Развитие социально-коммуникативных навыков посредствам Русских народных игр. |
Фольклор | |||
Автор: Галай Светлана Владимировна | |||
06.02.2025 21:30 | |||
Русские народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических и физических процессов. Формирует высокую нравственность. Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, в них проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Они учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Вашему вниманию представлен конспект психолого-педагогического социально-коммуникативного занятия на тему «Душа России». Конспект психолого-педагогического занятия по социально-коммуникативному развитию с подготовительной к школе группой детей. Составитель: педагог-психолог Галай С.В. Тема: Душа России. 1. Фольклорное приветствие. Игра «Здравствуйте» (звучит фонограмма «Ярмарка») Здравствуйте, мальчишки!
А теперь все вместе! И девчонки тоже! — Девочки хлопают в ладоши. И мальчишки с нами! — Мальчики топают ногами. А теперь похлопаем! Хлопают. 2. Объявление темы. Ребята, сегодня на нашем занятии мы с вами погрузимся в русскую народную культуру. Все, что нас будет окружать, это все богатство русского народа: ваши красивые наряды, музыка, которую вы услышите, традиционные игры, в которые мы с вами будем играть. Я очень хочу, чтобы вы прочувствовали, в какой прекрасной, богатой и культурной стране вы живете и как нам повезло родиться именно здесь. Вы готовы? (Да) Тогда начинаем. 3. Игра на коммуникативное взаимодействие. Ребята, приветствие было очень активным, молодцы. Присаживайтесь в круг. Как думаете, что это? Демонстрирация бубликов и баранок. Какая между ними разница? (Размер, мягкие/твердые). Что общего? (Дырка). Рассказ о бубликах и баранках. Испокон веков на Руси достаток в доме определялся количеством хлеба. Бублик — это не просто традиционное русское мучное изделие. Его по праву можно назвать символом нашей культуры. Бублик является традиционным национальным хлебобулочным изделием, занимающим почётное место в русской культуре. Раньше не одно чаепитие не обходилось без бубликов или баранок. Бублики и баранки продавались в старину на русских ярмарках. Их покупали целыми связками, крестьяне украшали ожерельями из бубликов и баранок свои избы к празднику. Всеми любимый бублик имеет несколько разновидностей: баранка и сушка. Отличаются они лишь размером и консистенцией теста. А вот визитная карточка у них одна – отверстие внутри этого хлебобулочного изделия. Ежегодно, 15го января в России отмечают день бублика! Узнали про бублик, теперь давайте поиграем: Представьте, что мы с вами не знакомы. Передаем друг другу баранки с пальчиков на пальчики. Очень важно, чтобы баранка не упала. Тот, кому передали говорит: «Здравствуйте я… (имя)». Проходим круг. Достаем деревянные ложки. Обсуждаем, что это? (деревянная ложка). Для чего нужны? (Как столовый прибор, музыкальный инструмент). В каком стиле расписаны? (Хохлома- это народный художественный промысел росписи деревянных изделий! И так расписывали не только ложки, но и другую посуду, игрушки и др. предметы. Показать картинки). Так как мы уже познакомились, играем дальше. Передаем друг другу бублик сдлинной части ложки на ложку, будто насаживаем колечки на ложку, ночтобы он не упал на пол. Передаем, здороваемся и называем соседа ласково: «Здравствуй…напр. Машенька». Проходим круг. Достаю малюсенькие бублики. Насыпаю в ложку. Пересыпаем друг другу аккуратно из ложки в ложку и говорим соседу комплимент (о внешности или внутренних качествах). 4. Динамическая пауза. Ребята, мы засиделись, давайте встанем, разомнемся. Сейчас будет игра на Внимание! Если я назову сĸазочного персонажа, то вы делаете шаг вперед, а если реального человеĸа, то-шаг назад! -Колобок -Курочка Ряба - (Имя воспитателя) - (Имя младшего воспитателя) -Алеша Попович -Царевна-лягушка -33 богатыря -дедушка -бабушка -Президент России Владимир Путин. Молодцы, вы очень внимательные! Теперь узнаем друг друга получше. Я называю вам ситуации, если вы любите это, то хлопаем, если не любите, то топаем. Поехали. -Есть мороженое -Собирать игрушки -Спать днем -Гулять на улице -Танцевать -Рисовать -Помогать маме. 5. Игра в кругу «Угадай что». Ну что, немного размялись, присаживайтесь в круг. Сейчас поиграем с вами в игру. Закройте глаза. Я буду к вам подходить и подносить к носику предмет. Вы вдыхаете, думаете, что это, молчите. Как только я пройду вас всех, вы откроете глаза, посоветуетесь, как дружная команда, и дадите мне один твердый ответ. А кто будет говорить ответ, вы должны договориться. По кругу проносим запахи (лимон, кокос, шоколад, лук). 6. Игра «Ручеёк» (музыка «Танец ручеёк») Ребята, как думаете, какая русская народная игра одна из самых популярных? (Ручеёк). Давайте поиграем? Разбейтесь по парам, поднимите «ворота» и начинаем. 7. Психогимнастика и релаксация. (музыка «Релаксация Кирилл Богомилов») Ребята становятся в шеренгу, берутся за руки. Загадка про неваляшку: Очень странная игрушка, А на вид всегда милашка, Дети, представьте, что вы одна большая неваляшка, расслабьтесь, послушайте музыку, начинаем качаться вправо/влево, вправо/влево! Теперь вперед все вместе, руки сзади, назад все вместе, а руки вперед! Вперед, назад! Почувствуйте друг друга, качайтесь одновременно. Качаемся, но как только я хлопну, вся неваляшка должна застыть! Теперь качаемся вперед назад и снова ждем хлопка! застываем! 8. Рефлексия и прощание. Ребята, вы большие молодцы. Давайте вспомним наше занятие. Что понравилось больше, что нового узнали? Заключение. Л.А. Венгер писал: «Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Конечно, эти навыки важны, но для успешного их усвоения ребёнком, нужно сформировать необходимые психические функции, которые будут прочным фундаментом для освоения школьных навыков. Задача педагога создать предпосылки для успешного перехода ребят с игровой на учебную деятельность, когда они выпустятся из дошкольного учреждения. Сделать все возможное, чтобы процесс усвоения первых и последующих ступеней образования был легче и мягче. Цель занятия состоит в развитии мелкой и крупной моторики, любознательности и познавательной активности детей. Развиваем у детей двигательную активность посредствам привлечения фольклорных игр. Ведь нельзя требовать успеваемости в школе от ребенка, который не двигается. К тому же, помимо развития в движении, фольклорные игры насыщенны правилами. Развивается произвольность т.е. способность к саморегуляции и происходит это в естественных условиях и в рамках ведущей деятельности дошкольника – в игре. Забытые старые добрые игры, на самом деле, идеально соответствуют развитию в детях тех качеств, которые необходимы в молодых людях ввиду современной повестки и запроса страны. Все дошкольное детство мы готовим ребенка к школе и очень важно, чтобы эта подготовка не сводилась к «синдрому обкрадывания», а заключалась в систематических занятиях теми видами деятельности, которые сообразны биологической природе созревания нервной системы и психики ребёнка. Список использованной литературы:
|