План по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
ОСП "Детский сад №6 «Семицветик» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – Детский сад №9 «Родничок» города Няндома
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории –Шавшина Надежда Александровна Няндома, 2024-2025
Актуальность:
Искреннее погружение в истоки национальной культуры необходимо начинать уже в детстве. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир дошкольника, она обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Также воплощает в себе исторический опыт предшествующих поколений. Именно поэтому было решено уделить огромное внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, обычаям, быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Сроки реализации: 2024-2025 учебный год.
Скачать конспект
Цель: воспитание интереса к русской народной культуре и истории.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
- познакомить детей с русской народной культурой;
- познакомить детей с бытом русского народа, с народными, традициями и обычаями, праздниками, народными играми, народным фольклором;
- создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
- дать детям знания об истории русского народного костюма;
- развивать творческое воображение, образную речь, художественно – творческие способности детей;
- привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.
Направления работы по приобщению детей к русской народной культуре:
- создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды;
- знакомство с бытом, традициями русского народа;
- знакомство с традиционными и обрядовыми народными праздниками;
- активное использование фольклора (сказок, песен, потешек, частушек, пословиц, поговорок, прибауток и т.п.);
- знакомство с народным искусством;
- знакомство с русскими народными играми.
Ожидаемые конечные результаты:
Для детей: знание детьми 4 – 6лет различных видов декоративно – прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов; развитие творческого воображения, речи детей, художественно – творческих способностей дошкольников; воспитание нравственно – патриотического поведения у детей; воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу.
Для педагогов: обогащение развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе соответствии с темой самообразования; создание мини – музея «Русская изба»; повышение уровня педагогической компетентности в изучении темы самообразования; повышение качества работы с детьми; систематизация материалов по теме самообразования.
Для родителей: развитие партнерских отношений между родителями и педагогами в совместной организации жизни группы; сплочение детей, родителей и педагогов в процессе совместной познавательной и творческой деятельности.
Перспективный план работы по самообразованию
Месяц
|
Название мероприятия
|
Работа с родителями и педагогами ДОО
|
Сентябрь, октябрь,
ноябрь
|
«Осенняя ярмарка»
Цель:Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи растут в огороде, фрукты в саду, зерновые культуры – в поле). Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.
«Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем»
Цель: Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступать в диалог со взрослыми.
Заучивание потешек:«Идет коза рогатая»,
Подвижные народные игры: «Огуречик, огуречик», «Солнышко и дождик».
«Золотая осень»
Цель:Развивать у детей интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнения и суждения; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы. Вызвать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова.
Подвижная народная игра: «Огородник», «У медведя во бору».
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
Цель:Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам. Вызвать желание слушать сказку «Рукодельница и Ленивица». Привлечь внимание к живому русскому слову, делать «открытия» с радостью и удовольствием.
Объяснение значения пословиц: «Делу – время, потехе – час», «Хлеб да соль – это труд да любовь», «Без труда хлеб не родится никогда».
Музыкальная игра: «Пахарь и жнецы».
«Милости просим, гости дорогие».
Цель:Дать детям представление о русской избе.
Экологическийчас«Осеньвгостикнампришла»проосенниемесяцыипраздники.Беседа«Хлебдакапусталихогонедопустят»
НОДпопознавательномуразвитию:«Какхлебнастолпришел»
Просмотр мультфильма «Сказ о хлебе»Сюжетно-ролеваяигра«Семья»:сюжет«Ждемгостей».
«Потягунюшки – порастунюшки»»
Цель:Вызвать интерес детей к слушанию потешек, желание их проговаривать, обыгрывать.
«Как у нашего кота»
Цель:Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».
Колыбельные песни: «Котенька – коток», «Ночь прошла, темноту увела».
Народные песни:«Ах, вы, сени…», «Как у наших у ворот».
Подвижные народные игры: «В поясок», «Салки – догонялки», «Кот Васька».
Заучивание потешки: «Пошёл котик на Торжок».
«Хлеб – всему голова»
Цель:Дать детям понятие о том, что хлеб – всему голова (он нужен каждому человеку каждый день). Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Учить внимательно слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев сказки. Вызвать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия.
«С хлебом – солью всякая шутка хороша»
Цель:Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять в собственной речи. Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и журавль», желание передавать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности.
«В горнице»
Цель:познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением (резьба, роспись). Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость на мастерство русского народа. Вызвать интерес к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, передавая характер, интонации, действия сказочных персонажей.
|
Консультация для воспитателей: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры».
