«Использование национального компонента через казачьи подвижные игры в детском саду» |
Фольклор | |||
Автор: Сетракова Людмила Николаевна | |||
30.03.2025 19:57 | |||
ШМП Использование национального компонента через казачьи подвижные игры в детском саду помогает:
Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. Через подвижную игру, ребёнок приобретает нравственные качества, происходит знакомство с бытом, обычаями традициями разных народов. У каждого народа есть своя неповторимая история — это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы, игры. Пока жива история народа — жив и сам народ. В играх, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир детей и их физическое развитие. На протяжении трехсот лет в России в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению.. Казачьи подвижные игры — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелых трудовых будней взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Каждая игра, каждая забава имеет свою суть, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. С целью воспитания будущего воина создавались разные игры, с помощью которых у детей вырабатывались терпение и ловкость, укреплялось здоровье. Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движений, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой. Особенность казачьих подвижных игр — движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры. Игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Сменность условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А самое важное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость. Детские казачьи игры способствуют развития волевых и физических качеств личности, помогут детям приумножить свои силы и укрепить здоровье. Казачьи игры включают такие игры: ЧЕХАРДА, БОРЮЩАЯСЯ ЦЕПЬ, КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ, САЛКИ, ЖМУРКИ, ЦЕПИ-ЦЕПИ, РУЧЕЁК. ТИШЕ ЕДЕШЬ, ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ. На земле очерчиваются мелом 2 полосы на расстоянии примерно 20 метров. Все игроки становятся с одной стороны, водящий – с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: "Тише едешь-дальше будешь. Стоп." Фразу можно произносить как угодно — намеренно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее — в общем, привносить элемент неожиданности в игру. В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова "стоп" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) — тот выбывает из игры Побеждает тот, кто первым доберется до финиша и дотронется до водящего – он занимает его место, и игра начинается сначала. ИГРА В ШАПКУ Цель игры: развитие ловкости, внимания. На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков. Правила игры: Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед; Если стоящему в кругу не удается поймать шапку, то он садится в кругу, а тот игрок, у кого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу. Вариант игры: на ровной площадке один из играющих ( «болван») Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед; Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу. Вариант игры: на ровной игровой площадке один из играющих ( «болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана». СНЕЖИНКИ, ВЕТЕР, МОРОЗ Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных. Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить. Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Ой, летят, летят снежинки, Словно белые пушинки На дороги, на поля. Стала белой вся Земля. На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем. Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки. Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д. «Шкракобушка» Собирается группа детей; один из них отделяется и спрашивает у детей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице». - «Что делал?» — «Муку молол». – «Что вымолол?» — «Копеечку». – «Что купил?» — «Калачик». – «С кем съел?» — «С тобой». – «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», — указывая при этом на кого – нибудь из детей, стоящих в группе. Все разбегаются от указанного ребенка со словами: «Шкракобушка», шкракобушка!» Он же старая емуется поймать кого – нибудь, если это удается ему, то делается шкракобушкой двое и т. д., пока они не переловят всех остальных. Игра «Хваталки» Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50 – 60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие – нибудь предметы: камешки, палочки и др. По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает. Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков. Очень важно и актуально восстанавливать, популяризировать казачьи игры, адаптировать их к современным условиям обучения и воспитания подрастающего поколения. Внедряя региональный компонент в работе с детьми, мы знакомим наших воспитанников с культурой и красотой родного края, воспитываем чувство патриотизма и любви к своей малой родине и великой стране России!
|