Проект по приобщению воспитанников к национальной культуре татарского народа через художественное творчество «Татарские народные куклы (курчак)» (во второй младшей группы) |
Фольклор | |||
Автор: Шамсиддинова Джалила Зайниддиновна Шарипова Гульсина Саловатовна | |||
02.01.2025 23:06 | |||
Проект по приобщению воспитанников к национальной культуре татарского народа через художественное творчество «Татарские народные куклы (курчак)» (во второй младшей группы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Кораблик» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Номинация конкурса: Народные искусство и ремёсла. Выполнили: воспитатель Шарипова Г.С воспитатель Шамсиддинова Д.З. Годовой проект на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка. Вид проекта: информационно–творческий, познавательный, долгосрочный Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители Вид проекта: групповой
Актуальность проекта: Данную тему мы выбрали не случайно. Современные концепции личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включения отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка. Наследия каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранения и развития культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни. Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. Приобщение детей к народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В традиционной татарской культуре наряду с фольклором, народными праздниками, предметами прикладного искусства особое место занимает традиционная татарская кукла. Она была и детской игрушкой, и оберегала дом. Традиционная кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной татарской куклы. Проект предполагает приобщить нас к чарующему миру куклы, даёт возможность попробовать изготовить её своими руками. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик. Знакомство с куклой позволит нам узнать ближе культуру татарского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для друзей. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Основная часть: Цель проекта: Пробудить интерес к татарской народной культуре. Исследовать происхождение традиционной татарской народной куклы через расширение знание об истории происхождение куклы. Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Форма проведения: ООД, беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, театрализованные игры, пальчиковые игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры: создание мини выставки «Народные куклы Татарстана». Немного о татарских куклах: (положения №1 фото1) Традиционная татарская кукла делается из шерстяных ниток. (приложения №1 фото2) Кукле-женщине делают платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, какговорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары куклам не дают. Еще для этих игрушек характерно отсутствие нарисованных черт лица, что связано со старинными народными традициями. Все народные татарские куклы делались так, чтобы ребенок мог задействовать свою фантазию и доделать в своем воображении игрушку сам. В русском селе делались похожие куклы-скрутки, они тоже были без лица. Так почему же у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, ниток, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. В Татарских деревнях девочки еще делали кукол из подручных материалов: крутили из тряпочек от сношенных халатов и фартуков, из репейников и соломы, из ниток, из носовых платков, изредка пытались шить набивные куколки. Откуда брали технологию изготовления этих кукол, вспомнить трудно. Но точно этому не учили дома. Это народная безликая кукла — беби. Создается путем скрутки небольшого куска ткани и придания ему вида младенца в пеленках. Вот такие курчак (Беби) полочилоч с детьми нашей группы. (положения №1 фото 3). Этапы реализации проекта 1 этап. Подготовительный. Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность педагога
Деятельность детей
Деятельность педагога
Деятельность детей
Презентация. Деятельность педагога
Деятельность детей
Заключение. Планируемые результаты проекта:
Продукт проектной деятельности: Создание альбом «Татарские народные куклы». Выставка детских рисунков по искусству татарского народа Викторина для педагогов и родителей «К истокам татарской народной культуры». Наглядная пропаганда «Роль художественного творчества в приобщении к национальной культуре татарского народа» Семинар-практикум «Использование элементов народного творчества в разных видах деятельности» Итоговое мероприятие долгосрочного проекта по приобщению воспитанников к национальной культуре татарского народа через художественное творчество «Народные умельцы Земли Татарской!» Список использованных источников.
Приложения: №1 Фото 1 Фото 2 Фото 3
|