Педагогический проект по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми средней группы «Народное творчество» |
Фольклор | |||
Автор: Кригер Лариса Валерьевна | |||
16.05.2025 11:36 | |||
Кригер Лариса Валерьевна, воспитатель Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 2» дошкольные группы г. Югорск Паспорт проекта Тип проекта Информационно — познавательный Продолжительность проекта Краткосрочный По содержанию Патриотическое воспитание дошкольников По характеру контактов Открытый, осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей Участники проектов Дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников
Цель проекта Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности. Задачи
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект Понять, чем уникальна культура, обычаи, традиции русского народа. Предполагаемый результат
Актуальность проекта Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия, отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней. Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определённо влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей среднего дошкольного возраста. Реализация проекта: 1. Начальный этап. Подбор художественной литературы; Сформировать проблемные вопросы; -Как бы мы жили без творчества? -Зачем человеку необходимо творчество? -Какую пользу человеку приносит творчество? 2. Технологический этап. -Составление паутинки -Взаимодействие с родителями (папки-передвижки, консультации, привлечение родителей к сбору информации о народном творчестве) 3. Заключительный этап -Оформление выставки детских работ. Приложение к проекту. Письмо к родителям Уважаемые родители! Тема нашей недели (26. 01. 2015 – 30. 01. 2015) «Народное творчество» У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом, Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в такое время, когда рушатся традиции, передаваемые веками, но хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в песнях, сказках, потешках, пословицах, поговорках, скороговорках и т.д. сохранится для потомков. Уважаемые родители, нам нужна ваша помощь в проведении нашей тематической недели: пополнением нашей предметно – развивающей среды русскими народными игрушками, а также пословицами, поговорками, для создания книжки – малышки, раскрасками по теме. С уважением ваши дети и воспитатели Утренний сбор, мотивация выбора темы. Стихотворение недели: Шли подружки по дорожке, Было их немножко. Две Матрёны, три Матрёшки И одна Матрёшечка. Очень любим мы, Матрёшки, Разноцветные одёжки. Сами ткём и прядём, Сами в гости к вам придём. Шла по ягоды Матрёшка, Позабыла взять лукошко. – И куда такую сласть Мне теперь подружки класть? Восемь кукол деревянных В разноцветных сарафанах. На столе у нас живут Всех Матрёшками зовут. Сладким чаем угощаем Самовар на стол несём. Мы за чаем не скучаем, Говорим о том, о сём. Пыль клубится по дорожке, Едут с ярмарки Матрёшки. На баранах, на быках, Все с гостинцами в руках. Ростом разные подружки Не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Утренний сбор Игры, которые помогают детям, ожидающим своей очереди планировать, сконцентрировать внимание и удержать интерес. Обруч. Сделали метку на обруче, обернув это место цветной бумагой. Дети сидят в круге, каждый ребенок держит обруч двумя руками. Педагог вместе с детьми поет короткую песню и поворачивает обруч по кругу так, чтобы метка переходила от ладошки к ладошке. Когда песня заканчивается, ребенок, чья рука либо дотронулась, либо находится ближе всех к метке, рассказывает о своем плане. Затем процедура повторяется, пока все дети не поделятся своими планами. Волчок. Дети садятся в круг, кто-нибудь из детей крутит волчок. Когда стрелка волчка показывает на одного из детей, то он рассказывает о своем плане. Магнитофон. Когда мы проводим беседу с детьми, передаем микрофон друг – другу. В конце беседы ребенок нажимает кнопку «стоп» и передает микрофон другому ребенку. Следующий ребенок нажимает кнопку «пуск», а воспитатель «запись», и они беседуют о плане. Рифмовки. Придумываем рифмовки. Например, «Поскорее улыбнись! Даша с планом поделись» или «Ветер листья закружи! Коля план свой расскажи!», или «Так огромен океан. Вероника покажи свой план». Повторяем рифмы с разными именами. Тропинка планирования. «Тропинка» – это ленточка из бумаги, разделенная на части, соответствующие Центрам активности. Дети встают в центр, где они хотели бы играть, а затем рассказывают, что они будут делать. Краткое описание вариантов работы по теме «Народное творчество» Центр грамотности и письма Чтение потешек, прибауток, закличек; Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были?»; Заучивание песенки «Во поле рябинушка стояла». Заклички:
По улоньке скачет, Девиц собирает Поиграть-поплясать Себя показать? Или: Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй? Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов по теме.
Центр математики
- Расположить неваляшек по высоте – от самого высокого до самого низкого и наоборот. Центр искусств В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:
Центр кулинарии «Красна изба с пирогами» (приготовление пирожков из соленого теста) Центр науки и естествознания - Знакомство детей с тряпичной куклой. -Знакомство с народными игрушками, росписями, играми, танцами. Центр сюжетно – ролевой игры Организовать игры: С/р игра «Салон цветов»; Обыгрывание сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»; Путешествие в «Город мастеров». Центр воды и песка
- «Помоем посуду» Открытая площадка
- Игровые ситуации: Подвижные игры «Посадка картошки», «Сороконожка», «Мышеловка», «Жмурки с колокольчиком». Развивающие вопросы, которые можно задавать в разное время -В какой стране ты живешь? - Какие подвижные игры ты знаешь? - Какие сказки, песенки ты знаешь? «Красна изба с пирогами» (приготовление пирожков из соленого теста) Знакомство с тряпичной куклой. Физкультминутка Разукрашиваем матрешку Подвижные игры Показываем сказку «Колобок» «Репка» Список литературы:
|