Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора «Пестушки-говорушки»
Фольклор
Автор: Григорян Татьяна Гукасовна   
30.03.2025 10:00

Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора «Пестушки-говорушки»Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора «Пестушки-говорушки»

Актуальность:

Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

В соответствии с ФГОС одним из направлений речевого развития детей является приобщение дошкольников к художественной литературе.

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнём знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

 

Скачать проект

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитие речи детей раннего возраста необходимо включать чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, вводя их в повседневный разговор.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, который предопределит успешность его адаптации и общего развития в ранний дошкольный период.

Чтобы привлечь внимание ребенка, успокоить, развеселить его, поговорить с ним издавна пользуются прибаутками, приговорками, напевками, потешками. Устное народное творчество (фольклор) представляет собой настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Средствами малых форм фольклора ребёнок получает первые представления о произведениях художественной литературы. Вслушиваясь в слова потешек, пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту, что не только забавляет, радует малышей, но и позволяет организовывать их поведение.

С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии.

Художественная литература, устное народное творчество в возрасте до 2 лет – уникальное средство, позволяющее ребенку быстро и жадно познавать окружающий мир, а главное – овладевать средствами общения – речью.

Знакомство с сокровищницей русской литературы, с лучшими образцами устного народного творчества – это определяющий этап в становлении личности ребенка в период раннего детства

Гипотеза: если знакомить детей раннего возраста с произведениями устного народного творчества, то это позволит: как можно раньше приобщить воспитанников к художественной литературе, сформировать у них любовь и интерес к книге.

Проблема: одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге компьютерные игры и просмотр телевизора. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для приобщения детей к художественной литературе. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества (малых форм фольклора), развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки».

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2022-май 2023уч. г)

Участники проекта: дети группы раннего возраста «Непоседы», возраст детей 1-2г., воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители

воспитанников.

Цель проекта: приобщение детей раннего дошкольного возраста к художественной литературе посредством малых фольклорных форм.

Задачи проекта:

  • воспитывать у детей интерес к художественной литературе;
  • формировать способность детей к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и эмоциональной отзывчивости на него;
  • развивать слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи, активизировать словарь ребенка;
  • на основе устного народного творчества воспитывать положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах;
  • систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для приобщения малышей к произведениям художественной литературы;
  • подобрать и составить картотеку и медиатеку произведений русского фольклора;
  • составить перспективный план работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;
  • пополнить уголок книжки произведениями и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам, сказкам;
  • совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы по теме проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

  • у детей сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • разовьется способность воспитанников к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и к эмоциональной отзывчивости на него;
  • активизируется словарь детей, разовьются слуховое внимание, звукоподражание, понимание фольклорной речи;
  • у детей возникнет положительное отношение к НОД и режимным моментам;
  • сформируется система работы по использованию произведений устного народного творчества для приобщения детей к произведениям художественной литературы;
  • будут подобраны картотека и медиатека произведений русского фольклора;
  • составлен перспективный план работы с детьми с использованием произведений малого фольклорного жанра;
  • картотека пальчиковых игр на основе произведений малых форм фольклора;
  • пополнится книжный уголок произведениями и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам, закличкам, сказкам, книжками-малышками;
  • установятся доверительные отношения между ребенком и педагогом;

Продукты проекта:

  • Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
  • Фотовыставка “Мамины помощники”.
  • Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
  • Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки»
  • Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
  • Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с малышом» и др.
  • Разработка перспективного плана работы по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе посредством малых форм фольклора;
  • Презентация проекта.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

Цель: знакомство с семьей ребенка для установления контакта.

Содержание:

  • Анкетирование родителей.
  • Подбор методической литературы.
  • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.
  • Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “ «Любимые книги наших малышей» ”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребека» и др.
  • Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)

Основной.

Цель: реализация проекта согласно плану.

Содержание:

  • Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
  • НОД (речевые игры)
  • Заучивание потешек, закличек, поговорок.
  • Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
  • Прослушивание и просмотр русских народных сказок.

Заключительный.

Цель: подведение результатов проекта.

Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.

Совместная деятельность с детьми

  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  • Беседы по содержанию потешек.
  • Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
  • Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
  • Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики, чики, чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...

Совместная деятельностьс родителями

  • Чтение потешек детям дома.
  • Заучивание потешек вместе с детьми.
  • Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки».
  • “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и др.
  • Организация выставки “Мамины помощники”.
  • Изготовление книжек –самоделок “Пестушки-говорушки”

Взаимодействие с педагогами ДОУ

  • Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
  • Сбор методической литературы.
  • Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
  • Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.

Список литературы:

Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.

Бахвалова Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор. //Дошкольная педагогика, № 8, 2008. — С. 20-23.

Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М.: Оникс, 2007.

Бережнова О.В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. №12. 2002. С. 9.

Болтали две сороки: русские народные сказки, песенки, потешки / худ. Ю. А. Васнецов. – СПб: Печатный двор: Детгиз, 2008.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год