Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Игропутешествие по народным играм России»
Фольклор
Автор: Акумбатова Евгения Викторовна Шалагина Анна Александровна   
27.03.2025 14:54

Познавательно – игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Игропутешествие по народным играм России»Познавательно – игровой проект для детей старшего дошкольного возраста «Игропутешествие по народным играм России»

Автор: Акумбатова Евгения Викторовна, Шалагина Анна Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад д.Черная речка» Томского района. Населенный пункт: Томская область, Томский район, д.Черная речка

Актуальность проекта:

В наше время высоких технологий мы всё реже обращаемся к традициям и обычаям своего народа. Как жили люди раньше? Как они работали и отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времён и вернуть утраченные ценности.

 

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины веков, передаваясь из поколения в поколение. Эти игры ценны для наших детей с педагогической точки зрения: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера и воли, укрепляют ребёнка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, а движения точны и образны. Часто они сопровождаются неожиданными моментами и любимыми детьми считалками.

Данный проект направлен не только на знакомство детей с народными игровыми традициями и разными народами России, но и на изучение территориального проживания этих народов на карте России через увлекательное путешествие.

Проблема:

В ходе беседы с детьми мы выяснили, что не все они знают, какие народы проживают на территории России, а о народных игровых традициях им известно ещё меньше.

Этот проект поможет детям расширить свои знания о народных играх. Чтобы поддержать интерес к народным играм, мы использовали географическую карту. Она наглядно показала, где живут те или иные народы, а также позволила объединить игру с национальной одеждой.

Цель проекта:

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с игровыми традициями народов, населяющих Россию с помощью географической карты.

Задачи проекта:

Образовательные задачи:

  1. Обобщить и расширить знания детей о разнообразии игровых традиций различных народов России.
  2. Создать условия для формирования у детей целостной картины многонациональности России.
  3. Формировать умение ориентироваться на географической карте России.
  4. Способствовать формированию культуры межличностного взаимодействия детей в группе.

Развивающие задачи:

  1. Развивать двигательные качества: скоростно-силовые, координацию, ловкость.
  2. Стимулировать проявления любознательности в отношении игровых традиций.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать у детей чувство патриотизма общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.
  2. Воспитывать культуру поведения во время игры и стимулировать положительное отношение к сверстникам.

Тип проекта: познавательно – игровой

Вид проекта: групповой

Сроки реализации проекта: краткосрочный, 4 недели (10. 02. 2025 – 10. 03. 2025)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Объект исследования: игровые традиции народов России.

Предмет исследования: народные игры, которые помогают познакомить детей с народом, бытом, занятиями и территорией проживания.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Ожидаемый результат:

  • получение знаний об игровых традициях народов России;
  • проявление интереса к народам, их быту, занятиям и территории проживания;
  • умение ориентироваться на географической карте России;
  • формирование навыка самостоятельно организовать игры со сверстниками;
  • развитие нравственных качеств, воспитание сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей;
  • воспитание чувство патриотизма общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России.

Новизна данного проекта:

Проект предлагает интересный подход к использованию географической карты России. Вместе с детьми мы заселяли карту народами, что не только дает новые знания, но и позволяет погрузиться в увлекательные игровые традиции.

Методы и приемы реализации проекта: словесный, игровой, наглядный, практический.

Педагогические технологии реализации проекта: здоровьесберегающие, проектная, игровая, информационно-коммуникационные технологии.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

Определение темы проекта, формулировка цели и задач проекта, сбор информации, материала, народных костюмов, иллюстраций по теме проекта, вовлечение в проект родителей.

2. Организационный этап:

Разработка содержания бесед, образовательной деятельности с детьми, совместное с детьми создание этнической карты.

3. Формирующий этап:

Проведение образовательной деятельности, бесед, народных игр, викторины с родителями «Знатоки народных подвижных игр».

4. Заключительный этап:

Итогового мероприятия на тему: «Игропутешествие по России», оформление картотеки «Игры народов России», анализ полученных результатов, обобщение опыта на семинарах и создание проекта и видеоролика по итогам проекта с размещением на официальном сайте ДОУ.

Этапы реализации и содержание проекта:

1 этап: Подготовительный

  1. Изучение литературы.
  2. Разработка познавательно – игрового проекта «Игропутешествие по народным играм России».
  3. Подбор народных костюмов, иллюстраций, игрового инвентаря, приобретение карты России.
  4. этап: Организационный
  5. Разработка содержания бесед, образовательной деятельности с детьми,
  6. Совместное с детьми оформление этнической карты.
  7. Подбор вопросов к викторине «Знатоки народных подвижных игр» и создание её в Яндекс форме.

3 этап: Формирующий

Реализация плана:

Тематический план разучивания подвижных народных игр

Дата

Виды народных игр

Название игры

Цель игры

10.02.25

Русская народная игра

«Дударь»

формировать доверительные отношения в детском коллективе

12.02.25

Татарская народная игра

«В узелки»

активизировать внимание, ловкость и быстроту движений участников

17.02.25

Цыганская народная игра

«Шатёр»

создавать условия для свободного самовыражения детей, поощрять музыкально-игровую импровизацию, развивать творческие способности

19.02.25

Игра народов крайнего севера

«Отбивка оленей»

развивать силу, ловкость, координацию движений и гибкость

24.02.25

Башкирская народная игра

«Голуби»

развивать внимание, быстроту реакции, пространственную ориентировку

26.02.25

Народная игра казаков

«Конные скачки»

развивать быстроту реакции, двигательную активность и реакцию на сигнал

03.03.25

Чеченская народная игра

«Отдай платочек»

развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание

05.03.25

Бурятская народная игра

«Верблюжонка верблюд ловит»

развивать умение быстро реагировать, проявлять смекалку и координировать свои движения

10.03.25

Итоговое мероприятие «Игропутешествие по России»

Работа с родителями: викторина для родителей «Знатоки народных подвижных игр».

4 этап: Заключительный

Итоговые мероприятия:

Совместный досуг с детьми старшей разновозрастной группы «Игропутешествие по России»

Продукты проекта:

- Картотека подвижных игр народов России.

- Атрибуты для подвижных игр народов России.

- По итогу викторины пост в официальной группе ВК «Знатоки народных подвижных игр»

Что дети узнали нового во время проекта:

  1. Игровые традиции народов России.
  2. Народные игры раскрывают: быт, занятия и территорию проживания народа.
  3. Где проживает тот или иной народ России с помощью карты.
  4. Национальная одежда и игровые атрибуты.

Перспективы проекта:

Данный проект можно реализовать в любых дошкольных учреждениях. Решаемая проблема вызывает интерес не только у детей, но и их родителей, воспитателей и других сотрудников учреждения.

Заключение:

            В рамках проекта мы хотели, чтобы дети усвоили и закрепили знания об игровых традициях народов России. Этот проект позволил ребятам ответить на множество вопросов, расширить их представления о нашей стране с помощью географической карты и сформировать общее понимание о культуре, быте и национальной одежде народов России. Кроме того, проект способствовал развитию у детей навыков ориентирования на географической карте России.       

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год