| «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». |
| Фольклор | |
| Автор: Кормилицина Татьяна Юрьевна | |
| 12.12.2025 00:24 | |
|
Дошкольный возраст детей имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главной задачей педагога в области развития речи детей является помощь в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Устное народное творчество — драгоценное богатство каждого народа, собираемое веками. Это показатель способностей и таланта. Через устное него ребёнок не только учится общению, но и осваивает красоту и лаконичность речи, приобщается к культуре своего народа. В настоящее народный язык начинает терять свою эмоциональность. Современная речь стремительно пополняется иностранными словами.
Поэтому роль устного народного творчества -помочь ребёнку не только овладеть родным языком, но и освоить его многообразие и неповторимость. Ведь не зря же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного постижения действительности. Это направление имеет воспитательное, познавательное и эстетическое значение, расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детейобусловлено разнообразием содержания и характером знакомства с ним и речевым развитием дошкольников. Народный фольклор -драгоценное богатство каждого народа, собираемое веками. Это взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает незабываемые впечатления и эмоции. Сегодня одной из главных задач является нравственно-эстетическое воспитание дошкольников. В дошкольном возрасте достигнуть это лучше всего через народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах. Поэтому в наше время, как никогда, необходимо сохранять народные традиции, приобщать детей к сокровищнице народной культуры. Надо помнить, что народ существует, пока существует его родной язык, а значит и его судьба. Но в настоящее время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения родного языка, исчезают его красота, самобытность, своеобразность. Исключительно беден и примитивен словарный запас современных взрослых и детей. Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, очень редко используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат родной язык. Современная жизнь практически исключила предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Семья не имеет своей ведущей роли. Дети не получают первоначальных представлений об экологии родного края, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, я считаю, что проводя работу в этом направлении необходимо обращаться к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем. Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Произведения народного творчества позволяют сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни. Задача педагога, опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать мышление, целенаправленность. Самой наиглавнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников является развитие речи и речевого общения. Ведь ребенок не рождается со сложившейся речью. Медленно, шаг за шагом он учиться говорить, выговаривать звуки и звукосочетания. С взрослением ребенка возрастают и его произносительные способности, увеличивается его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок учится особенности четко и последовательно выражать свои мысли и желания. Но иногда, даже умственно и психически здоровые дети, испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Для этого и служат малые фольклорные формы. Знакомясь с ними, дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Приобретенный эмоциональный заряд от разгадывания загадок, рассказывания пословиц, полученная вера в свои силы, повышают самооценку детей. Речь детей становится более выразительной, грамотной и четкой. Дошкольники справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Они активизируются и в игровой деятельности, приобретают творческий характер. Их жизнь в обществе становится эмоциональной и насыщенной. Поэтому ведущей идеей считаю формирование интереса к фольклору, обычаям и обрядам русского и мордовского народа. воспитание любви к своей Родине, чувства доброты и благородства. Фольклор открывает перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка, воспитывает эстетический вкус. Все это дает первые ростки понимания наших корней – любви и привязанности к семье, к родному дому, родной стране. В любом, даже в самом маленьком произведении – будь то потешка, песня или народная игра – видна эпоха, быт, национальный колорит. Эти малые фольклорные формы, ненавязчиво входя в жизнь ребенка, дают эстетические знания, культурные традиции – все это и воспитывает вкус. Знакомство с фольклором через нравственно-эстетическое воспитания детей считается актуальным и в наше время – в дни стрессов, резких изменений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе большой объем агрессии. Их атмосфера насыщена отрицательными, а порой и грубыми, раздражающими явлениями. Всё это попадает в беззащитную эмоциональную душу ребенка. Авторы таких современных трендов не задумываются над тем, какую опасность они наносят неокрепшей детской ауре, принося её в жертву моде и моментальному неоправданному успеху. Они не обучают добру, любви, а пробуждают в ребенке злость и агрессию. В настоящее время наше общество живёт по принципу: сила и деньги решают всё, духовные и моральные ценности перемещены на задний план. Только старшее поколение может помочь справиться с этим. Опираясь на свой жизненный опыт и уже сформированные морально-нравственные понятия, только взрослые могут научить различать добро и зло. В педагогических трудах известных педагогов Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д. Флериной Е. А. и других, говорится, что в дошкольном возрасте ребенок стремительно развивается как личность в целом и улучшается его связная речь. Доказано, что самым доступным источником развития детской речи являются сказки, загадки, потешки, считалки, колыбельные, т.е. произведения собираемые и сохраняемые народом веками. Они своим содержанием и формой отвечают задачам воспитания, обучения и развития ребенка, приспособлены к проблемам дошкольников. Постепенно они знакомят малыша с народным словом, раскрывают его богатство и красоту, принимают за эталон речи. К. Д. Ушинский отмечал, что в большинстве семей все меньше знают обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные, и что только народные сказки, подготавливают благоприятную почву для усвоению всех форм языка, что они дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании. А. М. Горький отмечал, что в устных народных произведениях, как и в языке, показано «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой». Народные произведения выражают традиции, склонности, интересы народа. Они знакомят с их особенностями, которые формировались под влиянием образа жизни, и те, которые соответствовали условиям непосильного труда в классовом обществе. Е. Н. Тихеева, Е. А. Флерина тоже утверждали, что народное творчество дает прекрасные образцы русского языка; знакомясь и повторяя их, ребенок успешно запоминает родной язык. Они отмечали, что «загадки, пословицы, поговорки — образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений». Г. Н. Волков указывал на индивидуальные особенности сказок: их народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировоззрения); их оптимизм (сказки учат верить в торжество справедливости, в победу добра над злом); их увлекательность сюжета (необычность схемы событий, различных столкновений и борьбы); их образность (главный герой всегда отражает основные черты народного характера: смелость, трудолюбие, доброту, смекалку и т. п.); их забавность (тонкий и точный юмор). Отсюда можно сделать вывод, что разные формы произведений народного творчества являются главным средством развития речи и личности ребенка в целом Таким образом, развитие речи дошкольников имеет важное значение. Народные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей. Детям очень интересны обороты и выражения народной речи. Народный фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, артистичнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною было выбрано данное направление развития ребенка. Все это позволяет сделать следующие выводы — народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Я убеждена, что, если организовать систематическую работу с дошкольниками, различные формы фольклора станут доступны их пониманию и осознанию.
|



«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».










