Открытый показ интегрированного занятия в старшей группы «Мир старинных вещей: знакомство с самоваром» |
Фольклор | |||
Автор: Гасратова Барият Рамисовна | |||
07.02.2025 23:07 | |||
Администрация Городского округа Подольск Комитет по образованию Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории МОУ СОШ 34 Гасратова Б.Р. 2023г. Цель: знакомство детей с бытом русского народа. Программные задачи: познакомить детей с предметами старинного русского быта -самоваром, развивать связную речь, мышление, мелкую моторику пальцев рук, закрепить знания о свойстве металла, воспитывать интерес и уважение к народной культуре. Оборудование: ИКТ, самовар, посуда для кукол (чашки, тарелки, ложки), атрибуты для подвижной игры, конверты с разрезными картинками для дидактической игры. Предварительная работа:
Ход занятия: (Дети заходят в музыкальныйзал и садятся на стульчики) Воспитатель приветствует детей и начинает рассказ. Кто такой стоит пузатый И блестящие бока? Торчит носик крючковатый, В нём вода из родника. Окружили его чашки, Сахар, пирожки и мёд, Он, как командир в фуражке, Чаю всем гостям нальёт. И шипит, и кряхтит, Воду быстро кипятит, Он наелся угольков, Вот для нас и чай готов. Кран на брюхе открывает, Кипяточек разливает. Дышит дымом, Дышит паром, А зовётся: (Самоваром) Воспитатель: Правильно. Воспитатель: В давние времена был обычай: если в дом стучался прохожий, то хозяева обязательно приглашали его отдохнуть и угощали гостя. Чаепитие за самоваром – это традиция, без которойневозможно представить Россию. Самовар означал достаток, семейный уют, благополучие. Его включали в девичье преданное, передавали по наследству, дарили, хранили как семейную ценность. Иногда в доме заводили два самовара: один использовали каждый день, другой – более вместительный и красивый – в праздники. Воспитатель: Посмотрите ребята на старинный русскийдом. Если дом был построен из дерева, то его называли – изба. И конечно, во всех избах на Руси была печь возле которого всегда стоял стол, на котором красовался самовар, вокруг которого собиралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола стоит «толстяк», шипит и кипит, всем пить чай велит. А еще в старину после сбора осеннего урожая сельчанеустраивали веселье, пели песни танцевали и играли в разные игры. Мужчины соревновались в ловкости, а девушки соревновались кто же лучше умеет вышивать и готовить. Вот и мы свами сейчас поиграем в игру «Баранки-бараночки!» под сопровождение музыки «Ах, конфетки, бараночки…» Потому-что какой же чай без баранок! (дети делятся на две команды, затемпо очереди подходят к столу и склеивают бумагу вокруг веревки, которая имитирует бублик, после чего бегут в конец колонны.) Воспитатель: молодцы ребята, постарались на славу. Ребята, а кто же придумал самовар? Хотите об этом узнать? Так давайте же мы с вами отправимся в прошлое самовара… Первый самовар смастерили два брата — Лисицыны Иван и Назар, которые жили в городе Тула. Поэтому этот город являетсяРодиной самовара Первые самовары, были не такие красочные как сейчас. Первые самовары были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм В городе Туле братья Лисицыны открывали самоварные мастерские, где каждый мастер стремился сделать свой самовар краше других Самовары делали в форме: шара, яйца, вазы, груши, «петуха», «бочонка» (Ребята подходят к столу и рассматривают самовары) Воспитатель: Вот и познакомились с историей самовара. Наше путешествие продолжается! К столам все подходите, и в конверты загляните! (Дети встают рядом со столами, открывают конверты с разрезными картинками) Дидактическая игра «Собери самовар» (надо собрать самовар из нескольких частей и определить его форму) Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, что самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Вокруг него собиралась вся семья. За чашкой чая велись беседы, взрослые рассказывали сказки детям, именно у самовара сочинялись много красивых стихотворений. Давно на белом свете Живет годами стар, Поэтами воспетый Пузатый самовар Сиянье излучая, Морозным зимним днем Он сердце согревает Особенным теплом. Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам сегодня наше путешествие в прошлое самовара? (ответы детей) Молодцы, на все вопросы ответили. А наше путешествие подошло к концу. До свидания ребята, до новых встреч! В группе вас ждет вкусный ароматный чай с баранками. Какой же чай без баранок! (воспитатель уводит детей в группу и угощает вкусным ароматным чаем с баранками)
|