Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние русских — народных сказок на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Фольклор
Автор: Валиева Татьяна Александровна   
02.01.2025 21:48

Влияние русских — народных сказок на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.Влияние русских — народных сказок на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

Практический семинар

Актуальность

Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. (К. Д. Ушинский)

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании и развитии детей раннего дошкольного возраста. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются мультфильмами и другими многочисленными теле- и видеоматериалами. Это аргументируется тем, что маленькие дети не должны отвлекать родителей (и других взрослых) от их неотложных и сложных дел и занятий. В действительности же младший дошкольный возраст — это возраст обучения, словообращения, общения, возраст слушания сказки. Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Скачать презентацию

Он утверждал, что влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию. На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь.

Цель: воспитание у детей любви к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи: Образовательные:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности

Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.)
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств

Воспитательные:

  • Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким
  • Воспитывать у детей уважение к самому себе
  • Пробуждать интерес к сказкам
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости.

Устное народное творчество включает большое количество жанров: сказки, пословицы, потешки, колыбельные песни… конкретно остановимся на таких жанрах, как сказки, потешки и раскроем их значение для развития младших дошкольников.

Исследования психологов показали, что народные сказки, песенки, потешки, оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.

Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны,

содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления с окружающим не только детей раннего возраста но и дошкольного, средством социализации.

Использование народных потешек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияют на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают эмоциональный положительный фон.

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал в плане формирования грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с разной интонацией.

Методы работы: словесные, наглядные, игровые.

Формы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Игры – подвижные, малоподвижные, дидактические, словесные;
  • Беседы;
  • Театрализованная деятельность;
  • Работа с родителями (консультации, выставка рисунков родителей, пополнение книжного и театрального уголков).

Чтение, рассказывание потешек.

Народные песенки и потешки учат ребенка тому, чего от него ожидают:

«Зайка начал умываться...», «Водичка, водичка...», «Идет коза рогатая», Спи, усни, детка...», «Баю, баю, баюшки...», «Ай, качи, качи, качи», «Как у нашей бабушки семеро внучат» и др.

Чтение, рассказывание сказок.

«Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Беседы с детьми на духовно-нравственные темы: «Волшебные слова», «Если с другом вышел в путь», «Наступает Рождество», «Очень папочку люблю», «Любимой мамочке», «Наши верные друзья», «Мы не ссоримся», «Как вести себя в детском саду», «моя любимая семья» и др. Беседы с детьми на темы: «Наши любимые сказки», «В гостях у сказки», «В гости к сказке», «Моя любимая сказка».

Чтение сказок, потешек. Рассматривание иллюстраций, репродукций художников к произведениям.

Дидактические игры

Примеры игр: «Кто первым поздоровается», «Герой потешки», «Вежливый ручеек», «Пазлы» (по произведениям), «Добрые слова», «Принимаем гостей», «Буду послушным» и др.

Пальчиковые игры по мотивам народных сказок: «Сказки», «Репка», «Теремок», «Про курочку Рябу», «Пальчики просыпаются», «Мышки спрятались», «Белочка», «Игрушки», «По грибы», «Семья», «Дождик», «Пальчики-грибочки», «Пальчики», «Сорока-белобока».

Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.

Темы:

«Секреты воспитания вежливого ребенка»,

«Мамы и папы»,

«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании»,

«Взаимосвязь духовно-нравственного воспитания и экологического»,

«Памятка для родителей» и др.

Литература:

  • Киракосян, К. Э. Традиционное использование русской народной сказки в воспитании детей /
  • К. Э. Киракосян, Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / [Л. В. Филиппова и др. ]; Науч. ред. М. М. Безруких. — М.: *Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 287 с.
  • Шевченко, Л. В. Сказка в жизни ребёнка / Л. В. Шевченко. — Текст: электронный// nsportal. ru — URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/17/doklad-k-pedsovetu-skazka-v-zhizni-rebyonka (дата обращения: 25. 11. 2022).
  • Ефремова, Н. В. Роль русских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании детей раннего возраста / Н. В. Ефремова, Е. В. Кубракова. — Текст: *непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13. 2 (460. 2). — С. 46-48. — URL: https: //moluch. ru/archive/460/98040/ (дата обращения: 11. 10. 2024).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год