Конспект по познавательному развитию для средней группы «Рождение Матрешки на Руси» |
Фольклор | |||
Автор: Гайсина Айгуль Фагимовна | |||
21.05.2025 06:39 | |||
Цель: формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народной игрушки; познакомить с историей матрешки. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные
Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие». Виды деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная. Средства реализации: деревянная матрешка, презентация, атрибуты для дидактической игры «Собери матрешку», атрибуты для подвижной игры «Встань по росту» Методы: словесный, практический, наглядный. Приемы: рассматривание, показ, вопросы, указания. Формы: коллективная (групповая) беседа, дидактическая и подвижная игры. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций. Ход образовательной деятельности: Воспитатель: проходите дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся. Дети: Здравствуйте (воспитатель приглашает детей пройти на свои стульчики) Воспитатель: Я на ярмарке бывала, И игрушки выбирала, Принесла корзинку вам, В ней игрушки не простые, А волшебно-расписные. (Достаёт из корзинки народные игрушки: дымковские, деревянные свистульки, деревянные волчки, дудочки) Воспитатель: У меня осталась одна игрушка, я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано в корзинке. Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются …… (матрешки) Дети: Воспитатель: Правильно. - А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек? Ответы детей. Воспитатель. - Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые? Ответы детей. Воспитатель. Матрешка — уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Воспитатель. - Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки? Дети затрудняются ответить. Воспитатель. - Хотите узнать? Первая матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца. Один богатый человек ездил в Японию и привез такую игрушку. Она заинтересовала русских мастеров. Ее стали изготавливать из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе) Мы красавицы матрешки Разноцветные одежки Раз Матрена, два — Милаша, Мила – три, четыре – Маша, Маргарита это пять, Нас не трудно сосчитать. Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе? Дети: Пять матрешек. Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки? Ответы детей. Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки — хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко поиграем (игра «Встать правильно» — воспитатель объясняет правило игры) Дети возьмите себе по одной матрешке как только музыка заиграет матрешки начинают танцевать. Музыка закончилась каждая матрешка должна найти свое место по росту. Дети как стоят у нас матрешки сначала самая большая следом поменьше и так до самой маленькой. Молодцы! А наше занятие продолжается. Воспитатель: Дети, подойдите к столу, у нас на столе лежат конверты, посмотрите, что там внутри (дети достают из конвертов разрезные картинки) Воспитатель: Дети соберите картинку и скажите, что у вас получилось. Дидактическая игра «Собери матрешку» Рассматривают матрешек, делятся впечатлениями. (Воспитатель берет матрешку со стола) Воспитатель: Дети, а наша матрешка хочет поиграть с нами. Хочется вам поиграть с матрёшкой? Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора! (Дети встают в круг, воспитатель берёт матрёшку, даёт её в ладошки детям по очереди, побуждая ребёнка выполнить задание). У кого в руках матрёшка, Тот потопает с ней немножко! У кого в руках матрёшка, Тот похлопает в ладошки! Кто матрёшку в руки взял Тот задорно нам сплясал! Кто матрёшку в руки взял, Тот красиво приседал! У кого в руках матрешка тот попрыгает немножко Кто матрешку в руки взял тот наклоны показал! Подведение итога занятия: Воспитатель: Дети, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились? Ответы детей. Воспитатель: А из чего матрёшка сделана? Ответы детей. Воспитатель: А какие у нас матрешки? Ответы детей. Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту? Ответы детей. Воспитатель: А как можно с ними играть? Ответы детей. Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали, из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
|