Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с Павлопосадским платком»
Фольклор
Автор: Бельянская Екатерина Николаевна   
19.06.2024 20:31

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с Павлопосадским платком»Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с Павлопосадским платком»

Администрация города Томска Департамент образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 г. ТОМСК

Дата написания: 12. 02. 2024 Автор: Бельянская Екатерина Николаевна., воспитатель Номинация:

Вид занятия: Художественно-эстетическое развитие, аппликация.

Возрастная группа: Старшая группа.

Цель: Развитие у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству и промыслу народных мастеров.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить представления детей о народно-декоративном искусстве через знакомство с определенным видом народного искусства – Павлово-Посадские платки;
  • Формировать у детей понятия об особенностях узора;
  • Учить проявлять творчество в оформлении работ.

Скачать конспект

Развивающие:

  • Развивать интерес к народному искусству;
  • Развивать умение составлять узоры определенного вида народно-декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное;
  • Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

Оборудование:

Ноутбук, презентация, Павлопосадские платки.

Для детей:

Клеёнка, ножницы, цветной картон (в форме треугольника), кисточки, краски, нитки.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: — Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

- Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это такое?

Дети: — Это платок.

Воспитатель: Да. Это платок. Давайте посмотрим.

Воспитатель: Это русский платок. Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани – платом, платком. Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. (Показ слайда 1)

Слайд 1

Давным–давно крестьяне ткали платки дома, на самодельных станках (демонстрация картинок с изображением ткацких станков, слайд 2),

Слайд 2

украшали их вышивкой ленточками (рассказ сопровождается показом старинного платка). Потом, позднее были созданы заводы и фабрики для изготовления платков. Особенно славились платки, которые делали в Павловском Посаде.

-Ребята, я предлагаю Вам сегодня посетить, в рамках нашего занятия, в маленький городок –Павловский Посад, который находится в Московской области. В этом городе появились мастера, которые самые первые стали производить красивые платки. (Слайд 3)

Слайд 3

- Павлопосадские платки самые известные в нашей стране, они очень ценятся своими красивыми узорами.

- Зимы у нас холодные и мастерицы научились вязать платки на спицах из козьего пуха. Красивые и сложные узоры вывязывали они, что прославились на всю страну.

- Хорошие были платки: тёплые, мягкие, удобные, но не радостные.

- Одной из женщин, которая была весёлой и жизнелюбивой, захотелось украсить платок, сделать его ярким и праздничным. Тогда она взяла в руки краски и украсила свой платок красивыми цветами. Другие женщины этого городка увидели и тоже стали украшать свои платки необычными узорами.

- И слава об этих мастерицах распространилась по всей Руси.

- К мастерицам Павловского Посада стали обращаться с заказами женщины других городов.

- С тех пор появились мастера по изготовлению платков.

- Сначала рисовали художники орнаментальный рисунок (цветочный), потом рисунок вырезался из дерева. (слайд 4)

Слайд 4

- Мастера, которые наносили рисунок, назывались набойщиками. Они делали это вручную. Для их работы были специально изготовлены из дерева формы, которые назывались цветками. При помощи их наносили контурный рисунок на платок.

- Потом они окунали деревянные формы-цветки в специальную краску и наносили цветной орнамент. Это трудоёмкая и тяжёлая работа. (слайд 5)

Слайд 5

- Но со временем, люди построили фабрику по производству Павлопосадских платков и уже наносили рисунок не вручную, а на специальных станках. (слайд 6)

Слайд 6

- И сегодня мы с вами сделаем своими руками платок-аппликацию.

Но прежде чем, мы с Вами начнем изготовление наших платков, я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.

Физкультурная минутка:

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай. (Приседания.)

А в конце — ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Упражненье повтори

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Три-четыре, раз-два.

Упражненье повторяем:

Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели,

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Поиграли, отдохнули теперь за работу. Создание платков — дело коллективное. А кому принадлежит главная роль? Верно, художникам. Сегодня мы с вами украсим платки и сделаем для них бахрому.

Перед детьми, на столах, лежат заготовки (картонные треугольники с готовыми дырочками для бахромы), нитки, ножницы, краски и кисточки.

- Ребята, посмотрите, какими яркими получились ваши платки!

-Скажите пожалуйста, что для вас было трудно в нашем занятии?

-Что больше всего понравилось?

- Для чего нужен платок?

- Кто составляет узоры для платков?

- Чем украшены платки, какими цветами?

Наше занятие закончено. Спасибо за ваше старание. Молодцы!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год