Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России»
Фольклор
Автор: Рогожник Елизавета Сергеевна   
04.12.2025 14:35

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России»

Цель: Развитие речи воспитанников через знакомство детей с изделиями народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление знаний воспитанников о видах народного прикладного искусства (гжель, хохлома, филимоновская, дымковская и богородская игрушки), с их характерными особенностями
  • Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа
  • Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при пении частушек.

Развивающие:

 

  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству родной страны, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда — хохлома, готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.

Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор.

Ход НОД

Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей)

А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)

Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки».

Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу)

Откуда же берутся такие мастера? Хотите узнать, тогда присаживайтесь на стулья, а я вам расскажу.

Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка.

Воспитатель: Ну, что ребята, давайте отправляемся с вами по волшебным местам нашей великой страны.

(Показывает предмет городецкой росписи)

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовут.

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно).

Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: цветов, листочков.

Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку)

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

И село большое Дымково назвали.

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Воспитатель: Как называются эти игрушки?

Дети: Дымковские игрушки.

Воспитатель: Из какого материала они изготовлены?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек.

Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки?

Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.

Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку)

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

- Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда?

Дети: из дерева.

– Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор?

Дети: Из травки, листочков, ягод.

Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».

Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка?

Дети: Это место где продают разные товары.

Воспитатель: Ярмарка — это праздник, веселье, торговля, гуляние.

Физминутка

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Всем игрушки продаём!

Раз, два, три, четыре,

Круг по уже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (Показывает предмет из гжели)

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

- Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды?

Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом.

Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже.

Д/игра «Закончи узор»

А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей).

Итог

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год