Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Фольклор
Автор: Шавшина Надежда Александровна   
26.11.2024 15:25

План по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»План по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

ОСП "Детский сад №6 «Семицветик» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – Детский сад №9 «Родничок» города Няндома

Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории –Шавшина Надежда Александровна Няндома, 2024-2025

Актуальность:

Искреннее погружение в истоки национальной культуры необходимо начинать уже в детстве. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир дошкольника, она обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Также воплощает в себе исторический опыт предшествующих поколений. Именно поэтому было решено уделить огромное внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, обычаям, быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Сроки реализации: 2024-2025 учебный год.

 Скачать конспект

Цель: воспитание интереса к русской народной культуре и истории.

Задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
  • познакомить детей с русской народной культурой;
  • познакомить детей с бытом русского народа, с народными, традициями и обычаями, праздниками, народными играми, народным фольклором;
  • создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
  • дать детям знания об истории русского народного костюма;
  • развивать творческое воображение, образную речь, художественно – творческие способности детей;
  • привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
  • поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;
  • воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.

Направления работы по приобщению детей к русской народной культуре:

  • создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды;
  • знакомство с бытом, традициями русского народа;
  • знакомство с традиционными и обрядовыми народными праздниками;
  • активное использование фольклора (сказок, песен, потешек, частушек, пословиц, поговорок, прибауток и т.п.);
  • знакомство с народным искусством;
  • знакомство с русскими народными играми.

Ожидаемые конечные результаты:

Для детей: знание детьми 4 – 6лет различных видов декоративно – прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов; развитие творческого воображения, речи детей, художественно – творческих способностей дошкольников; воспитание нравственно – патриотического поведения у детей; воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу.

Для педагогов: обогащение развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе соответствии с темой самообразования; создание мини – музея «Русская изба»; повышение уровня педагогической компетентности в изучении темы самообразования; повышение качества работы с детьми; систематизация материалов по теме самообразования.

Для родителей: развитие партнерских отношений между родителями и педагогами в совместной организации жизни группы; сплочение детей, родителей и педагогов в процессе совместной познавательной и творческой деятельности.

Перспективный план работы по самообразованию

Месяц

Название мероприятия

Работа с родителями и педагогами ДОО

Сентябрь, октябрь,

ноябрь

«Осенняя ярмарка»

Цель:Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи растут в огороде, фрукты в саду, зерновые культуры – в поле). Познакомить с русской народной сказкой «Вершки и корешки». Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.

«Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем»

Цель: Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса детей к малым фольклорным жанрам, желанию вступать в диалог со взрослыми.

Заучивание потешек:«Идет коза рогатая»,

Подвижные народные игры: «Огуречик, огуречик», «Солнышко и дождик».

«Золотая осень»

Цель:Развивать у детей интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнения и суждения; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы. Вызвать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова.

Подвижная народная игра: «Огородник», «У медведя во бору».

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

Цель:Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам. Вызвать желание слушать сказку «Рукодельница и Ленивица». Привлечь внимание к живому русскому слову, делать «открытия» с радостью и удовольствием.

Объяснение значения пословиц: «Делу – время, потехе – час», «Хлеб да соль – это труд да любовь», «Без труда хлеб не родится никогда».

Музыкальная игра: «Пахарь и жнецы».

«Милости просим, гости дорогие».

Цель:Дать детям представление о русской избе.

Экологическийчас«Осеньвгостикнампришла»проосенниемесяцыипраздники.Беседа«Хлебдакапусталихогонедопустят»

НОДпопознавательномуразвитию:«Какхлебнастолпришел»

Просмотр мультфильма «Сказ о хлебе»Сюжетно-ролеваяигра«Семья»:сюжет«Ждемгостей».

«Потягунюшки – порастунюшки»»

Цель:Вызвать интерес детей к слушанию потешек, желание их проговаривать, обыгрывать.

«Как у нашего кота»

Цель:Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота».

Колыбельные песни: «Котенька – коток», «Ночь прошла, темноту увела».

Народные песни:«Ах, вы, сени…», «Как у наших у ворот».

Подвижные народные игры: «В поясок», «Салки – догонялки», «Кот Васька».

Заучивание потешки: «Пошёл котик на Торжок».

«Хлеб – всему голова»

Цель:Дать детям понятие о том, что хлеб – всему голова (он нужен каждому человеку каждый день). Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Учить внимательно слушать сказку «Колосок», оценивать поведение героев сказки. Вызвать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия.

«С хлебом – солью всякая шутка хороша»

Цель:Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять в собственной речи. Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Лиса и журавль», желание передавать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности.

«В горнице»

Цель:познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением (резьба, роспись). Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость на мастерство русского народа. Вызвать интерес к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, передавая характер, интонации, действия сказочных персонажей.

Консультация для воспитателей: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры».

Совместноетворчестводетейиродителей:выставка«ВолшебницаОсень»

Консультация для родителей: «Истоки русской народной культуры».

