Влияние русских — народных сказок на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. |
Фольклор | |||
Автор: Валиева Татьяна Александровна | |||
02.01.2025 21:48 | |||
Влияние русских — народных сказок на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК» Практический семинар Актуальность Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. (К. Д. Ушинский) Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании и развитии детей раннего дошкольного возраста. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются мультфильмами и другими многочисленными теле- и видеоматериалами. Это аргументируется тем, что маленькие дети не должны отвлекать родителей (и других взрослых) от их неотложных и сложных дел и занятий. В действительности же младший дошкольный возраст — это возраст обучения, словообращения, общения, возраст слушания сказки. Большую роль сказке отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он утверждал, что влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию. На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Цель: воспитание у детей любви к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Устное народное творчество включает большое количество жанров: сказки, пословицы, потешки, колыбельные песни… конкретно остановимся на таких жанрах, как сказки, потешки и раскроем их значение для развития младших дошкольников. Исследования психологов показали, что народные сказки, песенки, потешки, оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны, содержательны и поэтому могут служить могучим средством ознакомления с окружающим не только детей раннего возраста но и дошкольного, средством социализации. Использование народных потешек в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты благотворно влияют на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают эмоциональный положительный фон. Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал в плане формирования грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с разной интонацией. Методы работы: словесные, наглядные, игровые. Формы работы:
Чтение, рассказывание потешек. Народные песенки и потешки учат ребенка тому, чего от него ожидают: «Зайка начал умываться...», «Водичка, водичка...», «Идет коза рогатая», Спи, усни, детка...», «Баю, баю, баюшки...», «Ай, качи, качи, качи», «Как у нашей бабушки семеро внучат» и др. Чтение, рассказывание сказок. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. Беседы с детьми на духовно-нравственные темы: «Волшебные слова», «Если с другом вышел в путь», «Наступает Рождество», «Очень папочку люблю», «Любимой мамочке», «Наши верные друзья», «Мы не ссоримся», «Как вести себя в детском саду», «моя любимая семья» и др. Беседы с детьми на темы: «Наши любимые сказки», «В гостях у сказки», «В гости к сказке», «Моя любимая сказка». Чтение сказок, потешек. Рассматривание иллюстраций, репродукций художников к произведениям. Дидактические игры Примеры игр: «Кто первым поздоровается», «Герой потешки», «Вежливый ручеек», «Пазлы» (по произведениям), «Добрые слова», «Принимаем гостей», «Буду послушным» и др. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок: «Сказки», «Репка», «Теремок», «Про курочку Рябу», «Пальчики просыпаются», «Мышки спрятались», «Белочка», «Игрушки», «По грибы», «Семья», «Дождик», «Пальчики-грибочки», «Пальчики», «Сорока-белобока». Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации. Темы: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Мамы и папы», «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании», «Взаимосвязь духовно-нравственного воспитания и экологического», «Памятка для родителей» и др. Литература:
|