Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Открытый показ НОД «Жизнь и быт русского народа» в подготовительной группе.
Фольклор
Автор: Воронова Екатерина Игоревна   
10.12.2025 19:54

Открытый показ НОД «Жизнь и быт русского народа» в подготовительной группе.Открытый показ НОД «Жизнь и быт русского народа» в подготовительной группе.

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям, культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.

Задачи: — развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;

  • расширять и обогащать словарный запас по теме
  • воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, приобщать к культуре своего народа
  • воспитывать бережное отношение к старинным вещам
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине.

Предварительная работа:

  1. Изготовление и поиск атрибутов.
  2. Прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.
  3. Разучивание пословиц и поговорок, стихотворений, отгадывание загадок.
  4. Чтение русских народных сказок.
  5. Русские народные игры.
  6. Творческие работы.

Материалы и оборудование: предметы русского быта, презентация «Русская изба внутри», ноутбук, интерактивная доска, записи музыкальных произведений,

Ход занятия:

 

1. Дети в группе, (русская народная музыка, тихо играет) заходят педагоги, воспитатель встречает с хлебом солью (платок на плечах, со словами «Добро пожаловать, гости дорогие!». Все усаживаются.

Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся со всеми.

Дети берутся за руки:

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

Всем детям с самого утра!

И скажем: «Здравствуйте, друзья!»

«Здравствуйте гости дорогие!»

Воспитатель: Ребята, а что означает слово «Здравствуйте»?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это от слова «здравие», т.е мы желаем человеку быть здоровым, не болеть. Показываем своё доброе отношение, вежливость и воспитанность.

Воспитатель: Ребята как вы думаете это пожелание доброе или злое (ответы детей)

Воспитатель: Поэтому слово здравствуйте, нужно говорить ласково, приветливо

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, послушайте, как я вас буду приветствовать.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому –

Пусть наделит вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Воспитатель: Как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга?

Дети: Приветствовали в старину стародавнюю.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю нам всем отправиться в путешествие в старину стародавнюю. Вспомним с вами народную культуру, быт и традиции русского народа.

Как называется страна в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Россия возникла очень давно, у нее древняя и очень интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Дети: Русь, Русь- Матушка, Русь деревянная.

Воспитатель: А почему Русь называли деревянной?

Дети: Потому что все строили и создавали из дерева.

Воспитатель: Россия – страна лесная, деревом богатая. Что строили из дерева?

Дети: Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи.

Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста кто такие предки?

Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших прадедушек и прабабушек.

Воспитатель: Да, наши предки строили дома из дерева, такие дома были теплые и сухие. Как их называли?

Дети: Изба.

Воспитатель: Изба Это старинное название деревянного дома. Избы на Руси строили из дерева сосны или ели. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклонится хозяевам, а то и шишку можно было набить дверь то в избу низкая, а порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло и тепло не уходило. А ещё на Руси были мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя..

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас заглянуть в русскую избу. Проходите и усаживайтесь.

Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе?

Загадка: «Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, рот открывает, что дают глотает» (печь). (Слайд 9)

Воспитатель: Печь в избе самое главное. Сейчас в каждом доме, в каждой квартире есть электричество, газ. В домах тепло, уютно. А вот раньше ничего этого не было.

-Что делала печь для семьи?

Дети: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись возле печи.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.

Ребята скажите в чём раньше готовили суп, каши?

Ответы детей: В чугунках

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас буду называть крупу, из которой будет каша, а вы ответите какая получится каша. (Словесная игра «Какая каша») из манки, овса, риса, перловки, гречки, пшена.

Воспитатель: Верно ребята. Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Он был не заменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, он мог выдержать любой огонь и никогда не бился

-Почему чугун (чугунок) так называется?

Ответы детей (Потому что чугунный)

Воспитатель: Ребята сейчас я вам предлагаю вам по картинкам рассказать пословицы и поговорки. (раздать картинки детям).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята скажите, а как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Вот он какой! Кто знает как называется это предмет быта?

Ответы детей: Ухват.

