Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Деревянное зодчество на Руси»
Фольклор
Автор: Аёшина Ирина Николаевна Лютикова Маргарита Валерьевна   
03.12.2025 20:35

«Деревянное зодчество на Руси»«Деревянное зодчество на Руси»

Воспитатели:

  • Аёшина Ирина Николаевна, воспитатель МАДОУ №24 г. Томска
  • Лютикова Маргарита Валерьевна, воспитатель МАДОУ №24 г. Томска

В группе «Колокольчики» реализуется проект «Русские народные традиции и обычаи». В его рамках проводится серия интегрированных занятий, объединяющих познавательную деятельность с конструированием. Один из ключевых модулей — тема «Деревянное зодчество на Руси», специально адаптированная для дошкольников.

Русское деревянное зодчество — уникальное явление, отражающее традиции, культуру и национальный колорит русского народа. Оно связано с мифологией, символикой и практическими навыками, передававшимися из поколения в поколение. Изучение этого направления помогает детям осознать ценность сохранения исторического и культурного наследия. В современном мире дошкольники редко видят деревянные постройки и не представляют, как они создавались. Занятия восполняют этот пробел через наглядность и практику.

 Скачать конспект

Многие памятники деревянного зодчества находятся под угрозой исчезновения из-за времени и отсутствия ухода. Знакомство детей с этой проблемой может воспитать у них бережное отношение к культурному наследию и понимание важности его сохранения.

Интегрированные занятия объединяют разные виды деятельности (художественное творчество, познавательные игры, физическую активность), что способствует формированию у детей целостного представления о мире. В контексте темы «Деревянное зодчество» можно сочетать знакомство с историей, декоративно-прикладным искусством, народными промыслами, что усилит связь с проектом о традициях.

Дети осваивают новые понятия, учатся анализировать формы и конструкции, устанавливают причинно следственные связи (почему выбирали определённые породы дерева, как утепляли избы). Конструирование макетов требует точности, координации, умения соотносить части и целое. Через зодчество дети ощущают связь с предками, гордятся мастерством русских плотников, осознают ценность наследия. Совместная постройка макета учит договариваться, распределять задачи, презентовать результат. Такие занятия знакомят с бытом, праздниками и ремёслами Древней Руси, создавая целостную картину прошлого. Интегрированные занятия соответствуют требованиям ФГОС ДО, дают основы геометрии, симметрии, пропорций, полученные в игровой форме, облегчат освоение черчения, ИЗО и истории в школе.

Таким образом, модуль «Деревянное зодчество на Руси» не просто расширяет знания детей о старине, но и становится мощным инструментом всестороннего развития: от моторики и речи до ценностного отношения к отечественной культуре.

В дальнейшем планируем посетить музей «Деревянного зодчества» г. Томска с воспитанниками и их родителями. Посещение музея «Деревянного зодчества» в Томске — это не просто прогулка по старинному особняку, а настоящее погружение в историю, культуру и искусство родного города. Такой визит особенно ценен для детей и их родителей, потому что даёт уникальную возможность узнавать, чувствовать и переживать наследие — не через экран, а живьём, руками, глазами, сердцем. В музеях дети сталкиваются с настоящим искусством: архитектурой, резьбой по дереву, интерьерами. Это формирует у них чувство прекрасного, умение замечать детали, красоту в простом. Когда ребёнок понимает, что в его городе есть уникальное наследие, которое ценят даже за пределами Сибири, он начинает чувствовать себя частью чего-то большего. Это важно для самооценки и гражданской позиции. Для родителей это возможность провести время с детьми с пользой. Это не просто «погулять», а совместное открытие. Родители и дети вместе удивляются, обсуждают, задают вопросы. Это укрепляет семейные связи.

Конспект интегрированного занятия по теме

«Деревянное зодчество на Руси»

Цель: познакомить детей с традициями деревянного зодчества на Руси, развить интерес к народному творчеству и истории.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»: дать представление о деревянных постройках на Руси (изба, терема, храмы); познакомить с инструментами и приёмами плотников расширить словарный запас (слова: изба, сруб, бревно, плотники, слюда, наличники, конёк); развить мелкую моторику и творческое мышление через практическую деятельность; воспитать уважение к труду мастеров плотников и интерес к культурному наследию.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательные: познакомить с основными элементами русской деревянной избы и их назначением; раскрыть особенности традиционного строительства (без гвоздей, соединение «врубкой»); показать разнообразие форм крыш, украшений, планировок изб.

Конструктивные: научить анализировать схему/образец избы и выделять ключевые части; отработать навыки сборки модели из деревянного конструктора по подгруппам; развить умение работать по плану, согласовывать действия в команде.

Речевые: ввести и закрепить тематическую лексику; тренировать составление описательных рассказов о построенной избе ( «У нашей избы есть…», «Мы сделали…», «Это называется…»); поощрять диалог: вопросы-ответы о деталях конструкции, сравнение моделей разных подгрупп.

«Физическое развитие»: Накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать сдержанность.

Интегративные качества: физически развитый, сформирована потребность в двигательной активности, любознательный, активный– интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, принимает активное, заинтересованное участие в образовательном процессе; эмоционально отзывчивый; способный управлять своим поведением, соблюдающий элементарные общественные нормы и правила поведения– поведение ребенка определяется требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту – может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать, обращаться за помощью, предлагать свою помощь; познавательные – умение ориентироваться в пространстве; уметь применять правила и пользоваться ими; сформированность логических операций классификация, анализ, сравнение; регулятивные – слушать взрослого, умение осуществлять действия по заданному правилу.

