Проект «Игрушки моей бабушки»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа 97»
Воспитатели: Бондарева Ю.Г. 2025 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Проект «Игрушка моей бабушки».
Продолжительность проекта: 3 месяца
Тип проекта: творческий.
Скачать проект
Участники проекта: дети и взрослые.
Возраст детей: 3-4 года
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: с какими игрушками играла моя бабушка?
Цель проекта: развивать у детей проектно исследовательскую деятельность, формировать интерес к национальной культуре.
Задачи проекта
Для детей:
- познакомить с игрушками, в которые играли в нашей стране в прошлом;
- систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
- развивать навыки действовать коллективно, умение договариваться со сверстниками, со взрослыми.
Для педагогов:
- развивать интерес к национальной культуре;
- формировать целостную картину мира;
- способствовать творческой активности детей;
- систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
- создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения; творчески *перерабатывать информацию и самовыражаться в различных видах деятельности;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.
Для родителей:
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- обеспечить непрерывную связь поколений;
- систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
- принимать активное участие в образовательном процессе.
Для социальных партнеров:
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- систематизировать и углубить знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
- познакомить семью с образовательными возможностями музеев города;
- возродить традицию семейного посещения музеев города.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: создание мини-экспозиции.
Название игрового мероприятия проекта: «Игрушка моей бабушки».
Продукты проекта
Для детей:
- альбом совместных работ «Народная кукла»; «Деревянная игрушка»
- газета «Любима кукла бабушки», мини-экспозиция «Игрушка моей бабушки»;
- обрядовые куклы (масленица).
Для педагогов:
- дневник путешествий «Народная кукла» «Деревянная игрушка»;
- картотеки стихов, загадок, народных песен, связанных с игрой, обрядовыми куклами;
- обрядовые куклы (масленица, лихоманка и др.).
Для родителей:
- сборник «Бабушкина кукла»;
- обрядовые куклы (масленица, лихоманка и др.);
Для социальных партнеров:
- книга отзывов;
- фотоальбом «Любимая игрушка моей бабушки».
- Мини-экспозиция «Игрушки моей бабушки»
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
- сформированные представления о семейных традициях, традициях национальной культуры;
- сформированная способность предложить собственный замысел и воплощение его в рисунке, поделке, рассказе и др.;
- адекватно используемые средства общения и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (договариваться, распределять действия при сотрудничестве и др.);
- заинтересованное участие в образовательном процессе (интересуется новым, задает вопросы, самостоятельно действует в различных видах детской деятельности).
Для педагогов:
сформированные знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
созданные условия для творческой активности детей, формирования у них познавательных умений;
активное участие семей воспитанников в образовательном процессе.
Для родителей:
- осознанный интерес к истокам национальной культуры, традициям собственной семьи;
- сформированные знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах и назначении различных народных кукол;
- активное участие в образовательном процессе и создании мини-экспозиции «Музей игрушки моей бабушки»
Для социальных партнеров:
- созданные условия для семейного посещения музеев и ознакомления семей с образовательным потенциалом музеев.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«ИГРУШКА МОЕЙ БАБУШКИ»
Этапы проекта
|
Действия
педагогов
|
Действия
детей
|
Действия
членов семьи и социальных партнеров
|
Подготовительный
(проблема: в развивающей среде группы дети обращают внимание на «необычную» куклу: одежда, прическа, материал – все непохоже на современных кукол. Дети задают вопросы воспитателю, постепенно приходят к выводу, что это могла быть игрушка нашей прабабушки. Дальнейшие размышления приводят детей к проблемному вопросу: «А какие же были игрушки прапра…бабушек, если они жили не в городе, а в деревне?»)
|
Сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки; подготовка и проведение родительского собрания: «Участвуем в проекте «Игрушка моей бабушки»», анкетирование (опрос)семьи по вопросу проекта
|
Попытки найти решение проблемной ситуации; посещение экскурсии в музее кукол, рассматривание экспонатов выставок
|
Участие в родительском собрании: «Участвуем в проекте «Игрушка моей бабушки»», приобретение необходимого оборудования.
Организация и проведение экскурсии (музей кукол)
|
Деятельностный
|
Организация и проведение мастер-класса «Народная кукла», ведение дневника путешествий «Народная кукла»;
Организованная деятельность с детьми: «Мир народной игрушки», «Городец», «Дымка», «Русская матрешка»,»Игрушка из дерева»и т.д., организация и проведение мастер-класса «У Масленицы в гостях»; проведение фольклорных игр; разучивание с детьми стихов, загадок, народных песен, связанных с игрой, обрядовыми куклами
|
Ручной труд: зарисовка понравившихся игрушек (впечатления от выставки) в разных техниках; разучивание народных колыбельных песен с куклой; участие в совместной деятельности с воспитателями: «Мир народной игрушки», «Городец», «Дымка», «Русская матрешка» и т.д., участие в досуге «В гостях у Масленицы»; Чтение сказок, загадок, рассказов о народной игрушке; игры фольклорного содержания, разучивание стихов, загадок, народных песен, связанных с игрой, обрядовыми куклами
|
Участие в мастер-классе «Масленица»: изготовление обрядовых кукол, участие в досуге «В гостях у Масленицы»; Прослушиваниесказок, загадок, рассказов о народной игрушке; помощь в оформлении газеты «Обрядовые куклы» оформление мини-
экспозиции «Бабушкина кукла».
Организация и проведение экскурсии (этнографический музей или музей куклы)
|
Завершающий
|
Оформление альбома совместных работ «Народная кукла», газеты «Любимая кукла моей бабушки», организация и проведение фольклорной гостиной: «Колыбельные моей бабушки»; создание мини-экспозиции «Игрушка моей бабушки»; создание электронной презентации по итогам фольклорной гостиной «Колыбельные моей бабушки»;
Подведение итогов реализации проекта
|
Представление своих работ «Народная кукла» (размышления над новым знанием, полученным в ходе реализации проекта), участие в оформлении газеты и альбома; участие в фольклорной гостиной: «Колыбельные моей бабушки»; представление для детей детского сада мини-экспозиции «Игрушка моей бабушки»
|
Оформление альбома совместных работ «Народная кукла», газеты «Любимая кукла моей бабушки»; Оформление по итогам проекта в группе; «Мини-экспозиция «Игрушка моей бабушки»
|
|