Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок |
Фольклор | |||
Автор: Князева Дарья Петровна | |||
03.01.2025 21:19 | |||
Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок Аннотация. В статье рассматривается эффективное применение русских народных сказок в воспитательно-образовательной работе с детьми второй младшей группы. Особенное внимание уделяется механизму формирования нравственных качеств у детей через погружение в мир фольклора. Анализируются конкретные сказки и их роль в развитии таких важных моральных ценностей, как честность, милосердие, трудолюбие и справедливость. Автор предлагает методические рекомендации и практические примеры для педагогов и родителей, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и значимым для малышей. Предисловие Воспитание нравственных качеств у детей является одной из первостепенных задач современного образовательного процесса. В условиях стремительных изменений и информационного потока, который окружает современное общество, становится особенным вызовом сохранить и приумножить нравственные ориентиры, которые помогут молодому поколению успешно адаптироваться в жизни, развивать человечность и доброту, уважение к окружающим и окружающему миру. Русские народные сказки, являясь частью огромного культурного наследия, представляют собой уникальный инструмент для воспитания нравственных качеств у детей. Они передаются из поколения в поколение, наполнены мудростью, жизненными уроками и нравственными постулатами, которые кажутся простыми, но в то же время глубокими и значимыми. Важно отметить, что именно в сказках добро и зло представлены в наиболее наглядной форме, что позволяет ребёнку легко воспринимать нравственные ориентиры и развивать критическое мышление.
Особенно важную роль русские народные сказки играют в воспитании детей второй младшей группы (в возрасте от 4 до 5 лет), когда формируется база их личных качеств и моральных ценностей. Этот возрастной период характеризуется повышенной восприимчивостью к информации, активным развитием сюжетного мышления и воображения. В этот момент дети начинают понимать социальные нормы и правила, учатся анализировать поступки персонажей и делать выводы. Содержание Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок Список использованных источников Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок Одним самых важных периодов развития нравственных качеств и представлений является младший дошкольный возраст от двух до четырех лет. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к воспитательному воздействию, в младшем дошкольном возрасте формируются основные нравственные понятия о хорошем и плохом, поведенческие навыки, а также хорошее отношение к окружающим. Самая благоприятная обстановка для развития нравственных качеств создается при сотрудничестве семьи и детского сада. В основу будущего нравственного развития ребенка закладываются моральные чувства, представления, навыки и опыт, сформированные в дошкольном детстве. С приходом ребенка в детский сад для него изменяется привычный уклад жизни, он больше контактирует с другими взрослыми и детьми. Благодаря этому, постепенно, развивается сюжетно-ролевая игра, он включается в систематическую и обязательную групповую деятельность (образовательная деятельность), принимает участие в играх вместе с другими детьми (игры с правилами, сюжетные и сюжетно-ролевые игры и др.), а также, выполняет трудовые поручения воспитателя. Развиваясь в детском саду, малыши должны усвоить новые и более сложные правила, направленные на взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которые будут регулировать их поведение. У ребенка на третьем году жизни происходит возрастной кризис, при котором он имеет немало общего с детьми предыдущей возрастной группы, но появляются новые психические новообразования, которые позволяют овладевать более сложными навыками, сформировывать новые представления и способствует накоплению личного опыта поведения и деятельности. В тоже время, требуется более внимательное и бережное отношение для формирования правильных знаний и представлений о моральном поведении. В «Программе воспитания в детском саду» сказано, что для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности [1]. На следующей возрастной ступени у ребенка велика потребность во внимании взрослого, ласке. Во многом они еще зависимы от старших, это обусловлено отсутствием у детей простейших навыков самообслуживания и гигиены, умения играть, заниматься самостоятельно и не полностью сформированным навыком общения с окружающими. Поэтому одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в быту, игре и образовательной деятельности. Дети должны научиться делать самостоятельно то, что им по силам и соответствует жизненному опыту. Благодаря этому дети могут не только обслуживать себя, но и поддерживать порядок в окружающей обстановке, то есть управлять своим поведением, соблюдая ряд правил и не прибегая к помощи взрослого. Воспитатель может предъявлять более высокие требования детям трех лет, потому что к этому возрасту у детей наблюдается рост самостоятельности, значит, они могут больше контактировать со сверстниками, выполняя поручения, организовывая совместную игру и так далее, считаясь с интересами и желаниями других. Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим (к воспитателю, няне и сверстникам). Так, педагог воспитывает у детей этого возраста умение здороваться, вежливо обращаться к старшим и товарищам, благодарить, играть в совместные игры, учитывая интересы и желания других, не мешая в игровой деятельности сверстникам, беречь свои и чужие вещи, спокойно ждать, пока товарищи завершат свои гигиенические процедуры [3]. Для реализации задач нравственного развития воспитатель использует подражательность, как особенность детей двух-четырех лет. То есть своим собственным примером, он показывает детям образец правильного и культурного поведения с положительным отношением к окружающим и работе. Этому способствует свойственная детям младшего дошкольного возраста большая эмоциональная отзывчивость к поступкам и отношению к ним. