Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Русская рубаха»
Фольклор
Автор: Смирнова Л.И Короткова Н.И   
21.05.2025 16:20

Проект «Русская рубаха»Проект «Русская рубаха»

Авторы проекта:

  • Смирнова Л.И
  • Короткова Н.И

г. Череповец 2025

Актуальность:

Современная одежда в основном состоит из искусственных волокон и тем самым наносит вред здоровью человека. Неслучайно в последнее время стала популярной одежда изо льна. Лен имеет ценные гигиенические свойства. Он имеет способность отводить тепло и влагу. В жаркую погоду желательно носить одежду из натуральных тканей, потому что человек одетый в одежду изо льна, имеет температуру тела на 3-4 градуса ниже, чем в одежде из других тканей, особенно синтетики. Во время носки и стирки, в отличие от хлопчатобумажной ткани, льняная не желтеет, а сохраняет белизну и свежесть. Большое количество людей даже не задумываются о том, насколько лен уникален.

 

Скачать презентацию

Детская цель: Узнать про лён и изделия, которые делают из льна

Предполагаемые результаты:

  • Дети свободно выделяют лён из других растений, могут составить небольшой рассказ — описание.
  • Детям знакомы основы технологии выращивания и обработки льна в прошлом и на сегодняшний день.
  • У детей сформированы представления об исключительных свойствах льна, об использовании льна в различных отраслях промышленности и сферах жизнедеятельности людей, об историческом значении культивирования льна в России.

У многих воспитанников сформирован интерес к изучению необыкновенных свойств различных растений

Для родителей: 1. Повысится уровень родительской компетенции в вопросе экологического воспитания.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Вид проекта: среднесрочный (апрель-май)

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой

Проблема исследования: Однажды воспитатель пришла в группу в блузе из льняного трикотажа. Детей заинтересовал материал, из которого сшита блуза, понравилось ее красивое оформление (цвет, шнуровка, обереги). Воспитатель сказала, что эта блуза сшита из льняного материала, который не только красив, приятен на ощупь, но и очень удобен и полезен для тела. У детей возникли вопросы: «Какие еще вещи сшиты (сделаны) из льняной ткани и льна? Как получают льняную ткань? Как выглядит и где растет лен? Чем полезна льняная ткань для здоровья?»

Цель: создание условий для обогащения представлений детей старшего дошкольного возраста о растении лен, какова польза льна для человека.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представление о льне как о культурном растении;
  • познакомить с историей выращивания и применения льна на территории нашей области, страны;
  • обогащать представления детей о труде взрослых по созданию материалов, предметов из льна о предприятиях, где обрабатывают лён);

Развивающие:

  • развивать интерес к природе родного края;
  • развивать умение наблюдать, выделять характерные признаки изделий из льна посредством познавательно-исследовательской деятельности и экспериментов с ним;
  • развивать элементарные представления о цепочке процессов по изготовлению некоторой продукции из растения лен (из стебля растения лен – льняная нить – льняная ткань – одежда; из семени растения лен – масло и пр.);
  • стимулировать развитие мышления, связной речи при составлении творческих рассказов о выращивании и обработке льна;

Воспитательные:

  • приобщать детей к национальной культуре, воспитывать патриотические чувства и гражданственность, ценностное отношение к растению льна как национальной культуре.

1 этап: «Информационный»

На первом этапе в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми одежды из льна, опрос показал, что 80% детей группы не знают что это такое лён, где он растёт, что можно из него сделать.

В соответствии с проблемой дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

Познакомиться с внешним видом, условиями произрастания и способами переработки льна.

Изучить основные характеристики и свойства льняной ткани и ее пользу для здоровья.

Изучить исторические и современные виды одежды из льна, возможности ее использования в разное время года и в разных видах деятельности (труд, спорт, отдых и т.д.)

Овладеть некоторыми умениями в области дизайна льняной одежды (подбор и сочетание элементов по цвету, форме, фактуре).

2 этап: Организация исследования

1 Сбор, анализ и систематизация информации о льне, льняных тканях, льняной одежде, о ее пользе для здоровья:

  • чтение и обсуждение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»: знакомство с технологией изготовления крестьянской одежды из льна
  • подбор, анализ и составление описания льняных тканей, оформление в коллекцию
  • подбор и загадок, стихотворений, пословиц, поговорок о льне, льняной ткани, льняной одежде; обсуждение содержания и оформления альбома «Лен – ленок» (совместная работа детей и родителей)
  • детское экспериментирование: исследование свойств льняных тканей
  • экскурсия в музей «Русская изба», знакомство с возможностями обработки льна (изделия из льняных тканей и волокон)
  • рассматривание иллюстраций А.Ф. Пахомова, изучение особенностей русского вологодского костюма 19 века, познавательная беседа «Одежда русской деревни»
  • познавательная беседа о полезных свойствах льняных тканей и одежды из льна

2 Творческая познавательная деятельность детей:

  • моделирование познавательного пособия «Как лен в рубашку превратился»: стадии переработки льна и создания льняной одежды; — творческий дизайн детей на тему «Льняная одежда»: рисование, аппликация из бумаги и ткани; — организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических игр: «Найди и расскажи», «Бабушкин сундучок»; организация народных игр по тематике исследования «Веретено», «Пугало», «Пролезь в рукава», «Тяни холсты» и др. — Изготовление оберегов из льняных ниток.

Знакомство со льном

Коллекция тканей

Чтение и обсуждение рассказа К.Д Ушинского «Как рубака в поле выросла»

Стихи, загадки, пословицы, поговорки о льне

Познавательные беседы о полезных свойствах льна и одежды из льна

Экспериментирование: исследование свойств льняной ткани

Экскурсия в музей «Русская изба» Знакомство с процессом изготовления льняной ткани

Изготовление оберегов из льняных ниток

Организация народных игр

Дидактические игры

Работы родителей и детей. Куклы- мотанки

3 этап: Презентация результатов проектной деятельности. Продукт: Альбом творческих дизайнерских работ детей «Льняная одежда»

Итоговое мероприятие: Праздник русской рубахи (дефиле)

Вывод:

Повторный опрос детей показал, что 90 % детей проявили познавательный интерес к истории льна. Проект подвел участников проекта к пониманию того, что лён имеет уникальные лечебные свойства и в наше время его используют во множестве сфер жизни и деятельности человека. Ни одна ткань – ни шерсть, ни шёлк, ни хлопок, не говоря уже об искусственной, не могут конкурировать со льном.

По удовлетворенности участием в проекте 80% родителей удовлетворены участием в проекте. Повысился уровень родительский компетентности в вопросе экологического воспитания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год