Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Занятие по к обучению грамоте детей с ТНР». Закрепление понятия «гласный» и «согласный звук». Фронтальное занятие.
Обучение грамоте
Автор: Величко Алёна Викторовна   
21.09.2025 22:23

«Занятие по к обучению грамоте детей с ТНР». Закрепление понятия «гласный» и «согласный звук». Фронтальное занятие.«Занятие по к обучению грамоте детей с ТНР». Закрепление понятия «гласный» и «согласный звук». Фронтальное занятие.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», закрепить умение дифференцировать на слух гласные и согласные звуки, совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком, выделять из слов первые звуки, упражнять в определении места звука в слове, учить составлять и читать слоги по символам звуков.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, воспитывать интерес к обучению грамоте.

 Скачать конспект

Предварительная работа: Заучивание стихотворений, разучивание биоэнергопластического упражнения «Лошадка».

Ход занятия

I. Организационный момент. Психологический настрой на занятие.

- Ребята, у нас сегодня гости, здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, как проходят наши занятия и чему мы с вами учимся. Давайте поприветствуем всех!

Логопед и дети:

Всем! Всем! Добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться нам, не мешай учиться нам!

- Ребята, сегодня хороший день, и мне хочется пригласить вас на прогулку!

- Становитесь в кружок. Для занятия нам понадобится дружескоевзаимоотношение и, конечно, отличное настроение.

Психогимнастика.

Настроение упало?

Дело валится из рук.

Но еще не все пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоем,

С облегчением вздохнем!

Настроение поднимем,

И от пыли отряхнем. Разводят руки в стороны.

Бросают руки вниз.

Грозят указательным пальцем.

Хлопают в ладоши.

Берутся за руки.

Вздыхают.

Поднимают сцепленные руки вверх.

Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки.

- Вот теперь с хорошим настроением мы можем отправиться в путь.

Логопед:

Отправляться всем в дорогу,

Нам давно уже пора.

Чтоб в пути нам было легче-

Крикнем громко мы «Ура»!

- Ребята, давайте пройдем и присядем на стульчики.

II. Сообщение темы и цели.

Логопед:

- Ребята посмотрите на доску, что вы видите?

Дети: это лес.

Логопед:

- Ребята, что растет в лесу?

Дети: В лесу растут деревья.

Логопед:

- А еще в лесу живут животные и птицы.

- Вспомните и назовите животных, которые живут в лесу?

Дети перечисляют животных.

- Как, одним словом, назвать всех этих животных?

Дети: Дикие животные.

Логопед:

- Правильно, ребята, это дикие животные.

- Давайте закроем глазки и представим, что они не обычные, а сказочные.

Звучит музыкальный трек «Волшебство».

Логопед: ребята посмотрите, у нас появилась коробка

Посмотрим, что здесь?

Здесь письма

Логопед: читает письмо

- Здравствуйте дети! Пишут вас сказочные звери, мы посещаем лесную школу и любим играть со звуками. Мы приготовили для вас интересные игры и задания.

Логопед: ну, что ребят готовы выполнить задания лесных жителей?

Дети: да!

III. Основная часть.

- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:

1Артикуляционная гимнастика

Лопаточка

День за днем, за годом год

Ход подземный роет крот

Две передних быстрых лапки

У крота как две лопатки

Иголочка

Прокатился шум лесной

Под кустом притих косой

Уши длинные прижал

Долго эхо провожал

Качели

Это белкин ягод сбор

Вот она по веткам скачет

Промелькнула над кустом

Точно бойкий рыжий мячик

С пышной шерсткой и хвостом.

Часики

Кто в лесу свои следы

Ловко заметает?

Огоньком среди листвы

И кустов мелькает

Катушка

Вот свернулся ёж в клубочек

Я взяла ежа в платочек –

Маме на иголки

Вкусное варенье

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мёд

Да малину с веток рвёт!

Грибочек

Ходит ёжик по тропинке

За грибами без корзинки

А зачем ему корзинка

Если есть в иголках спинка?

Шипеть

Все рысята, как котята

Мур-мурчат, когда спят,

Но когда они сердиты,

То на всех они шипят!

Логопед: Ребята зеркала положите на край стола

В некотором царстве,

Звуко–государстве,

Жили – не тужили,

С Язычком дружили:

Кричалочка: ААААА,

Гуделочка: УУУУУ,

Пищалочка: ИИИИИ,

Свистелочка: ССССС,

Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,

Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,

Шипелочка: ШШШШШ.

Логопед:

- Ребята, что мы с вами произносили?

Дети: Мы произносили звуки.

Логопед:

- А какие звуки мы произносили?

Дети: Мы произносили гласные и согласные звуки.

Логопед:

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Дети: Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед:

- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?

Дети: Согласные звуки мы обозначаем, синим цветом.

Я:

- Посмотрите, ребята, перед вами два домика.

- Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки?

Дети: Гласные звуки живут в красном домике.

Логопед:

- А в каком домике живут согласные звуки?

Дети: Согласные звуки живут в синем домике.

Логопед:

- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.

Задания лесных жителей находятся в конвертах.

3. Игровое упражнение «Внимательные ушки».

Логопед достает первый конверт.

Логопед:

- А вот и первое задание!

Логопед берёт Медведя.