Совместноетворчестводетейиродителей:выставка«ВолшебницаОсень»
Консультация для родителей: «Истоки русской народной культуры».
Папка – раскладушка: «История русского наряда».
|
Декабрь, январь, февраль
|
«Здравствуй, зимушка – зима, хорошо, что к нам пришла!»
Цель: Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам И. Бродской «Лес зимой в снегу», И. Грабаря «Зимний пейзаж», А. Саврасова «Зимний пейзаж», В. Токарева «Зимушка- зима».
«Зимовье зверей»
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Повторить песенку «Как на тоненький ледок».
«Волшебный сундучок Деда Мороза»
Цель: Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок. Вызвать интерес к русской народной сказке «Два Мороза», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением. Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний.
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»
Цель: Знакомство с празднованием Нового года. Разучить колядку «Щедровочка». Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа.
Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.
Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Чудесный сундучок».
«Святки»
Цель:Познакомить детей с русским народным праздником «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.
«Русь деревянная»
Цель:Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька), деревянным музыкальным инструментам: ложкам, трещоткам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить детей понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека.
«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»
Цель:Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству о них. Познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» («Чудесные лапоточки», «Лиса – лапотница»), учить понимать смысл, делать выводы.
Подвижные игры: «Два Мороза».
Пение колядок: «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Коляда, растворяй ворота».
«Едет Масленица дорогая»
Цель:Познакомить детей с русским народным праздником Масленица; основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми.
Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение пейзажной живописи по картинам В. Кустодиева «Масленица», И. Сурикова «Взятие снежного городка». Развивать самостоятельность и активность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию.
«По щучьему велению»
Цель:Познакомить детей с небылицами как жанром устного народного творчества; русской народной сказкой «По щучьему велению». Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора. Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами. Воспитывать уважение к народной культуре. Расширять художественно – творческие возможности.
«Солдатушки, бравы ребятушки!»»
Цель:Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества.
Заучивание потешки: «Ай, туки, туки застучали молотки».
Разучивание заклички: «Весна, весна красная!»
Слушание р. н. песни: «Ой, блины мои, блины».
Русская народная (подвижная) игра: «Баба Яга».
Пальчиковая гимнастика: «Пошла Маня на базар».
«Гость нагость — хозяйке радость»
Цель:Познакомить детей с медведем Мишуткой. Учить детей лепить посуду из пластилина.
«Каша масленая, ложка крашеная»
Цель: Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно – прикладном искусстве – расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
Подвижная народная игра: «Снег, снег кружится», «Метелица».
Разучивание потешки: «Эй, кузнец – молодец».
|
Рекомендации для родителей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».
Памятка для родителей: «Семейные традиции на Руси».
Буклет: «Не забывайте народные игры».
|
Март, апрель, май
|
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая»
Цель: Познакомить детей с христианским праздником «Масленица», ее значением, символами, традициями. Углублять интерес и воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
«Весна, весна красная!»
Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны. Продолжать учить разгадывать загадки о весне, разучить весеннюю закличку.
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
Цель: Воспитывать любовь к маме, уважение к ее труду, желание порадовать маму и не огорчать ее. Помочь детям осознавать, что «семья вместе – так и душа на месте».
«Здравствуй, солнышко - колоколнышко!»
Цель: Способствовать открытию мира словесного искусства (ритмического клада речи, звучных ритмов и рифм, выразительности интонации потешек, закличек, стихов). Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам.
Хоровод: «Веснянка».
Обрядовая песня: «Широкая масленица».
Чтение прибаутки: «А тиру, тру, тру».
«Дымковские расписные»
Цель: Познакомить детей с глиняной и народной игрушкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Обратить внимание на основные цвета и элементы узора, украшающего игрушки, вызвать желание украшать фигурку.
«В гости к нам пришли матрешки»
Цель:Познакомить детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки.
«Яичко не простое, яичко золотое»
Цель:Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими. Вызвать интерес к традиционным пасхальным играм, самостоятельной творческой деятельности по украшению яиц.
Дидактическая игра: «Разрезные картинки».
Подвижная народная игра: «Заинька, выйди в сад».
Выставка рисунков детей: «Русская матрёшка»
«Сорока – белобока кашу варила»
Цель: Познакомить детей с предметом обихода – глиняным горшком. Продолжать развивать речь, посредством малых фольклорных форм. Способствовать четкому проговариванию потешек. Воспитывать интерес к фольклору русского народа.