Воспитатель: Как вы думаете, почему ему дали такое название?

Ответы детей: Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

Воспитатель: Так же рядом всегда с этими предметами стояла хлебная лопата. Предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, осины, липы или ольхи. С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Они всегда были под рукой.

Ставили лопату только ручкой вверх, и запрещалось ее использовать не по назначению.

Воспитатель: Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые игры.

Предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть и сыграть в игру «Золотые ворота». А какие правила у этой игры?

Дети: «Двое игроков становятся напротив друг друга, берутся за руки и образуют ворота, другие дети цепочкой проходят под песню в эти ворота хороводом, когда песня заканчивается ворота захлопываются и те кто попал в воротики, образуют ворота».

Воспитатель: Как у наших у ворот собирается народ,

Начинается игра «Золотые ворота». (Музыка)

Дети: Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй — запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

Воспитатель: Поиграли немного ребята, отдохнули продолжим дальше.

А теперь послушайте ещё загадку…

У бабушки сейф. Он давно уж не новый,

К тому же совсем Не стальной,

А дубовый. Он скромно стоит у нее

В уголочке. В нем бабушка держит

Халаты, носочки, Отрезы на платья,

Немножечко пряжи, Пуховый платочек

И пенсию даже. Но только не дверца,

А крышка на нем. Тяжелая очень С висячим замком.

Ответы детей: сундук

Воспитатель: Верно ребята, это сундук. Давайте с вами заглянем и посмотрим что же хранили в сундуке. (Каждый ребенок достаёт вещь и рассказывает что это и для чего).

Воспитатель: Всё верно в сундуках хранили одежду, посуду, ценности, игрушки, платки…

Посмотрите ребята тут даже есть ложки. Из чего они сделаны?

Ответы детей: из дерева.

Воспитатель: Верно из дерева. Если есть деревянной ложкой, пища становилась ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой никогда не обожжёшься. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю по быть мастерами и раскрасить свою ложку.

Итог работы: Давайте посмотрим что у вас получилось, и какой рисунок?

Воспитатель: Молоды справились с заданием, усаживайтесь на свои места

Воспитатель: Загадаю вам загадку

Воспитатель: Выпускает жаркий пар. Древний чайник…

Ответ детей: (Самовар)

Воспитатель: Что делали с самоваром?

Дети: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами.

Воспитатель: Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

Воспитатель: Молодцы. ребята, все вы знаете. Сыграем с вами в игру.

Игра «Что было, что стало». (набор картинок)

-В чем раньше кипятили воду для чая? (в самоваре).

-А мы сейчас? (в чайнике).

-В чем раньше кашу варили? (в чугунке).

-А мы сейчас где готовим? (в кастрюле).

-Чем раньше брали горячий чугунок, чтобы не обжечься? (ухватом)

-А сейчас? (специальными перчатками)

-Раньше хранили продукты? (в горшках)

-А в наше время? (стеклянных, жестяных банках).

-В старину ложка была? (деревянная)

-А сейчас? (железная)

- Где готовили еду в старину? (еду готовили в печке).

-А мы сейчас где готовим? (на газовой, электрической плите).

Воспитатель: -Посмотрите, что это такое? (показывает на прялку).

Ответы детей: Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был женский труд – прясть пряжу. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Раньше прялка имела важное значение в доме: с помощью прялки можно было одеть всю семью.

Воспитатель: -А знаете ли вы что это? (показывает на колыбель)

Ответы детей:

Воспитатель: Колыбе́ль (от др. -рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка

Воспитатель: А где сейчас спят маленькие дети?

Ответы детей:

Воспитатель: Спасибо, ребята за активное участие в занятии.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в старину стародавнюю.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Почему гостей встречали с хлебом, солью?

Почему Русь называлась деревянной?

Что было самым главным в избе?

Ответы детей:

Русское гостеприимство- неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи- на стол мечи!».

У нас сегодня на занятие присутствовали гости, ребята. Наша дружная группа всегда рада гостям. (воспитатель открывает стол с угощениями).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год