| Открытый показ НОД «Жизнь и быт русского народа» в подготовительной группе. |
| Фольклор | |
| Автор: Воронова Екатерина Игоревна | |
| 10.12.2025 19:54 | |
|
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям, культуре древней Руси, к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей. Задачи: — развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством русской избы;
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: предметы русского быта, презентация «Русская изба внутри», ноутбук, интерактивная доска, записи музыкальных произведений, Ход занятия:
1. Дети в группе, (русская народная музыка, тихо играет) заходят педагоги, воспитатель встречает с хлебом солью (платок на плечах, со словами «Добро пожаловать, гости дорогие!». Все усаживаются. Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся со всеми. Дети берутся за руки: Возьмёмся за руки, друзья! Друг другу улыбнёмся. Мы пожелаем всем добра Всем детям с самого утра! И скажем: «Здравствуйте, друзья!» «Здравствуйте гости дорогие!» Воспитатель: Ребята, а что означает слово «Здравствуйте»? Ответы детей: Воспитатель: Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это от слова «здравие», т.е мы желаем человеку быть здоровым, не болеть. Показываем своё доброе отношение, вежливость и воспитанность. Воспитатель: Ребята как вы думаете это пожелание доброе или злое (ответы детей) Воспитатель: Поэтому слово здравствуйте, нужно говорить ласково, приветливо 2. Основная часть Воспитатель: Ребята, послушайте, как я вас буду приветствовать. Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Дай Бог тому, Кто в этом дому – Пусть наделит вас Господь И житьём, и бытьём, и здоровьицем! Воспитатель: Как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга? Дети: Приветствовали в старину стародавнюю. Воспитатель: Сегодня, ребята, я предлагаю нам всем отправиться в путешествие в старину стародавнюю. Вспомним с вами народную культуру, быт и традиции русского народа. Как называется страна в которой мы живем? Дети: Россия. Воспитатель: Россия возникла очень давно, у нее древняя и очень интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше? Дети: Русь, Русь- Матушка, Русь деревянная. Воспитатель: А почему Русь называли деревянной? Дети: Потому что все строили и создавали из дерева. Воспитатель: Россия – страна лесная, деревом богатая. Что строили из дерева? Дети: Из дерева строили дома, мастерили столы, лавки, полки для посуды, орудия труда и прочие нужные в хозяйстве вещи. Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста кто такие предки? Дети: Это люди, жившие много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших прадедушек и прабабушек. Воспитатель: Да, наши предки строили дома из дерева, такие дома были теплые и сухие. Как их называли? Дети: Изба. Воспитатель: Изба Это старинное название деревянного дома. Избы на Руси строили из дерева сосны или ели. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклонится хозяевам, а то и шишку можно было набить дверь то в избу низкая, а порог наоборот высокий, чтобы меньше дуло и тепло не уходило. А ещё на Руси были мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя.. Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас заглянуть в русскую избу. Проходите и усаживайтесь. Послушайте загадку и подумайте, что же самым главным было в деревенской избе? Загадка: «Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, рот открывает, что дают глотает» (печь). (Слайд 9) Воспитатель: Печь в избе самое главное. Сейчас в каждом доме, в каждой квартире есть электричество, газ. В домах тепло, уютно. А вот раньше ничего этого не было. -Что делала печь для семьи? Дети: Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись возле печи. Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Ребята скажите в чём раньше готовили суп, каши? Ответы детей: В чугунках Воспитатель: Ребята, я вам сейчас буду называть крупу, из которой будет каша, а вы ответите какая получится каша. (Словесная игра «Какая каша») из манки, овса, риса, перловки, гречки, пшена. Воспитатель: Верно ребята. Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки. Он был не заменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, он мог выдержать любой огонь и никогда не бился -Почему чугун (чугунок) так называется? Ответы детей (Потому что чугунный) Воспитатель: Ребята сейчас я вам предлагаю вам по картинкам рассказать пословицы и поговорки. (раздать картинки детям). Ответы детей. Воспитатель: Ребята скажите, а как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Вот он какой! Кто знает как называется это предмет быта? Ответы детей: Ухват. Воспитатель: Как вы думаете, почему ему дали такое название? Ответы детей: Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Воспитатель: Так же рядом всегда с этими предметами стояла хлебная лопата. Предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, осины, липы или ольхи. С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Они всегда были под рукой. Ставили лопату только ручкой вверх, и запрещалось ее использовать не по назначению. Воспитатель: Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые игры. Предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть и сыграть в игру «Золотые ворота». А какие правила у этой игры? Дети: «Двое игроков становятся напротив друг друга, берутся за руки и образуют ворота, другие дети цепочкой проходят под песню в эти ворота хороводом, когда песня заканчивается ворота захлопываются и те кто попал в воротики, образуют ворота». Воспитатель: Как у наших у ворот собирается народ, Начинается игра «Золотые ворота». (Музыка) Дети: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй — запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! Воспитатель: Поиграли немного ребята, отдохнули продолжим дальше. А теперь послушайте ещё загадку… У бабушки сейф. Он давно уж не новый, К тому же совсем Не стальной, А дубовый. Он скромно стоит у нее В уголочке. В нем бабушка держит Халаты, носочки, Отрезы на платья, Немножечко пряжи, Пуховый платочек И пенсию даже. Но только не дверца, А крышка на нем. Тяжелая очень С висячим замком. Ответы детей: сундук Воспитатель: Верно ребята, это сундук. Давайте с вами заглянем и посмотрим что же хранили в сундуке. (Каждый ребенок достаёт вещь и рассказывает что это и для чего). Воспитатель: Всё верно в сундуках хранили одежду, посуду, ценности, игрушки, платки… Посмотрите ребята тут даже есть ложки. Из чего они сделаны? Ответы детей: из дерева. Воспитатель: Верно из дерева. Если есть деревянной ложкой, пища становилась ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой никогда не обожжёшься. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю по быть мастерами и раскрасить свою ложку. Итог работы: Давайте посмотрим что у вас получилось, и какой рисунок? Воспитатель: Молоды справились с заданием, усаживайтесь на свои места Воспитатель: Загадаю вам загадку Воспитатель: Выпускает жаркий пар. Древний чайник… Ответ детей: (Самовар) Воспитатель: Что делали с самоваром? Дети: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Воспитатель: Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя. Воспитатель: Молодцы. ребята, все вы знаете. Сыграем с вами в игру. Игра «Что было, что стало». (набор картинок) -В чем раньше кипятили воду для чая? (в самоваре). -А мы сейчас? (в чайнике). -В чем раньше кашу варили? (в чугунке). -А мы сейчас где готовим? (в кастрюле). -Чем раньше брали горячий чугунок, чтобы не обжечься? (ухватом) -А сейчас? (специальными перчатками) -Раньше хранили продукты? (в горшках) -А в наше время? (стеклянных, жестяных банках). -В старину ложка была? (деревянная) -А сейчас? (железная) - Где готовили еду в старину? (еду готовили в печке). -А мы сейчас где готовим? (на газовой, электрической плите). Воспитатель: -Посмотрите, что это такое? (показывает на прялку). Ответы детей: Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был женский труд – прясть пряжу. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Раньше прялка имела важное значение в доме: с помощью прялки можно было одеть всю семью. Воспитатель: -А знаете ли вы что это? (показывает на колыбель) Ответы детей: Воспитатель: Колыбе́ль (от др. -рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка Воспитатель: А где сейчас спят маленькие дети? Ответы детей: Воспитатель: Спасибо, ребята за активное участие в занятии. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в старину стародавнюю. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Почему гостей встречали с хлебом, солью? Почему Русь называлась деревянной? Что было самым главным в избе? Ответы детей: Русское гостеприимство- неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи- на стол мечи!». У нас сегодня на занятие присутствовали гости, ребята. Наша дружная группа всегда рада гостям. (воспитатель открывает стол с угощениями).
|



Открытый показ НОД «Жизнь и быт русского народа» в подготовительной группе.










