Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия в смешанной дошкольной группе (5 – 7 лет) по познавательному развитию через музейную культуру «Знакомство с историей кубанского быта» с использованием макета «Казачий дворик»
Фольклор
Автор: Исаченко Светлана Анатольевна   
19.05.2025 17:08

Конспект занятия в смешанной дошкольной группе (5 – 7 лет) по познавательному развитию через музейную культуру «Знакомство с историей кубанского быта» с использованием макета «Казачий дворик»Конспект занятия в смешанной дошкольной группе (5 – 7 лет) по познавательному развитию через музейную культуру «Знакомство с историей кубанского быта» с использованием макета «Казачий дворик»

Цель: Воспитывать в детях любовь к родному краю, кубанской культуре, чувство патриотизма к родным местам.

Программные задачи:

  • Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества.
  • Чтить и хранить традиции предков.
  • Формировать интерес к посещению музея, как источнику исторической памяти народа.
  • Закрепить знания детей о поселениях кубанцев, их традициях.
  • Развивать познавательный интерес к истории своего региона через знакомство с музейной культурой.
  • Воспитывать любовь к малой Родине; интерес к культурному наследию Кубанского казачества.

Предварительная работа: знакомство с жизнь Кубанских казаков, рассматривание предметов казачьего быта, посещение городского краеведческого музея, участие в народных праздниках, д/и «Четвёртый лишний», «Собери картинку», работа с дидактическими картинками «Предметы Кубанского быта», «История Кубани в картинках», заучивание пословиц и поговорок о крае.

 

Оборудование: карта Краснодарского края, разрезанная на части по количеству заданий, конверты с заданиями.

Ход занятия:

В. Ребята, нам в группу пришло аудио письмо, давайте его послушаем.

Звучит аудиозапись письма

Здравствуйте, ребята. Я работник краеведческого музея, зовут меня Анна Васильевна. В нашем музее собрано много древних предметов, связанных с жизнью и бытом Кубанских казаков.

Но у нас случилась беда, мы потеряли карту, на которой было отмечено место, где жили кубанские казаки.

Помогите нам, пожалуйста, найти эту карту, чтоб мы могли и дальше продолжать знакомиться с культурой и бытом казачества.

В. – Ребята, от кого пришло письмо (от работника музея).

В. — А вы слышали, в этом музее собрано много вещей, связанных с жизнью и бытом Кубанских казаков.

В. – Что у них случилось в музее (потеряли карту, на которой было отмечено место, где жили кубанские казаки).

В. –Ребята, будем помогать искать карту работникам музея?

В. –Ваши предложения.

В. — Ребята, а карту нам помогут отыскать следы. Посмотрите, следы у нас необычные, разноцветные, они нам помогут найти карту. На пути нам будут встречаться трудные задания, но если мы выполним их, то найдем карту и вернем ее в музей. Готовы? Тогда поиск карты начнем, двигаясь по желтым следам.

В. А вот и первое задание.

В:- Ребята, скажите, вы знаете, что такое музей?

В.-Правильно, музей — это место где хранится много красивых, редких и ценных вещей.

В: А кто-нибудь из вас посещал музей?

В -Скажите как называют человека, который работает в музее, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей)

В.- Правильно, экскурсовод — это человек, который проводит экскурсии, рассказывает о вещах, которые собраны и хранятся в музее.

В.-А какие правила надо соблюдать в музее.

  1. В музее вести себя тихо и скромно, слушать экскурсовода.
  2. Вещи, которые находятся в музее без разрешения руками не трогать.
  3. После окончания экскурсии обязательно поблагодарить экскурсовода.

В.-Ребята как называются предметы, которые находятся в музее?

В.-Правильно, экспонаты.

Задание №1 (экспонаты музея)

В: Ребята, давайте посмотрим, какие экспонаты (предметы) собраны в нашем музее. Назовите, какие вы видите, знаете.

Дети: Печь, чугунок (в нем готовили кашу), ухват, кринка (глиняный сосуд), макитра (это горшочек из глины)

В: Здорово, много предметов назвали. А для чего они нужны были людям? (Ответы детей)

В.-Отлично, выполнили первое задание, и нашли 1 часть карты.

В. — Ребята, синие следы нас приведут ко второму заданию. Давайте пойдем по ним.

В. –А вот и конверт с заданием №2

Задание №2 (викторина, Д/игра «Собери кубанский флаг и объясни значение цветов флага).

В нашем крае много городов и станиц. А ещё в нашем крае много рек. И по имени самой большой из них иногда называют нашу малую Родину. Вы знаете, как называется эта река?

Дети: Кубань

В. Ребята, а вы знаете в каком крае мы с вами живем? Как он называется?

Дети: Краснодарский край.

В: А как еще мы называем наш край?

Дети: Кубань.

В: Правильно. Наш край получил название от большой, красивой, полноводной реки Кубань, которая протекает через весь наш край.

В: У каждой страны есть свои знаки – символы государства. Кто вспомнит и назовет их?

Дети: Символы государства — это флаг, герб, гимн.

