«Народные подвижные игры как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». |
Фольклор | |||
Автор: Гордиенко Ирина Юрьевна | |||
24.11.2024 08:05 | |||
«Народные подвижные игры как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Автор: Гордиенко Ирина Юрьевна, инструктор по физической культуре. МДОУ д/с № 81 «Золотой ключик» г. Волжский Волгоградская область Оборудование: Карта РФ, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, предметы национальных промыслов народов России, аудиозапись национальные песни, лисий хвост, карусель, мяч, верёвка, платок, и др. Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов. Поэтому в состав предметно-игрового поля входят: уличная площадка для игр; игрушки и музыкальные инструменты — необходимая часть инвентаря для игр (детские бубны, маракасы и пр.). Цель проведения подвижных народных игр:
Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях Россиян посредством изучения культуры, традиций, различных игр и забав народов России, для развития интереса к музыке, физической культуре и спорту. Задачи:
Содержание Введение Многочисленные научные исследования показали, что при регулярном занятии музыкой и физическими упражнениями, и играми дети быстрее растут и развиваются. Физические упражнения и музыкальные игры способствуют развитию всех основных физических качеств ребёнка, укреплению его здоровья, формированию духовных, слуховых и нравственных качеств. Игра является средством познания мира для ребёнка и подготовкой к самостоятельной жизни. Именно в игре ребёнок приобретает необходимые жизненные навыки и качества; развивает умственные способности, совершенствует восприятие окружающей действительности, формирует механизмы координации и управления движениями. Вместе с тем, игра способствует приобретению исключительного опыта операций с орудиями труда и различными предметами; развивает психические, слуховые, физические и другие основные качества ребёнка. Подвижные игры являются носителями национальной культуры и быта народов России. Подвижные игры народов России, несмотря на большое разнообразие, связанное с этническими, и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие черты, присущие этой форме состязаний, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Народная игра — естественный спутник жизни, ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается: образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе. Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий. Игровую деятельность отличает заложенный в её основе мощный заряд положительных эмоций, который не только ребёнок, но и взрослый может свободно выплёскивать в процессе игры, чувствуя себя непринуждённо, даже при достаточно больших психических и физических нагрузках. Важными особенностями игры являются постоянная смена различных видов деятельности, напряжения и расслабления, необходимость строгого подчинения установленным правилам и проявления творческих способностей для поиска оптимального решения поставленной задачи. Народная игра — игра реализующееся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договорённости, популярная и широко распространённая в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Вне зависимости от национальности и вероисповедания, пожалуй, единственное, что связывает всех в мире детей это любовь к играм. Игры эти могут быть самыми разнообразными, ведь у каждой народности есть свои традиции, своё историческое наследие. Но ведь это очень хорошо, что все мы разные, что нам есть чем удивить друг друга. Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-игровой деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросах. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. Вывод: Народные игры не менее увлекательны. Игры каждого народа имеют национальные атрибуты, сопровождаются национальной мелодией. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Он также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство. Подводя итоги, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду. В перспективе продолжить работу над народными играми. Используемая литература:
|