Социальный проект на основе ФОП «Любимые потешки наших малышей» |
Фольклор | |||
Автор: Гончарова Инесса Викторовна Левенберг Елизавета Игоревна | |||
29.11.2024 07:10 | |||
Социальный проект на основе ФОП «Любимые потешки наших малышей» Выполнили:
воспитатели МБДОУ №58, г. Мурманск Введение В соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) ключевым направлением в работе педагога с детьми стало воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей российского народа. В ФОП указаны конкретные ценности российского общества: Родина, природа, милосердие, жизнь, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, жизнь, здоровье, труд, культура и красота. И хотя некоторые из этих понятий еще сложно осознать детям раннего или дошкольного возраста, тем не менее, уже в этот период важно формировать основы личностной позиции ребенка как наследника традиций и культуры своего Отчества.
В связи с этим, был разработан социальный проект для детей раннего возраста «Любимые потешки наших малышей» (для детей от 1,5 до 3-х лет). Он полностью соответствует цели и задачам ФОП ДО. Цель проекта: приобщение детей раннего возраста к ценностям российского общества посредством русского народного фольклора. Разработан на один учебный год: с сентября по май. В проект включены только те потешки, которые рекомендованы в ФОП ДО. Новизна проекта заключается в применении:
Особенность проекта состоит в том, что традиционно веками используемые в работе с детьми русские народные потешки благодаря акценту на ценностные ориентиры наполняются новым смыслом и отражают современные запросы российского общества. 1. Паспорт проекта Название и тип проекта Социальный проект «Любимые потешки наших малышей». Автор-разработчик Воспитатель группы раннего возраста Участники проекта Воспитатели, дети раннего возраста (1, 5 -3 года), родители. Сроки реализации проекта Долгосрочный: сентябрь – май Основания для разработки проекта
Цель проекта Приобщение детей раннего возраста к ценностям российского общества посредством русского народного фольклора. Задачи проекта 1. Разработать учебно-методический комплект по приобщению детей до 3-х лет к ценностям российского общества. 2. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе на основе исторических и национально-культурных традиций. 3. Познакомить детей срусскими народными потешками, рекомендованными ФОП. 4. Применить в образовательном процессесовременные технологии деятельностного и личностно-ориентированного характера, способствующие позитивной социализации детей на основе исторических и национально-культурных традиций. 5. Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по вопросам формированияу детей основценностного отношения к окружающему социальному и природному миру, другим людям, самому себе. Проблема, на решение которой направлен проект В настоящее время у части общества наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей страны, обесценивание нравственных идеалов, отчуждение от духовных традиций россиян. Всё это негативно сказывается на воспитании маленьких детей, так как у них формируются неправильные представления о добре и зле, о хорошем и плохом. Этапы проведения проекта I этап. Организационный Цель: Создание психолого-педагогических и материально-технических условий дляреализации проекта. II этап. Практический Цель: Ознакомление детей с русскими народными потешкамипосредством организации различных образовательных и досуговых мероприятий. III этап. Обобщающий Цель: Представление продуктов проекта, обобщение результатов проекта. Планируемые результаты проекта Для детей:
Для воспитателя:
Для родителей:
Форма проведения итогового мероприятия Совместный с родителями фольклорный праздник «Весёлая ярмарка». Продукты проекта 1. Презентация «Формы и методы приобщения детей раннего возраста к ценностям российского общества». 2. Оформление фотоальбома по теме проекта. 3. Методическая папка воспитателя «Вовлечение родителей в процесс воспитания детей раннего возраста на основе русских народных потешек». 2. Актуальность проекта В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 25. 11. 2022 г. № 1028, основу воспитания детей составляют традиционные ценности российского общества. Формирование ценностей предполагает приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям нашего народа. Дошкольное детство – это начальный период развития личности человека, формированияэмоционально-ценностного отношения к окружающему природному и социальному миру. Поэтому очень важно содействовать становлению у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, ответственного за будущее своей страны. И начинать эту педагогическую работу нужно уже с детьми раннего возраста. Проблема заключается в том, что в настоящее время у части общества наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей страны, обесценивание нравственных идеалов, отчуждение от духовных традиций россиян. Всё это негативно сказывается на воспитании маленьких детей, так как у них формируются неправильные представления о добре и зле, о хорошем и плохом. В связи с этим, возникла необходимостьобратить особое внимание на приобщение детей к национальной культуре и традициям, на возрождение ценностных ориентировроссийского народа, которые передавались от поколения к поколению и укрепляли гражданское единство. Благодаря познанию моральных принципов и норм дошкольники овладеютэлементарными навыками нравственного поведения (на уровне «хорошо – плохо»), у них формируются основы социальных установок и ценностных ориентаций, чувство любви к близким людям и своей Родине. И хотя многие понятия, представления и впечатления для ребенка раннего возраста еще не могут быть осознаны глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности будущего гражданина и патриота. Одним из способом приобщения малыша кценностям российского общества является фольклор, в частности, русские народные потешки. Потешки имеют большие воспитательные возможности. Они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: доброту, дружбу, взаимовыручка, трудолюбие. Фольклорныепроизведения формируют любовь к традициям своего народа, делают ребёнка отзывчивее, добрее, обогащают его духовный мир, благодаря фольклору воспитанники легче овладеваютосновами нравственности, культурой общения с другими людьми. Формируются эмоционально-ценностное отношение к природе, развивается чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности к своей Родине. Для решения проблемы был разработан социальный проект «Любимые потешки наших малышей».
|