- Ребята скажите наше первое задание от кого?

Дети: Это задание от Медведя!

Логопед: Ребята скажите на какой звук начинается слово «Медведь»

Дети: М

Логопед: — Молодцы ребята! Правильно! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медведь: «Гласные и согласные звуки так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите звукам найти свои домики».

- Ребята, посмотрите, у нас на доске домики один красный, второй синий, давайте с вами вспомним какие звуки там живут?

Дети: в красном гласные звуки, а в синем согласные!

Логопед: взадании медведя было сказано, что нужно помочь звукам найти свои домики, поможем?

Дети: да!

Логопед достаёт буквы, дети определяют их домик!

- Какие вы внимательные ребята! Как быстро вы справились с этим заданием!

4. Гимнастика для глаз «Совушка».

Логопед достает и открывает второй конверт.

Логопед:

- Ребята, а теперь послушайте загадку. Угадав ее, вы узнаете, кто приготовил вам следующее задание:

Весь день она спит, ну а ночью летает.

Своими большими глазами сверкает.

Ее острый слух и внимательный взгляд

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом её голова

И скажет: «Угу» нам лесная… (Сова)

- Правильно, это Сова. У этой птицы очень хорошее зрение, потому что она делает гимнастику для глаз.

- Сова передала для вас цветочки, давайте встанем в круг и поиграем с ними.

логопед раздает детямцветочки.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами влево)

Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами вправо)

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше, (быстро поморгать)

Убедитесь вы сейчас.

- Какое полезное упражнение приготовила Сова. Давайте поблагодарим ее и вернемся на свои места.

Логопед собирает цветочки, дети садятся на места.

5. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».

Логопед:

- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.

- Кто это ребята?

Дети: Это Ежик.

Логопед достает «Волшебный мешочек».

Логопед:

- Он приготовил для вас волшебный мешочек.

- Давайте посмотрим, что в нем лежит.

Логопед достает из мешочка картинки.

- Что это ребята?

Дети: Это картинки.

Логопед:

- Давайте с ними поиграем!

- Я буду показывать вам по одной картинке, а вы должны будете назвать предмет, изображенный на ней и разделить хлопками это слово на слоги: шар, шапка, подушка, кошка, машина, карандаши.

- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием! Ежик вами доволен и приглашает вас поиграть. Он предлагает вам выполнить одновременно упражнения для языка и для рук.

- Выходите, становитесь в кружок!

6. Биоэнергопластика. Упражнение «Лошадка».

На лошадке ехали,

В огород заехали.

Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи. Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад упражнение «Маляр»

Гоп-гоп! Гоп-гоп! Хлопки.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

На машине ехали,

До угла доехали Повороты руками, которые будто держат руль.

Упражнение для губ «Улыбка», «Дудочка»

Би-би-би!

Би-би-би!

Большим пальцем подавать «сигнал». Язык упирается в альвеолы. Сильно подуть на язык др-р-р, др-р-р.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д. Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л]

У-у-у! Широкое движение рукой сверху вниз. Вытянуть губы вперёд «трубочкой».

Логопед:

- Какую веселую игру подарил нам Ежик, но ребята, с нами хочет поиграть еще один лесной житель.

- Займите свои места, сейчас мы узнаем, кто приготовил для нас следующую игру.

7. Игровое упражнение «Ловишки»

Логопед:

- Посмотрите, какой милый Зайка!

- Он очень любит играть со звуком [З], и предлагает вам сыграть в его любимую игру. — Приготовьте ладошки, сейчас вы будете ловить слова, в которых есть согласный звук [З].

- Приготовьтесь, начали: зонт, слон, замок, жаворонок, совок, занавески, золото, ваза, коса, коза, роза, береза, колесо.

Логопед:

- Молодцы ребята, вы очень внимательные! Порадовали Зайку!

8. Игровое упражнение «Символы звуков».

Конверт белочки

Белочка:

- Ребята, сегодня занятие в лесной школе, и мне дали задание составить слово, помогите мне пожалуйста выполнить задание.

Логопед:

- Ребята поможем белочке.

Дети: Да!

Логопед: но для начала нам нужно размять наши пальчики, готовы:

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний — ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжи­мают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжи­мают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

Логопед:

Сейчас мы свами будем работать группами.

- Перед вами лежат листочки с символами звуков. Вы должны раскрасить символы звуков нужным цветом, и составить из них слово.

Дети выполняют задание

Логопед: какое слово у вас получилось

Дети: лес

Логопед: давайте придумаем предложение со словом лес.

Молодцы:. Давайте расскажем стишок о гласных и согласных звуках.

Гласные звуки.

Песенкой звонкой,

Могут заплакать

И закричать.

В темном лесу

Звать и аукать,

Но не умеют

Свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шипеть, свистеть,

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

IV. Итог.

Логопед:

- нашезанятие подошло к концу. Давайте вспомним с какими лесными жителями мы играли?

- А с каким лесным жителем больше понравилось играть?

- Вы действительно умные, старательные, любознательные и за вашу хорошую работу, сказочные звери передали для вас корзинку с угощениями.

Источники:

Методика биоэнергопластики, в том числе описанные упражнения, предложена О. И. Лазаренко и А. В. Ястребовой.

О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Интернет ресурсы

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год