В: Правильно, есть они и у Кубани? Назовите, пожалуйста, цвета кубанского флага

Дети: синий, малиновый, зеленый.

В.- Выложите на своих столах из цветных полосок бумаги флаг Краснодарского края.

(дети выполняют задание и сравнивают его с образцом).

В.: Верно. Что означает и напоминает синий цвет?

Дети: Синий цвет означает и напоминает цвет моря, неба, речки.

В: Молодцы, правильно. О чем говорит малиновый цвет?

Дети: Малиновый цвет — это цвет солнца, когда оно всходит и заходит.

В: А зеленый цвет?

Дети: Зеленый – цвет травы, леса, поля.

В: Отлично, ребята. Вы все правильно назвали и ответили.

В: Ребята, а что такое гимн?

Дети: Это торжественная песня, прославляющая наш край. Когда звучит гимн, люди встают и слушают его стоя.

В.- Отлично, справились с заданием, и нашли 2 часть карты.

В. — Ребята, зеленые следы нас приведут к третьему заданию. Давайте пойдем по ним.

В. – А вот и конверт с заданием №3

В. – Ребята, а кто живет на Кубани (казаки)?

В.- А что обозначает слово «казак» — вольный человек.

В.: «Казак» – означает «вольный человек». Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей. Для этого нужно много сил. Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать.

Физминутка: малоподвижная игра «Кубанка»

В: А сейчас я приглашаю вас поиграть в кубанскую игру, которая называется «Кубанка»

(Пока играет музыка мы передаем кубанку по кругу, когда музыка прекращается, у кого в руках кубанка, тот ребенок одевает ее себе на голову и говорит пословицу)

“Казак скорее умрет, чем с родной сойдет”

“Терпи казак — атаманом будешь”

“Казак и в беде не плачет”

Казак уважает старших, традиции.

Где казак – там и слава.

В. – Вот мы и выполнили третье задание и нашли еще одну часть карты. Поиграли, отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь.

В. – Ребята, конверт с четвертым заданием мы найдем, если пойдем по розовым следам.

В.: — Ребята давайте присядем с вами на лавочки.

Слайд (макет «Кубанское подворье»)

В. – Давайте оглянемся назад и посмотрим как жили казаки. Рассмотрите макет «Кубанское подворье» и послушайте мой рассказ.

Давным — давно, когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей и родителей.

Казачьи усадьбы на Кубани назывались подворьями и его имела каждая семья. Казачье подворье состояло из хаты, в которой жила казачья семья; летней печи (кабицы), колодца, хозяйственных построек: хлев (для крупного рогатого скота); загон для скотины. Так же держали домашнюю птицу (кур, гусей, индюков и др.). Каждое подворье огораживалось со стороны улицы плетенной изгородью или деревянным забором. На каждом подворье был огород и фруктовый сад. Строились подворья вблизи реки на удобных для скотоводства и земледелия участках.

Как вы думаете, почему печь была на улице, колодец, из чего строили хату?

В- Ребята, посмотрите, не весь двор огорожен забором. Давайте сделаем плетень и поможем загородить двор. Но сначала разомнем пальчики.

Кубанская пальчиковая игра «Семья Миколки»

У Миколки семья большая — (все пальцы правой руки сжаты в кулак, кроме мизинца)

Папа, мама, дед и баба (открывают поочерёдно пальцы)

На Кубани все живут (поворачиваем ладонь левой руки в право и в лево)

Казаками их зовут (сжимаем пальцы в кулак)

Папа – казак, (поочерёдно открывают пальцы, большой)

Мама – казачка, (указательный)

Дед – казак, (средний)

Баба – казачка, (безымянный)

И казак – Миколка (мизинчик) Очень пальчик ловкий

Задание №4 (лепка плетня из пластилина).

В.- Сегодня мы будем лепить из пластилина плетень.

В.- Вспомним последовательность лепки плетня (колбаски раскатываем прямыми движениями, колбаски должны переплетаться вертикальные с горизонтальными).

Самостоятельная работа детей.

В.- Ребята, мы теперь огородим все подворье.

В.- Справились с заданием и нашли 4 часть карты.

Дети собирают карту Краснодарского края.

В.- Ребята, вот мы нашли все части утерянной карты, теперь давайте ее склеим и отправим работникам музея, чтоб они могли и дальше нас знакомить с жизнью и бытом Кубанских казаков. А карту какого места вы нашли, верно, это наша малая родина — Краснодарский край.

Рефлексия:

- Что мы искали? (карту)

- Для чего мы ее искали? (чтоб отдать в музей)

- Как мы искали, что делали? (выполняли задания)

- Какие выполняли задания?

- Какое задание было трудным?

- Какое интересным?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37 х. Школьный

муниципального образования Крымский район

Конспект занятия в смешанной дошкольной группе (5 – 7 лет)

по познавательному развитию через музейную культуру

«Знакомство с историей кубанского быта»

с использованием макета «Казачий дворик»

Выполнил: воспитатель

1 квалификационной категории

Исаченко Светлана Анатольевна

2024 год

х. Школьный

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 18 (380) выйдет
23 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год