Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Социальный проект на основе ФОП «Любимые потешки наших малышей»
Фольклор
Автор: Гончарова Инесса Викторовна Левенберг Елизавета Игоревна   
29.11.2024 07:10

Социальный проект на основе ФОП «Любимые потешки наших малышей»Социальный проект на основе ФОП «Любимые потешки наших малышей»

Выполнили:

  • Гончарова Инесса Викторовна,
  • Левенберг Елизавета Игоревна

воспитатели МБДОУ №58, г. Мурманск

Введение

В соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО) ключевым направлением в работе педагога с детьми стало воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных ценностей российского народа.

В ФОП указаны конкретные ценности российского общества: Родина, природа, милосердие, жизнь, добро, человек, семья, дружба, сотрудничество, познание, жизнь, здоровье, труд, культура и красота.

И хотя некоторые из этих понятий еще сложно осознать детям раннего или дошкольного возраста, тем не менее, уже в этот период важно формировать основы личностной позиции ребенка как наследника традиций и культуры своего Отчества.

 

Скачать конспект

В связи с этим, был разработан социальный проект для детей раннего возраста «Любимые потешки наших малышей» (для детей от 1,5 до 3-х лет). Он полностью соответствует цели и задачам ФОП ДО.

Цель проекта: приобщение детей раннего возраста к ценностям российского общества посредством русского народного фольклора.

Разработан на один учебный год: с сентября по май.

В проект включены только те потешки, которые рекомендованы в ФОП ДО.

Новизна проекта заключается в применении:

  • комплекса современных форм взаимодействия с детьми раннего возраста в процессе приобщения к ценностям российского общества
  • современных образовательных технологий, развивающих методов педагогической деятельности
  • разнообразных пособий, оборудования и атрибутов для ознакомления детей с фольклорными произведениями.

Особенность проекта состоит в том, что традиционно веками используемые в работе с детьми русские народные потешки благодаря акценту на ценностные ориентиры наполняются новым смыслом и отражают современные запросы российского общества.

1. Паспорт проекта

Название и тип проекта Социальный проект «Любимые потешки наших малышей».

Автор-разработчик Воспитатель группы раннего возраста

Участники проекта Воспитатели, дети раннего возраста (1, 5 -3 года), родители.

Сроки реализации проекта Долгосрочный: сентябрь – май

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29. 12 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28. 02. 2023).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 (в редакции Приказов Министерства просвещения РФ от 21. 01. 2019 №31, от 08. 11. 2022 №955) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25. 11. 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждениисанитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетей и молодежи».
  5. Постановление Главного государственного санитарного врачаРоссийской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарныхправил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 «Гигиенические нормативы и требованияк обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторовсреды обитания».
  6. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ.
  7. Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста.

Цель проекта Приобщение детей раннего возраста к ценностям российского общества посредством русского народного фольклора.

Задачи проекта 1. Разработать учебно-методический комплект по приобщению детей до 3-х лет к ценностям российского общества.

2. Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе на основе исторических и национально-культурных традиций.

3. Познакомить детей срусскими народными потешками, рекомендованными ФОП.

4. Применить в образовательном процессесовременные технологии деятельностного и личностно-ориентированного характера, способствующие позитивной социализации детей на основе исторических и национально-культурных традиций.

5. Организовать конструктивное взаимодействие с родителями по вопросам формированияу детей основценностного отношения к окружающему социальному и природному миру, другим людям, самому себе.

Проблема,

на решение которой направлен проект В настоящее время у части общества наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей страны, обесценивание нравственных идеалов, отчуждение от духовных традиций россиян. Всё это негативно сказывается на воспитании маленьких детей, так как у них формируются неправильные представления о добре и зле, о хорошем и плохом.

Этапы проведения проекта I этап. Организационный

Цель: Создание психолого-педагогических и материально-технических условий дляреализации проекта.

