«Именины у Матрешки» |
Фольклор | |||
Автор: Елясова Наталья Владимировна Смирнова Юлия Дмитриевна | |||
02.12.2024 15:32 | |||
«Именины у Матрешки» Культурные практики: Коммуникативная, музыкальная, продуктивная деятельность, Цель: Создание условий для приобщения детей к национальной и художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству посредством углубленного знакомства с традиционной русской народной игрушкой – матрешкой. Программные задачи: Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Культурно-смысловой контекст: создание и оформление продукта «косички – завитушки», опыт с тестом, его свойства Оборудование: сундучок, матрешка, ложки хохломские, платочки для девочек, пояски для мальчиков, столы, клеенки, тесто, поднос, карточки «продукты», слайды – иллюстрации, музыкальная подборка русских народных мелодий, костюм Матрешки. Варианты: «Жгутик», «скрутка» Предварительная работа:
Интегрируемые образовательные области: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие. Ход занятия Перед началом развлечения девочки повязывают на голову платочек, а мальчики – скруточку (шерстяной скрученный поясок). Музыкальный руководитель: Что за гости в зал спешат? Рада видеть я ребят! Соберёмся в дружный круг: (все собираются в круг) Справа – друг, и слева – друг! А теперь поприветствуем наших гостей! Добрый день, добрый час! Очень рады видеть вас! Дети: Добрый день, добрый час! Очень рады видеть вас! Раздаётся волшебная музыка и тихий стук. М.р. Что это за странный звук, раздаётся тихий стук? Тук да тук, тук да тук... Посмотрите – ка, сундук! Подходим к сундуку. С вами мы грустить не станем, лучше в сундучок заглянем. Воспитатель и дети подходят к сундучку. Пробуют открыть, но он не открывается. М.р. Ребята, а сундучок-то волшебный и просто так его не открыть. Давайте все вместе Пропоём волшебные слова: Тук — тук — тук, ударяют кулачком по кулачку. Чок — чок — чок, притопывают ногами. Открывайся, сундучок! хлопают в ладоши. Заглядывает в сундучок, читает загадку: Здесь одна игрушка, не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. Разрумянилась немножко наша русская.. Матрешка! (вынимает) Детская игрушка эта, обошла уже пол — света! Так немного и немало, символом России стала, Знают все ее загадку, в ней хранятся по порядку, Краснощекие девчонки, ее младшие сестренки. Я секрет тот тоже знаю — разбираю, собираю, Достаю, их друг за другом, расставляю, полукругом. Одна матрешка, две…и вот…Матрешек целый хоровод! Берите за руки друг друга, вставайте тоже вы по кругу. Покружились, покружились и мы в матрёшек превратились! Музыкально-ритмическое упражнение: «Мы – матрёшки» Снова раздаётся стук. М.р. Ребята, снова раздаётся стук.... Ну что, откроем мы сундук? Говорим волшебные слова: Дети: Тук — тук — тук, ударяют кулачком по кулачку. Чок — чок — чок, притопывают ногами. Открывайся, сундучок! хлопают в ладоши. М.р. Ребята, сундучок снова нам сюрприз приготовил (достает из сундучка хохломские ложки! Будем мы в оркестр играть, ложки в руки нужно взять! Дети играют на ложках, затем убирают их под стульчики, снова раздаётся стук. М.р. Ложки звонко так стучали, и гостей сюда позвали! Мы похлопаем в ладошки, выходи скорей, Матрёшка! (Под русскую народную мелодию «Ах вы, сени» выходит Матрёшка, пляшет, выполняя знакомые танцевальные движения, Матрешка: Здравствуйте ребята! «Гости придут – счастье принесут». Ничего не жалей для любимых гостей! Дом красиво убирай, стол скатеркой накрывай, чаю вкусного налей, добрых слов не пожалей, если любишь ты гостей! Матрешка: Ребята, я сегодня именинница и готовлю угощение! Вы мне поможете? В чашке встретились пустой как- то раз мука и соль… Жених и невеста- получилось (тесто) Ребята, замесим тесто? А из каких продуктов готовят тесто? (ответы детей) Поможете мне тесто замесить? Пальчиковая гимнастика Мы с тобою вместе замесили тесто, Для блинов и пирогов, для ватрушек, пончиков (сжимаем и разжимаем пальцы). Яички разбиваем (щелкаем языком) И молоко вливаем буль-буль-буль-буль-буль-буль-буль-буль. Муку мы насыпаем (ш-ш-ш-ш) И миксером взбиваем (брррбррбрр). Месим, месим тесто, замесили наконец! Помогал кто — молодец! М.р. (выносит тестона разносе): Поднялось, смотрите тесто, проходите все на место! (дети проходят за столы, муз. рук. в это время раскладывает «Колобки» каждому ребенку) Матрешка: Салфетку в руки все возьмем и руки тщательно протрем! - Посмотрите на тесто, какое оно? Давайте понюхаем его, чем оно пахнет? Возьмите тесто в руки, что вы чувствуете? -Ребята, а что можно испечь из теста? Сегодня мы испечем из него косички – витушки, разныезаплетушки! Посмотрите на экран, какие они бывают. - Ребята, а как сделать косичку? Из теста нужно раскатать длинный жгутик Для этого возьмите кусочек теста, положите руки с сомкнутыми пальцами на середину куска и начинайте его раскатывать. Продолжайте раскатывать тесто растопыренными пальцами. Затем сложить его пополам и скрутить, что получится у нас? косичка. Соединяем концы, и получается витушка-заплетушка. А можно взять2 длинных жгутика, Затем 2 жгутика положитьвверху слепить, прижать пальчиками и перевивать, осторожно перекладывая один и другой. Закручиваем концы и получаются вот такие красивые витушки. (дети лепят, играет музыкальное сопровождение) М.р. Ты, Матрешка не зевай, завитушки собери! В печь скорей их отправляй и к нам в кружок играть вставай! А вы, ребята, салфеткой руки вытирайте и ко мне все прибегайте!! Проводится подвижная игра «Замри» Игра проводится под любую народную мелодию. Дети стоят в кругу с платочками, и выполняют элементы народного танца, на паузу матрешка замирает дети тоже принимают статическую позу повторяя за матрешкой. Далее музыка продолжается и движения повторяются М.р. Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось веселиться с Матрешкой? Матрешка: Скажите мне, друзья, подружки – сложно стряпать завитушки? Трудно жгутики катать? А косички заплетать? Вас я всех благодарю и спасибо говорю! М.р. Самовар сейчас возьмем, Матрешку в группу проведем! А испечется угощенье, будем чай разливать и Матрешку поздравлять! (уходят в группу) Елясова Наталья Владимировна Музыкальный руководитель МБДОУ «ДСКВ № 86» мог. Братска Иркутской области Смирнова Юлия Дмитриевна Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 86» мог. Братска Иркутской области
|