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим [2]. На четвертом году жизни воспитатель продолжает развивать у детей хорошее и доброе отношение к окружающим, стремление быть добрым и культурным, а также развивает его совестливое отношение к своим поступкам, умение их оценивать. Одну из важнейших воспитательных задач составляет развитие дружеских взаимоотношений и общения между детьми. Ранее это была только задача поддержания радости при общении с товарищами. Вместе с тем педагог учит детей замечать нарушения правил взаимоотношений (отнял игрушку, ударил и так далее) [4]. С трех лет стремление к общению с другими детьми возрастает, в этом возрасте ребята уже становятся хорошими соигроками, так как уже начали понимать действия и речь товарищей, объяснять свою точку зрения, договариваться о совместной игре или каком-либо занятии. Все это обязывает воспитателя формировать у детей второй младшей группы умение доброжелательно относиться к более младшим дошкольникам, по просьбе взрослого позаботиться о новичке, о детях, пришедших после болезни, научить другого тому, что он умеет сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками ребята, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость. В связи с особенностями поведения детей младшего дошкольного возраста (отсутствием выдержки, неумение своевременно и правильно выполнять правила поведения) [1], у ребенка может появиться противоречие в желании подчиняться определенным требованиям воспитателя. Вместе с тем малыши очень внимательны к словам взрослых, особенно тогда, когда они сказаны правильным убедительным тоном. Благодаря этому дети побуждаются поступать соответственно с требованиями и правилами поведения. Важную роль в формировании навыков и привычек культурного поведения играет мотивация ребенка, которая способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственными побуждениями. Например, дети четырех лет могут выполнять элементарные поручения взрослых, опираясь на правила поведения, они начинают осознавать простейшие мотивы значимости их дела для общества. Это обязывает воспитателя организовывать любую деятельность детей таким образом, чтобы формировать мотив интереса к делу, желание заслужить одобрение окружающих, а также формировать нравственные мотивы (быть нужным окружающим). Взаимодействие детского сада и семьи играет немаловажную роль в нравственном развитии младших дошкольников. Организация педагогически ценного повседневного общения, а также доступной совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками значительно успешнее формирует устойчивые привычки правильного поведения, в соответствии с общепринятыми правилами, культура поведения и взаимоотношения выходит на новый уровень и проявляется иначе, чем раньше [5]. Воспитание нравственных качеств у детей является одной из наиболее значимых задач дошкольного образования. Формирование моральных ценностей, развитие эмоционального интеллекта и привитие основ правильного поведения – все эти аспекты способствуют гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка. Одним из эффективных методов воспитания нравственных качеств у детей второй младшей группы (возраст 3-4 года) является использование русских народных сказок. Сказки с их яркими героями, насыщенными сюжетами и глубокими моральными уроками играют важную роль в воспитании и образовании. Они не только развлекают, но и учат детей различать добро и зло, понимают значение дружбы, честности и справедливости. В данном контексте русские народные сказки являются незаменимым инструментом для воспитателей и педагогов. Русские народные сказки, переданные из поколения в поколение, всегда несли в себе определённые моральные установки. Герои сказок, сталкиваясь с трудностями и преодолевая их, демонстрируют различные нравственные качества: смелость, трудолюбие, доброту и честность. Читая или слушая истории о Иване-царевиче, Елене Прекрасной и других персонажах, дети усваивают важные уроки и начинают понимать, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Одной из ключевых сказок, которые можно использовать для воспитания честности, является сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк». В этой истории главная героиня – Лисичка – неоднократно обманывает других животных ради собственной выгоды. Такие сцены позволяют детям увидеть негативные последствия уловок и нечестного поведения, укрепляя в них понимание важности правдивости и искренности. Для воспитания милосердия подойдут такие сказки, как «Гуси-лебеди» и «Иван-царевич и Серый Волк». В этих историях прослеживается тема помощи и сострадания к тем, кто попал в беду. В «Гуси-лебеди» сестра спасает брата, несмотря на все трудности, с которыми ей приходится столкнуться. Это учит детей заботиться о ближнем и проявлять милосердие. В «Иван-царевич и Серый Волк» герои тоже помогают друг другу в трудных ситуациях, демонстрируя важность взаимопомощи и поддержки. Трудолюбие можно эффективно развивать через сказки «Колобок» и «Репка». В «Колобке» подчеркивается важность труда и его результатов: Колобок, благодаря труду бабушки и дедушки, обретает жизнь. В сказке «Репка» видно, как совместная работа приносит успех, когда все члены семьи, включая самых маленьких, объединяются для достижения общей цели. Это прививает детям понимание, что только через упорный труд можно добиться хороших результатов. Одна из самых популярных сказок, помогающих воспитывать чувство справедливости, – «Теремок». Здесь ясно осознаётся, что несправедливость и жадность одного персонажа приводят к разрушению всего, что было построено совместными усилиями других. Эта сказка учит детей тому, что справедливость и честное поведение – залог гармонии и порядка в коллективе. Выделим методические рекомендации педагогам и родителям: – для детей второй младшей группы рекомендуется выбирать простые и короткие сказки с яркими, легко узнаваемыми образами. Это могут быть сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», «Лиса и заяц» и другие. Важно, чтобы сказка имела четкую мораль и позитивное разрешение конфликта; – во время чтения сказки педагог или родитель должен активно вовлекать ребенка в процесс: задавать вопросы, обсуждать поступки героев, предлагать предсказать развитие событий. Это поможет малышу лучше понять и запомнить полученные уроки; – инсценировка сказок – эффективный метод, который позволяет детям не только слушать, но и играть роли, тем самым проживая ситуации «изнутри». Это укрепляет усвоение нравственных уроков и развивает социальные навыки; – после прочтения сказки можно предложить детям нарисовать героев и ключевые моменты сюжета. Обсуждение рисунков поможет закрепить нравственные уроки сказки и развить у детей воображение и творческие способности. Таким образом, русские народные сказки являются мощным инструментом в воспитании нравственных качеств у детей. Примеры честности, милосердия, трудолюбия и справедливости, представленные в этих историях, помогают детям формировать правильные жизненные ориентиры и внутренние ценности. Использование сказок в образовательном процессе не только делает его более увлекательным и доступным для малышей, но и глубоко затрагивает их эмоциональную и моральную сферу, закладывая основу для формирования гармоничной и нравственно устойчивой личности. Список использованных источников
|