Папка – раскладушка: «История русского наряда».

Декабрь, январь, февраль

«Здравствуй, зимушка – зима, хорошо, что к нам пришла!»

Цель: Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам И. Бродской «Лес зимой в снегу», И. Грабаря «Зимний пейзаж», А. Саврасова «Зимний пейзаж», В. Токарева «Зимушка- зима».

«Зимовье зверей»

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей». Повторить песенку «Как на тоненький ледок».

«Волшебный сундучок Деда Мороза»

Цель: Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок. Вызвать интерес к русской народной сказке «Два Мороза», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением. Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний.

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Цель: Знакомство с празднованием Нового года. Разучить колядку «Щедровочка». Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям русского народа.

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Чудесный сундучок».

«Святки»

Цель:Познакомить детей с русским народным праздником «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.

«Русь деревянная»

Цель:Учить детей рассматривать предметы, выделяя особенности их строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением предметов. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька), деревянным музыкальным инструментам: ложкам, трещоткам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить детей понимать, что достойным является такое поведение, которое не разрушает созданное трудом человека.

«Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»

Цель:Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям; русскому народному творчеству о них. Познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» («Чудесные лапоточки», «Лиса – лапотница»), учить понимать смысл, делать выводы.

Подвижные игры: «Два Мороза».

Пение колядок: «Коляда, коляда, ты подай пирога», «Коляда, растворяй ворота».

«Едет Масленица дорогая»

Цель:Познакомить детей с русским народным праздником Масленица; основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами; обрядовыми веселыми песнями, играми.

Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение пейзажной живописи по картинам В. Кустодиева «Масленица»,
И. Сурикова «Взятие снежного городка». Развивать самостоятельность и активность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию.

«По щучьему велению»

Цель:Познакомить детей с небылицами как жанром устного народного творчества; русской народной сказкой «По щучьему велению». Формировать эмоциональное восприятие произведений фольклора, учить понимать выразительность образа, юмора. Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами. Воспитывать уважение к народной культуре. Расширять художественно – творческие возможности.

«Солдатушки, бравы ребятушки!»»

Цель:Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества.

Заучивание потешки: «Ай, туки, туки застучали молотки».

Разучивание заклички: «Весна, весна красная!»

Слушание р. н. песни: «Ой, блины мои, блины».

Русская народная (подвижная) игра: «Баба Яга».

Пальчиковая гимнастика: «Пошла Маня на базар».

«Гость нагость — хозяйке радость»

Цель:Познакомить детей с медведем Мишуткой. Учить детей лепить посуду из пластилина.

«Каша масленая, ложка крашеная»

Цель: Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно – прикладном искусстве – расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности.

Подвижная народная игра: «Снег, снег кружится», «Метелица».

Разучивание потешки: «Эй, кузнец – молодец».

Рекомендации для родителей:
 «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».

Памятка для родителей: «Семейные традиции на Руси».

Буклет: «Не забывайте народные игры».

Март, апрель, май

«Масленица дорогая   - наша гостьюшка годовая»

Цель: Познакомить детей с христианским праздником «Масленица», ее значением, символами, традициями. Углублять интерес и воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.

«Весна, весна красная!»

Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны. Продолжать учить разгадывать загадки о весне, разучить весеннюю закличку.

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Цель: Воспитывать любовь к маме, уважение к ее труду, желание порадовать маму и не огорчать ее. Помочь детям осознавать, что «семья вместе – так и душа на месте».

«Здравствуй, солнышко   - колоколнышко!»

Цель: Способствовать открытию мира словесного искусства (ритмического клада речи, звучных ритмов и рифм, выразительности интонации потешек, закличек, стихов). Пробуждать интерес к природе, первым весенним признакам.

Хоровод: «Веснянка».

Обрядовая песня: «Широкая масленица».

Чтение прибаутки: «А тиру, тру, тру».

«Дымковские расписные»

Цель: Познакомить детей с глиняной и народной игрушкой, вызвать эмоциональный отклик. Учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Обратить внимание на основные цвета и элементы узора, украшающего игрушки, вызвать желание украшать фигурку.

«В гости к нам пришли матрешки»

Цель:Познакомить детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки.

«Яичко не простое, яичко золотое»

Цель:Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими. Вызвать интерес к традиционным пасхальным играм, самостоятельной творческой деятельности по украшению яиц.

Дидактическая игра: «Разрезные картинки».

Подвижная народная игра: «Заинька, выйди в сад».

Выставка рисунков детей: «Русская матрёшка»

«Сорока – белобока кашу варила»

Цель: Познакомить детей с предметом обихода – глиняным горшком. Продолжать развивать речь, посредством малых фольклорных форм. Способствовать четкому проговариванию потешек. Воспитывать интерес к фольклору русского народа.