Оборудование для педагога: Компьютер, музыкальное сопровождение, презентация «Русь деревянная» (с изображениями изб, храмов, теремов, инструментов, декоративных элементов); шкатулка сундучок для «волшебных» предметов; веточки ели и сосны (для игры «Узнай по запаху»); кусочки пакли (для тактильного знакомства); образец слюды; деревянный конструктор «Брёвнышки» или крупные кубики для постройки избы; аудиозаписи русских народных мелодий.

Ход занятия

Вводная часть

Содержание ННОД

Образова-тельная

область

(вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образо-вательные

задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!Показ шкатулки‑сундучка:

Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, модная задвижка.
Кто сундучок открывает, тот загадки отгадывает!

Игра «Узнай по запаху». Дети закрывают глаза, педагог проносит веточки ели и сосны. После угадывания — обсуждение: «Какие деревья вы узнали? Зачем нужны деревья?» (дают воздух, тень, дом для зверей, материал для построек).

Познавательная

Коммуникативная

Исследовательский метод

беседа

Слово

обоняние

Эмоциональная отзывчивость, развитие свободного общения, развитие компонентов речи, расширение кругозора детей

Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность, владеет связной речью, учет слушать сверстников.

Основная часть

Содержание ННОД

Образова-тельная

область

(вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образо-вательные

задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Рассказ с презентацией.

«Давным‑давно на Руси люди строили жилища из брёвен — избы. Дерево было главным материалом: из него делали дома, мебель, посуду. Избы рубили топором, поэтому и слово „деревня“ связано с деревом».

Показ слайдов: изба, храм, терем. Обсуждение: «Что общего у этих построек?» (все из брёвен).

Породы деревьев: хвойные (ель, сосна) и лиственное дерево - лиственница — для сруба (смолистые, меньше гниют); осина — для крыши (устойчива к влаге).

Этапы строительства: выбор места (рядом водоём и лес), валка леса, очистка брёвен, сборка сруба без гвоздей (брёвна плотно соединяли, делали зарубки‑номера).

Инструменты плотников: топор (единственный инструмент для всего: валить лес, стругать доски, собирать избу). Пословица: «Не взявшись за топор — избы не построишь».

Украшения избы: резные наличники, причелины, конёк на крыше (изображение коня или петуха — символ счастья и трудолюбия).

Слюдяные оконницы: показ образца. «Слюда — минерал, из неё делали окна. Кусочки соединяли, расписывали цветами, птицами».

Физкультминутка «Теремок».

Терем, терем, теремок —
Он затейлив и высок.
В нём окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше — петушки,
Золотые гребешки!
(Дети выполняют движения: тянутся вверх, «рисуют» окна, показывают гребни петухов).

Практическая часть

Воспитатель: давайте вспомним как строили постройки: избы, храмы.

Игра «Что сначала, что потом». Дети расставляют картинки с этапами строительства избы (выбор места → валка леса → очистка брёвен → сборка сруба → украшение).

Строительство избы. Работа с деревянным конструктором или кубиками: дети в парах собирают модель избы, обсуждают, как соединять брёвна.

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Физическое развитие

Познавательное развитие.

Групповая

Информационно‑рецептивный метод (устное изложение, работа с презентацией, беседа).

Групповая

Слово

Показ движений

  1. 3.
  2. 4.Подгрупповая
  3. 5.Конструирование по условиям

Слово

Движение слово

Конструирование

Слово

движение

Дать представление о деревянных постройках на Руси (изба, терема, храмы); познакомить с инструментами и приёмами плотников расширить словарный запас (слова: изба, сруб, бревно, плотники, слюда, наличники, конёк);

снятие статического напряжения в мышцах спины, шеи, плеч, рук и ног после сидячей деятельности;

улучшение кровообращения и дыхательной функции (в т. ч. за счёт ритмичных движений и согласованного дыхания);

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;

Любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый.

осваивают новые понятия, учатся анализировать формы и конструкции, устанавливают причинно‑следственные связи (почему выбирали определённые породы дерева, как утепляли избы).

Накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать сдержанность.

развивает творческое мышление и проблемно-поисковую активность; формирует умение учитывать практические требования.

умение ориентироваться в пространстве; уметь применять правила и пользоваться ими; сформированность логических операций классификация, анализ, сравнение; регулятивные – слушать взрослого, умение осуществлять действия по заданному правилу.

Заключительная часть

Содержание ННОД

Образова-тельная

область

(вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образо-вательные

задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

«Из чего строили избы на Руси?» (из брёвен).

«Каким инструментом пользовались плотники?» (топором).

«Как украшали избы?» (резьбой, слюдяными окнами, коньком).

Пословицы об избе. Воспитатель: как вы думаете какой смысл у этой поговорки?

«Красна изба углами, а человек — добрыми делами» (важны не украшения, а поступки хозяина).

«Изба крепка запором, а двор — забором» (важна защита дома).

Воспитатель: Сегодня мы узнали, как умелые руки мастеров создавали деревянные чудеса на Руси. Вы сами попробовали быть плотниками — молодцы!

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Групповая

Беседа

Слово

Диалог

Развитие общения и взаимодействия детей с взрослым, развитие уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Любознательный и проявляет исследовательскую активность. Ребёнок задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно объяснять смысл пословиц. 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год