| Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России» |
| Фольклор | |
| Автор: Рогожник Елизавета Сергеевна | |
| 04.12.2025 14:35 | |
|
Цель: Развитие речи воспитанников через знакомство детей с изделиями народных промыслов. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов (дымковская игрушка, разделочная доска с городецкой росписью, гжель, посуда — хохлома, готовые образцы рисунков, фломастеры для каждого ребёнка. Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам. Словарная работа: закрепить в словаре детей слова промысел, роспись, узор. Ход НОД Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей) А какая наша страна по размерам? (показываю на карте) Большая, великая наша страна – много городов, деревень, станиц в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят: «Мастер на все руки». Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем? (человека, который очень хорошо выполняет свою работу) Откуда же берутся такие мастера? Хотите узнать, тогда присаживайтесь на стулья, а я вам расскажу. Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала-залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы. Вот такая сказка. Воспитатель: Ну, что ребята, давайте отправляемся с вами по волшебным местам нашей великой страны. (Показывает предмет городецкой росписи) Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовут. Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки, а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно). Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор? Дети: цветов, листочков. Воспитатель: (Показывает дымковскую игрушку) Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок. Дым идет из труб столбом, Точно в дымке все кругом. И село большое Дымково назвали. И лепили там из глины. Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Воспитатель: Как называются эти игрушки? Дети: Дымковские игрушки. Воспитатель: Из какого материала они изготовлены? Дети: Из глины. Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии. Воспитатель: (Показывает хохломскую игрушку) Роспись хохломская Словно колдовская В сказочную песню Просится сама. И негде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней Наша хохлома! - Как вы думаете, из какого материала изготовлена посуда? Дети: из дерева. – Ребята, посмотрите на элементы хохломской росписи. Из каких элементов состоит узор? Дети: Из травки, листочков, ягод. Воспитатель: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком». Воспитатель: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома. Кричали, зазывали на ярмарке: «Кому посуда для каши, окрошки! Чудо – блюдо, да чашки ложки, к вам приехала сама золотая хохлома!» Ребята, что такое ярмарка? Дети: Это место где продают разные товары. Воспитатель: Ярмарка — это праздник, веселье, торговля, гуляние. Физминутка Мы ребята удалые, Скоморохи озорные. Всех на ярмарку зовём, Всем игрушки продаём! Раз, два, три, четыре, Круг по уже, круг пошире! На носочек и на пятку, А потом пляши вприсядку! Влево, вправо повернись, Веселее улыбнись! Воспитатель: Давайте продолжим наше путешествие по необычным местам. (Показывает предмет из гжели) Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели. - Какой цвет используют мастера при росписи керамической посуды? Дети: Посуда расписана, синим или голубым цветом. Воспитатель: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Воспитатель: Посмотрите, ребята, существуют и другие народные промыслы. Например, каргопольская игрушка. (Показ). О них мы поговорим позже. Д/игра «Закончи узор» А сейчас ребята, я предлагаю вам стать народными мастерами, художниками и добавить к нашей выставке свои работы. У вас на столе лежат незаконченные образцы частей одежды. Нам надо дорисовать узоры. Приступаем к работе. (Самостоятельная работа детей). Итог Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно понравилось? Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась).
|



Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народные промыслы России»