«Горшочек»

Цель: Учить лепить с натуры глиняный горшочек (определить его характерные особенности: круглый с большим горлышком, внизу небольшое донышко), соблюдать пропорции. Продолжать учить украшать изделие налепами: цветочками, листьями и т.д. Развивать у детей эстетическое восприятие, способность сочетать основной цвет горшка с украшениями на нем. Продолжать воспитывать интерес к лепке, желание лепить предметы обихода.

«Хозяйкины помощники»

Цель: Познакомить детей с предметами обихода — коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

«Раскудрявая береза»

Цель:Познакомить детей с березой – самым почитаемым, любимым, счастливым деревом нашего народа; с праздником Зеленых Святок (Троицей); обычаем русского народа украшать жилища веточками березы. Укреплять веру в благополучное будущее, желание проявлять заботу. Нежность, доброжелательность друг к другу.

Музыкально-хороводная игра: «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем».

Хоровод: «Сорока – сорока».

Слушание русской народной песни:
 «Ах ты, березка».

«Русская свистулька»

Цель: Познакомить детей с русским народным инструментом – глиняной свистулькой.  Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами пользуются мастера (глина, печь).Воспитывать эстетическое восприятие изделий народных мастеров, любовь к народному творчеству.Закреплять знание  основных цветов (белый, зеленый, желтый, красный).

«Глиняная свистулька»

Цель: Продолжать знакомить детей с традиционным музыкальным инструментом русского народа – птичка – свистулька.

Учить лепить птичку, передавая ее формы, пропорции и характерные детали.

Воспитывать аккуратность и последовательность в работе.

Подвижная игра: «Солнышко».

Разучивание народной песенки: «Сидит Ванечка весной…».

Чтение сказки: «Липунюшка».

«Веселые ложки»

Цель: Познакомить детей с историей ложки, с процессом ее преобразования человеком.

«Ложки, ложки, ложечки»

Цель: Продолжать знакомить детей с деревянной ложкой. Продолжать знакомство с хохломской росписью. Учить расписывать ложку. Развивать умение рисовать ягоды, листья, травку. Учить детей передавать колорит росписи, сочетание цвета, фона и элементов растительного узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Музыкально-хороводные игры: «Тихие и звонкие звоночки», «Жмурки с бубном».

Дидактическая игра: «На чем я играю?»

Просмотр презентаций: «Музыкальные инструменты на Руси»; «Откудапришли русские народные сказки».

Развлечение «Русские посиделки» для детей старшей группы

Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей со старинным обычаем – посиделками.
- Развивать интерес к русскому народному фольклору.
- Создать у детей радостное настроение.

- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине

Папки – передвижки: 
«Гуляй, масленица!»,
«Нет милее дружка, чем родная матушка».

Консультация для родителей: «Воспитание мальчиков и девочек на Руси, значение куклы в воспитании детей».

Мастер – класс для педагогов «Русская матрёшка»

       

Список использованной литературы:

1. Антонова, Г.А., Ельцова, О.М., Николаева, Н.Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа [Текст] / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. – СПб. :
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 336 с.

2. Бойчук, И.А., Попушина, Т.Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы [Текст] / И.А. Бойчук,
Т.Н. Попушина. – 2-е изд., испр. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018. – 352 с.

3. Васильев, Ю.А., Широков, А.С. Рассказы о русских народных инструментах [Текст] / Ю.А. Васильев, А.С. Широков. – Москва: Советский композитор, 1986. –
88 с.

4. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] / И.Г. Гаврилова. –СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 160с. 

5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры [Текст] : учеб. -метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 304 с.

6. Куприна, А.С.,Бударина, Т.А.,Маркеева, О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников [Текст] : метод.пособие для педагогов дошк.образ.учреждений /
А.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. И дополн.– СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 304 с.

7. Леонова, Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка [Текст]: учеб. – метод. пособие / Н.Н. Леонова. -
СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 192 с.

8.Леонова, Н.Н. Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России [Текст] : учеб.пособие для дополнительного образования детей / Н.Н. Леонова. – СПб. : Владос, 2018. – 143 с.

9. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] /
М.Ф. Литвинова. – Москва: Просвещение, 2006. – 192 с.

10. Малова, В.В. Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошк. образ.учреждений /
В.В. Малова. – СПб. : Владос, 2013. – 350 с.

11. Николаева, С.Р., Катышева, И.Б. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками [Текст] / С.Р. Николаева, И.Б. Катышева, Г.Н. Комбарова и др. – СПб. : : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. – 304 с.

12. Поляк, Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников помотивам русских народных сказок [Текст] / Л.Я. Поляк.– СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 48 с.

13. Тихонова, М. В., Смирнова, Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада [Текст] /
М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 176 с.

14. Халикова, Э.А. Формирование опыта духовно-нравственного поведения для детей 4-7 лет: программа, планирование, занятия и утренники православного календаря [Текст] / Э.А. Халикова, Н.В. Колебошина. Волгоград : Учитель, 2017. –
95 с.

15. Яковлева, Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника [Текст] / Н.Н. Яковлева. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 128 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год