Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социальный проект на основе ФОП «Любимые потешки наших малышей»
Фольклор
Автор: Гончарова Инесса Викторовна Левенберг Елизавета Игоревна   
29.11.2024 07:10

Социальный проект на основе ФОП «Любимые потешки наших малышей»Социальный проект на основе ФОП «Любимые потешки наших малышей»

Выполнили:

  • Гончарова Инесса Викторовна,
  • Левенберг Елизавета Игоревна

воспитатели МБДОУ №58, г. Мурманск

Введение

В соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) ключевым направлением в работе педагога с детьми стало воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей российского народа.

В ФОП указаны конкретные ценности российского общества: Родина, природа, милосердие, жизнь, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, жизнь, здоровье, труд, культура и красота.

И хотя некоторые из этих понятий еще сложно осознать детям раннего или дошкольного возраста, тем не менее, уже в этот период важно формировать основы личностной позиции ребенка как наследника традиций и культуры своего Отчества.

 

Скачать конспект

В связи с этим, был разработан социальный проект для детей раннего возраста «Любимые потешки наших малышей» (для детей от 1,5 до 3-х лет). Он полностью соответствует цели и задачам ФОП ДО.

Цель проекта: приобщение детей раннего возраста к ценностям российского общества посредством русского народного фольклора.

Разработан на один учебный год: с сентября по май.

В проект включены только те потешки, которые рекомендованы в ФОП ДО.

Новизна проекта заключается в применении:

  • комплекса современных форм взаимодействия с детьми раннего возраста в процессе приобщения к ценностям российского общества
  • современных образовательных технологий, развивающих методов педагогической деятельности
  • разнообразных пособий, оборудования и атрибутов для ознакомления детей с фольклорными произведениями.

Особенность проекта состоит в том, что традиционно веками используемые в работе с детьми русские народные потешки благодаря акценту на ценностные ориентиры наполняются новым смыслом и отражают современные запросы российского общества.

1. Паспорт проекта

Название и тип проекта Социальный проект «Любимые потешки наших малышей».

Автор-разработчик Воспитатель группы раннего возраста

Участники проекта Воспитатели, дети раннего возраста (1, 5 -3 года), родители.

Сроки реализации проекта Долгосрочный: сентябрь – май

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29. 12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28. 02. 2023).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21. 01. 2019 №31, от 08. 11. 2022 №955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25. 11. 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждениисанитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарныхправил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требованияк обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторовсреды обитания».
  6. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ.
  7. Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста.

Цель проекта Приобщение детей раннего возраста к ценностям российского общества посредством русского народного фольклора.

Задачи проекта 1. Разработать учебно-методический комплект по приобщению детей до 3-х лет к ценностям российского общества.

2. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе на основе исторических и национально-культурных традиций.

3. Познакомить детей срусскими народными потешками, рекомендованными ФОП.

4. Применить в образовательном процессесовременные технологии деятельностного и личностно-ориентированного характера, способствующие позитивной социализации детей на основе исторических и национально-культурных традиций.

5. Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по вопросам формированияу детей основценностного отношения к окружающему социальному и природному миру, другим людям, самому себе.

Проблема,

на решение которой направлен проект В настоящее время у части общества наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей страны, обесценивание нравственных идеалов, отчуждение от духовных традиций россиян. Всё это негативно сказывается на воспитании маленьких детей, так как у них формируются неправильные представления о добре и зле, о хорошем и плохом.

Этапы проведения проекта I этап. Организационный

Цель: Создание психолого-педагогических и материально-технических условий дляреализации проекта.

II этап. Практический

Цель: Ознакомление детей с русскими народными потешкамипосредством организации различных образовательных и досуговых мероприятий.

III этап. Обобщающий

Цель: Представление продуктов проекта, обобщение результатов проекта.

Планируемые результаты проекта

Для детей:

  1. Знает разнообразные русские народные потешки.
  2. В соответствии с возрастом способен понять, что такое «хорошо», «плохо», «доброта», «помощь», «дружба», «семья», «здоровье» и др.
  3. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние персонажей из потешек.
  4. Проявляет привязанность к близким людям, бережное отношение ко всему живому.
  5. Проявляет любознательность, активность в поведении и деятельности.
  6. Имеет опыт доброжелательного сотрудничества со сверстниками и близкими взрослыми.
  7. С удовольствием участвует виграх и инсценировании на основе потешек.

Для воспитателя:

  1. Развиты профессиональные компетенции, необходимые для решения задач по приобщению детей раннего возраста к ценностям российского общества.
  2. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствующая познаниюдетьми исторических и национально-культурных традиций российского общества.
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека русских народных потешек; картотека игр, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Организовано конструктивное взаимодействие с родителями по теме проекта.

Для родителей:

  1. Сформированы педагогические знания и умения по вопросам приобщения детей к ценностям российского общества посредством произведений русского народного фольклора.
  2. Обогащены знания о деятельности детского сада и группы, которую посещает ребенок.
  3. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОО.

Форма проведения итогового мероприятия

Совместный с родителями фольклорный праздник «Весёлая ярмарка».

Продукты проекта 1. Презентация «Формы и методы приобщения детей раннего возраста к ценностям российского общества».

2. Оформление фотоальбома по теме проекта.

3. Методическая папка воспитателя «Вовлечение родителей в процесс воспитания детей раннего возраста на основе русских народных потешек».

2. Актуальность проекта

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 25. 11. 2022 г. № 1028, основу воспитания детей составляют традиционные ценности российского общества.

Формирование ценностей предполагает приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям нашего народа.

Дошкольное детство – это начальный период развития личности человека, формированияэмоционально-ценностного отношения к окружающему природному и социальному миру.

Поэтому очень важно содействовать становлению у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, ответственного за будущее своей страны. И начинать эту педагогическую работу нужно уже с детьми раннего возраста.

Проблема заключается в том, что в настоящее время у части общества наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей страны, обесценивание нравственных идеалов, отчуждение от духовных традиций россиян. Всё это негативно сказывается на воспитании маленьких детей, так как у них формируются неправильные представления о добре и зле, о хорошем и плохом.

В связи с этим, возникла необходимостьобратить особое внимание на приобщение детей к национальной культуре и традициям, на возрождение ценностных ориентировроссийского народа, которые передавались от поколения к поколению и укрепляли гражданское единство.

Благодаря познанию моральных принципов и норм дошкольники овладеютэлементарными навыками нравственного поведения (на уровне «хорошо – плохо»), у них формируются основы социальных установок и ценностных ориентаций, чувство любви к близким людям и своей Родине.

И хотя многие понятия, представления и впечатления для ребенка раннего возраста еще не могут быть осознаны глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности будущего гражданина и патриота.

Одним из способом приобщения малыша кценностям российского общества является фольклор, в частности, русские народные потешки.

Потешки имеют большие воспитательные возможности. Они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: доброту, дружбу, взаимовыручка, трудолюбие. Фольклорныепроизведения формируют любовь к традициям своего народа, делают ребёнка отзывчивее, добрее, обогащают его духовный мир, благодаря фольклору воспитанники легче овладеваютосновами нравственности, культурой общения с другими людьми. Формируются эмоционально-ценностное отношение к природе, развивается чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности к своей Родине.

Для решения проблемы был разработан социальный проект «Любимые потешки наших малышей».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год