплять умение строить предложение, упражнять в словообразовании существительных. Содержание игры: На асфальте нарисовано два круга большой и маленький. Воспитатель называет существительные с уменьшительно ласкательным суффиксом и без него. Ребенок, услышав слово, занимает соответствующий круг. Игра «Посчитай!». Цель: совершенствовать умение согласовывать числительное с существительным. Содержание игры: На асфальте нарисованы квадраты с цифрами ( «Классики»). Ребёнок передвигается прыжками (на двух ногах, или на одной) из квадрата в квадрат по порядку, «считая» предметы, объекты, предложенные воспитателем. Например: «Одна сорока, две сороки, три сороки… пять сорок…». Игра «Что принес воздушный шар». Цель: совершенствовать умение согласовывать числительное с существительным. Содержание игры: На асфальте нарисованы воздушные шары с цифрами от1 до5. Дети, по сигналу, бегают врассыпную по площадке. На слова «Раз, два, три, шарик с цифрой займи». Ребенок занимает любой шар с цифрой от1 до 5. Воспитатель показывает картинку с изображением какого-либо предмета. Ребенок согласовывает существительное с числительным (число на шарике, который занял ребенок) и называет его. Например: 1 банан, 2 банана и т.д. Игра «Веселый поезд». Цель: упражнять в членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Содержание игры: На асфальте нарисован паровоз с пронумерованными вагончиками.
|