«Горшочек»
Цель: Учить лепить с натуры глиняный горшочек (определить его характерные особенности: круглый с большим горлышком, внизу небольшое донышко), соблюдать пропорции. Продолжать учить украшать изделие налепами: цветочками, листьями и т.д. Развивать у детей эстетическое восприятие, способность сочетать основной цвет горшка с украшениями на нем. Продолжать воспитывать интерес к лепке, желание лепить предметы обихода.
«Хозяйкины помощники»
Цель: Познакомить детей с предметами обихода — коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.
«Раскудрявая береза»
Цель:Познакомить детей с березой – самым почитаемым, любимым, счастливым деревом нашего народа; с праздником Зеленых Святок (Троицей); обычаем русского народа украшать жилища веточками березы. Укреплять веру в благополучное будущее, желание проявлять заботу. Нежность, доброжелательность друг к другу.
Музыкально-хороводная игра: «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем».
Хоровод: «Сорока – сорока».
Слушание русской народной песни: «Ах ты, березка».
«Русская свистулька»
Цель: Познакомить детей с русским народным инструментом – глиняной свистулькой. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь).Воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству.Закреплять знание основных цветов (белый, зеленый, желтый, красный).
«Глиняная свистулька»
Цель: Продолжать знакомить детей с традиционным музыкальным инструментом русского народа – птичка – свистулька.
Учить лепить птичку, передавая ее формы, пропорции и характерные детали.
Воспитывать аккуратность и последовательность в работе.
Подвижная игра: «Солнышко».
Разучивание народной песенки: «Сидит Ванечка весной…».
Чтение сказки: «Липунюшка».
«Веселые ложки»
Цель: Познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком.
«Ложки, ложки, ложечки»
Цель: Продолжать знакомить детей с деревянной ложкой. Продолжать знакомство с хохломской росписью. Учить расписывать ложку. Развивать умение рисовать ягоды, листья, травку. Учить детей передавать колорит росписи, сочетание цвета, фона и элементов растительного узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Музыкально-хороводные игры: «Тихие и звонкие звоночки», «Жмурки с бубном».
Дидактическая игра: «На чем я играю?»
Просмотр презентаций: «Музыкальные инструменты на Руси»; «Откудапришли русские народные сказки».
Развлечение «Русские посиделки» для детей старшей группы
Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. Задачи: - Продолжать знакомить детей со старинным обычаем – посиделками. - Развивать интерес к русскому народному фольклору. - Создать у детей радостное настроение.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине
|
Папки – передвижки: «Гуляй, масленица!», «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Консультация для родителей: «Воспитание мальчиков и девочек на Руси, значение куклы в воспитании детей».
Мастер – класс для педагогов «Русская матрёшка»
|
|
|
|
|
Список использованной литературы:
1. Антонова, Г.А., Ельцова, О.М., Николаева, Н.Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа [Текст] / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 336 с.
2. Бойчук, И.А., Попушина, Т.Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы [Текст] / И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина. – 2-е изд., испр. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018. – 352 с.
3. Васильев, Ю.А., Широков, А.С. Рассказы о русских народных инструментах [Текст] / Ю.А. Васильев, А.С. Широков. – Москва: Советский композитор, 1986. – 88 с.
4. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] / И.Г. Гаврилова. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 160с.
5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры [Текст] : учеб. -метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 304 с.
6. Куприна, А.С.,Бударина, Т.А.,Маркеева, О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников [Текст] : метод.пособие для педагогов дошк.образ.учреждений / А.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. И дополн.– СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 304 с.
7. Леонова, Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка [Текст]: учеб. – метод. пособие / Н.Н. Леонова. - СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 192 с.
8.Леонова, Н.Н. Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России [Текст] : учеб.пособие для дополнительного образования детей / Н.Н. Леонова. – СПб. : Владос, 2018. – 143 с.
9. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М.Ф. Литвинова. – Москва: Просвещение, 2006. – 192 с.
10. Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошк. образ.учреждений / В.В. Малова. – СПб. : Владос, 2013. – 350 с.
11. Николаева, С.Р., Катышева, И.Б. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками [Текст] / С.Р. Николаева, И.Б. Катышева, Г.Н. Комбарова и др. – СПб. : : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 304 с.
12. Поляк, Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников помотивам русских народных сказок [Текст] / Л.Я. Поляк.– СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 48 с.
13. Тихонова, М. В., Смирнова, Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада [Текст] / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 176 с.
14. Халикова, Э.А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря [Текст] / Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина. Волгоград : Учитель, 2017. – 95 с.
15. Яковлева, Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника [Текст] / Н.Н. Яковлева. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 128 с.
|