«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с народными промыслами России и символами России» |
Фольклор | |||
Автор: Лебедкова Юлия Владимировна | |||
26.11.2024 12:57 | |||
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с народными промыслами России и символами России» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Выполнил: воспитатель 1 категории Лебедкова Юлия Владимировна Подготовительная группа «Колобок» Ступино, 2024 г. Актуальность. В настоящее время проблема духовно–нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. А ведь именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников и включает следующие направления:
Я выбрала 2 направления: художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие. Впроцессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о ближнем (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Необходимо развивать личность ребенка через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Чтобы ребёнок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро, сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы взрослые, должны окружать его любовью и красотой. Неисчерпаемым источником такой красоты является искусство – живопись, театр, музыка, литература. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально–творческое начало. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение, фантазию. Для работы по данной теме был разработан проект с детьми старшей группы «Символы России». Это мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию в целях развития и создания условий для формирования патриотических и духовно-нравственных чувств дошкольников через приобщение к истории нашего государства с помощью символов нашей страны. Привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её истории, бережного отношения к традициям своего народа. Воспитание интереса к декоративно-прикладным произведениям народного искусства. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом…» (Д. С. Лихачев). Произведения народного декоративно–прикладного искусства наиболее выразительны для детей. Народное творчество несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Это позволяет нашим детям «почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями». Именно в мире вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей. Народные мастера не копировали природу буквально, но реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, филимоновская роспись, городецкая роспись и хохлома) на предметах быта; узоры в кружеве и вышивке, причудливо расписанные деревянные и глиняные игрушки. С многообразием народного декоративно–прикладного искусства дети знакомились на занятиях по аппликации «Украшение кокошника городецкой росписью», рисование «Роспись балалайки гжелью», «Филимоновские валенки», «Самовар, украшенный хохломой», «Хохломские ложки», «Семёновская матрешка», рисование «Белая берёза под моим окном», «Берёза – символ Родины моей», «Ромашковое поле» (рисование пальчиками), лепка «Медведь – символ России», конструирование из бумаги «Гармошка». При выполнении изделий народного декоративно-прикладного искусства дети опытным путем приобретали навыки творческого преобразования, вкладывали свои впечатления в рисунок или аппликацию. Развивалось внимание, память, фантазия, способность к поиску и освоению средств графического выражения. Чем разнообразнее предлагаемая детям техника изображения, тем активнее развивается художественное творчество детей. Но самое главное, что изучение и изготовление изделий декоративно-прикладного искусства приобщает ребенка к высшим человеческим идеалам, к наследию культуры и искусству, воспитывает душу ребенка. Совместно с родителями и детьми был создан мини-музей «Символы России» с использованием технологии музейной педагогики. Цель созданного мини-музея в развивающей среде – вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители. Родители являлись непосредственными участниками и помощниками на протяжении всего проекта: собирали материал, оформляли пособия, являлись спонсорами, готовили детей к презентации экспонатов музея по теме проекта, мастерили с детьми поделки — символы. Знакомство с предметами – символами России даёт богатый материал для развития речи ребёнка. Значительно расширился кругозор детей, память, внимание, мышление благодаря познавательным беседам «Берёза – символ Родины моей», «Самовар – символ гостеприимного дома», «Для больших и маленьких, есть обувка – валенки», «Медведь – символ мужества», «Ложка деревянная – приметы и пословицы». В семейном кругу было составлено много описательных рассказов про предметы — символы, которые дети приносили для музея, следовательно развивалась связная речь, расширялся словарный запас, формировался грамматический строй речи. Дети с большим удовольствием выучили небольшую историю — сказку о том, почему именно двуглавый орел находится на гербе России. Итоговым мероприятием данного проекта стало интегрированное занятие — путешествие «Люблю тебя, моя Россия!». Ещё одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней. Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. Дети слушают сказки, и с помощью вопросов анализируют поступки героев, подчеркивают главную идею. Результатом работы являются театральные постановки сказок «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси – лебеди», а также постановка мини спектакля «Береги природу» по мотивам сказки «Теремок». Вывод: Углубленное изучение вопроса по формированию духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами (роспись и её элементы) России и знакомство с символами России дало положительный результат. Дети научились отличать народное искусство и промыслы, как основу русской культуры. Детям стала близка и интересна тема «Символы России» благодаря своей познавательности и самобытности. Подводя итог, хочется сказать, дети – самый доброжелательный народ: им даёшь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что нужно. Дети – наше будущее, будущее нашей страны. В наших силах воспитать подрастающее поколение духовно богатым и нравственным, научить любить, уважать и передавать дальше из поколения в поколение знания, традиции и опыт. Благодаря работе по данной теме дети приобрели новые знания о жизни людей, о труде, о том, что ценит народ в человеке, как понимает красоту, о чем мечтает. Потому как именно народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма. Список литературы:
|