| «Ознакомление дошкольников с русской избой, предметами деревенского быта и домашней утвари» |
| Фольклор | |||
| Автор: Маврина А.А., Кудряшова Н.А., Николаева Л.В. | |||
| 09.12.2025 18:39 | |||
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» пгт Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Самоцветы» пгт Смышляевка 2025 Подготовили: воспитатели
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Нравственно-патриотическое воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности дошкольника. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Русская народная культура обладает богатейшим материалом для знакомства детей с традициями и обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, помогает сохранить прошлое. Любовь к Родине необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими и знакомить дошкольников с историей нашего народа. Актуальность: Современным детям трудно представить, что такое «изба» и как жили люди раньше. Как обходились без компьютеров и телевизоров. Как спали на печи, и хранили вещи в сундуках. Как готовили пищу в печке. А вместо чайника — на столе стоял «его Величество — Самовар». И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему» о том, как жили их прабабушки и прадедушки, мы изготовили макет «Русская изба». Дидактическое пособие — макет «Русская изба» поможет детям прикоснуться к истории: покажет как жили предки, как был устроен их быт, избу с характерными предметами утвари и традиции русского народа (собирательство, заготовка трав, грибов и ягод, дров, скотоводство, русские орнаменты, резьба по дереву и т.д.). Пособие является интерактивным и разработано в соответствии с ФОП ДО. Его можно применять не только в совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые, режиссерские игры). Данный материал поможет расширить словарный запас и систематизировать сведения об окружающем мире по теме «Быт и предметы утвари русской избы». Направления работы с пособием:
Сегодня я хотела бы рассказать как используя макет познакомить детей с ведением домашнего хозяйства и предметами деревенского быта и домашней утварью. Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, знакомит с предметами деревенского быта, рассказывает о предназначении этого предмета, и показывает, где предмет стоял в избе. А после начинается игра. Перед детьми ставится макет пустой комнаты избы. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы. Задача детей назвать предмет и поставить его на свое место. Игра очень познавательная и интересная. Цель: Познакомить детей с ведением домашнего хозяйства, предметами деревенского быта и домашней утварью, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи:
Слайд 1. Ознакомление дошкольников с русской избой, предметами деревенского быта и домашней утвари. Слайд 2. Изба Раньше на Руси люди строили себе жилища из лиственницы, сосны или ели. Такие дома называли избами. Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Затем прорубали окна, крыли крышу. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. В избе была одна комната — горница, она была и кухней и спальней. В избе находились деревянные предметы народного быта — стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды, сундук для одежды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Слайд 3. Русская печь. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Печь – это сердце дома. Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями. Печь не только обогревала жилище, но и кормила всю семью. В русской печи готовили очень вкусные щи, кашу, пекли хлеб, пироги. В печи сушили одежду, грибы, ягоды, травы. На печи спали младшие дети и старики. Печь еще и лечила, если кто-то заболел. И в печи даже можно было мыться. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Слайд 4. Красный угол. В каждой горнице был красный угол. Это маленькая полочка,, божница, на которой одна, две небольшие иконы. Слайд 5. Стол. Стол занимал центральное место в доме. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место. Самое удобное — центральное место занимал глава семьи — хозяин. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь. Пословицы русского народа — Бог на стене, хлеб на столе. О лавке, скамье. Лавка была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья. Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол. Слайд 6. Бабий закут (кут) Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут». Это угол, который отделяли от остальной избы занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Недалеко от печи на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Слайд 7 Кухонная утварь (Горшок и Чугунок) Посуда была глиняная и деревянная. Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. Глиняные горшочки сменились металлической утварью, которая именовалась чугунками. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Чугунки использовались крестьянами для приготовления пищи в печи. В них хозяйки варили щи, каши, тушили овощи. Простые крестьянские блюда получались в чугунках питательными и вкусными. Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки Слайд 8. Деревянные ложки В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка. Ложки на Руси вырезали из дерева — липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. В старину русские люди носили ложку при себе, за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку. Ложкой не только ели, на ложках можно было играть Слайд 9. Самовар. Чаепитие за самоваром — отличительная черта русского традиционного быта. Самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Его передавали по наследству, он входил в девичье приданое. Он красовался на самом видном месте в доме, занимал почетное место на столе. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев Слайд 10. Предметы быта. Вещевой сундук. На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной. Слайд 11. Хозяин и хозяйка. Русская национальная женская одежда — платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотыми кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой. Слайд 12. Помело и метла Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла Слайд 13. Дети играют с макетом. После ознакомления с устройством жилища дети ведут самостоятельные игры по народным мотивам, ведь основной вид деятельности детей дошкольного возраста — это игра. Дидактическое пособие макет «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть самостоятельно или с группой детей, разыгрывать знакомые сюжеты любимых сказок или сочинить свою сказку. Макет позволяет детям погрузиться в атмосферу старины. Созданная обстановка избы наглядная, яркая, доступная обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Дети знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, получают возможность использования этих предметов по их прямому назначению в режиссёрской игре. Они увлеченно играют. Обогащается словарный запас детей названиями предметов русского быта. Слайд 14. Дети играют с дидактическими играми. Слайд 15. Дети рассматривают книги. Слайд 16. Чаепитие детей с самоваром. Дидактическое пособие макет «Русская изба» способствует развитию мышления, расширению кругозора и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре. Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей. Дает возможность решить задачи социально — коммуникативного развития детей в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
|



«Ознакомление дошкольников с русской избой, предметами деревенского быта и домашней утвари»