II этап. Практический

Цель: Ознакомление детей с русскими народными потешкамипосредством организации различных образовательных и досуговых мероприятий.

III этап. Обобщающий

Цель: Представление продуктов проекта, обобщение результатов проекта.

Планируемые результаты проекта

Для детей:

  1. Знает разнообразные русские народные потешки.
  2. В соответствии с возрастом способен понять, что такое «хорошо», «плохо», «доброта», «помощь», «дружба», «семья», «здоровье» и др.
  3. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние персонажей из потешек.
  4. Проявляет привязанность к близким людям, бережное отношение ко всему живому.
  5. Проявляет любознательность, активность в поведении и деятельности.
  6. Имеет опыт доброжелательного сотрудничества со сверстниками и близкими взрослыми.
  7. С удовольствием участвует виграх и инсценировании на основе потешек.

Для воспитателя:

  1. Развиты профессиональные компетенции, необходимые для решения задач по приобщению детей раннего возраста к ценностям российского общества.
  2. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе, способствующая познаниюдетьми исторических и национально-культурных традиций российского общества.
  3. Разработан учебно-методический комплект: картотека русских народных потешек; картотека игр, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Организовано конструктивное взаимодействие с родителями по теме проекта.

Для родителей:

  1. Сформированы педагогические знания и умения по вопросам приобщения детей к ценностям российского общества посредством произведений русского народного фольклора.
  2. Обогащены знания о деятельности детского сада и группы, которую посещает ребенок.
  3. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОО.

Форма проведения итогового мероприятия

Совместный с родителями фольклорный праздник «Весёлая ярмарка».

Продукты проекта 1. Презентация «Формы и методы приобщения детей раннего возраста к ценностям российского общества».

2. Оформление фотоальбома по теме проекта.

3. Методическая папка воспитателя «Вовлечение родителей в процесс воспитания детей раннего возраста на основе русских народных потешек».

2. Актуальность проекта

В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП), утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ от 25. 11. 2022 г. № 1028, основу воспитания детей составляют традиционные ценности российского общества.

Формирование ценностей предполагает приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям нашего народа.

Дошкольное детство – это начальный период развития личности человека, формированияэмоционально-ценностного отношения к окружающему природному и социальному миру.

Поэтому очень важно содействовать становлению у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, ответственного за будущее своей страны. И начинать эту педагогическую работу нужно уже с детьми раннего возраста.

Проблема заключается в том, что в настоящее время у части общества наблюдается падение интереса и уважения к прошлому своей страны, обесценивание нравственных идеалов, отчуждение от духовных традиций россиян. Всё это негативно сказывается на воспитании маленьких детей, так как у них формируются неправильные представления о добре и зле, о хорошем и плохом.

В связи с этим, возникла необходимостьобратить особое внимание на приобщение детей к национальной культуре и традициям, на возрождение ценностных ориентировроссийского народа, которые передавались от поколения к поколению и укрепляли гражданское единство.

Благодаря познанию моральных принципов и норм дошкольники овладеютэлементарными навыками нравственного поведения (на уровне «хорошо – плохо»), у них формируются основы социальных установок и ценностных ориентаций, чувство любви к близким людям и своей Родине.

И хотя многие понятия, представления и впечатления для ребенка раннего возраста еще не могут быть осознаны глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности будущего гражданина и патриота.

Одним из способом приобщения малыша кценностям российского общества является фольклор, в частности, русские народные потешки.

Потешки имеют большие воспитательные возможности. Они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: доброту, дружбу, взаимовыручка, трудолюбие. Фольклорныепроизведения формируют любовь к традициям своего народа, делают ребёнка отзывчивее, добрее, обогащают его духовный мир, благодаря фольклору воспитанники легче овладеваютосновами нравственности, культурой общения с другими людьми. Формируются эмоционально-ценностное отношение к природе, развивается чувство эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сопричастности к своей Родине.

Для решения проблемы был разработан социальный проект «Любимые потешки наших малышей».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год