Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Городецкая роспись»
Фольклор
Автор: Тухватулина Елизавета Анатольевна   
19.06.2024 20:14

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Городецкая роспись»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Городецкая роспись»

Администрация города Томска Департамент образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 г.ТОМСК

Автор конспекта: Тухватулина Елизавета Анатольевна, воспитатель МАДОУ № 39 г. Томска Томск, 2023

Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла, познакомить с городецкой росписью.

Задачи приоритетной ОО «Познавательное развитие»:

  • знакомство с городецкой росписью и её особенностями
  • воспитание уважительного отношения к труду городецких мастеров, интерес к их работе
  • умение выделять основные элементы узора.

Задачи ОО в интеграции:

Скачать конспект 

Художественное развитие:

  • развитие художественного вкуса, чувство цвета
  • поддержание самостоятельности и творческой активности.

Речевое развитие:

  • расширение активного словаря детей новыми понятиями: городецкая роспись, бутон, розан, купавка, ромашка, донце, веретено.

Социально – коммуникативное развитие:

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности и сотрудничеству.

Физическое развитие:

  • развитие мелкой моторики
  • развитие умения согласовывать речь и движение.

Демонстрационный материал: выставка изделий с городецкой росписью.

Раздаточный материал: гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка, листы бумаги.

Предварительная работа: подбор иллюстраций, изделий декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.

Ход занятия:

1. Вводный этап. Организационный момент

- Ребята сегодня, я пришла к вам не с пустыми руками. (у воспитателя в руках кухонная утварь, расписанная в технике «городецкая роспись»).

- Как вы думаете, что это за предмет? (ответы детей)

- А может, кто ни будь, из вас знает, в какой технике расписана эта доска? (предположение детей)

- Чтобы узнать, какая это роспись, я предлагаю вам посетить нашу импровизированную выставку, где мы с вами познакомимся с народным промыслом – «городецкая роспись».

2. Основной этап

Дети рассматривают развешанные в группе картинки и предметы утвари, разложенные на столе, расписанные в технике «городецкая роспись».

- На нашей выставке вы можете увидеть поделки, выполненные замечательными мастерами.

- А как вы думаете, почему эту роспись назвали – городецкая? (предположения детей: по названию города, села, деревни)

Воспитатель показывает картинку города Городец.

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Здесь давным – давно люди начали делать посуду и столовые приборы и расписывать различными узорами. (воспитатель показывает предметы и картинки столовой утвари.)

Городецкая роспись – это традиционный русский стиль декоративно-прикладного искусства, который имеет свои особенности и характерные черты.

- Из чего делались все эти предметы? (ответы детей: из дерева)

- Да, совершенно верно, раньше из дерева делали все: от детских игрушек до посуды.

А началось все с прялок. (картинки прялок)

- Дети как вы думаете, что такое прялка, для чего она нужна? (ответы детей)

Прялка — это приспособление для получения нити путём прядения – скручивания волокон льна, конопли, шерсти и другого материала, из которого можно сделать нить. А еще она состоит из гребня, донца и веретена. Донце — это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину.

Городецкие прялки пользовались особой известностью. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Веретено». Для этой игры нам нужно будет выбрать 2 – х игроков с помощью считалки.

Дети становятся полукругом и выбирают, кто будет считать.

Считалочка «Лиса по лесу ходила»

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

Дети встают друг против друга и наматывают нить на свое веретено, побеждает тот, кто быстрее доберется до середины нити. Игру проводим 2 – 3 раза.

- Молодцы ребята, а давайте рассмотрим, что изображалось на изделиях и предметах? (Ответы детей: цветы, животные, листики)

-Правильно, мы здесь видим изображение цветов: бутонов, ромашек, купав и роз. Еще рисовались листья, как правило, они рисуются группами от двух до пяти лепестков. Так же изображались животные.

- Ребята посмотрите, какие цвета используют при рисовании в этой технике? (ответы детей)

- В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый.

- Обратите внимание, что белый цвет наносят в самом конце, сверху узора. Как вы думаете, для чего это делается? (рассуждения детей)

- Правильно белый цвет наносится в конце сверху на узор, чтобы оживить рисунок.

- Ребята, есть идея! А что, если нашим родителям сделать приятный сюрприз и расписать доску в технике «городецкая роспись». Что думаете по этому поводу? (ответы детей)

- Прежде чем приступить к работе, предлагаю размять наши руки.

Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»

Городецкие узоры хороши! — (сжимают пальчики в ладошке)

Погляжу я на картинки, — (показывают ладошки)

Улыбаюсь от души! — (самомассаж уголков губ)

Розовые, жёлтые, синие, зелёные, — (прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)

Распустились розаны — (раскрывают ладошки)

На доске берёзовой. — (складывают ладошки тыльной стороной)

А купавки нежные — (нажимают поочередно на серединку ладошки)

Кажется, качаются, — (раскачивают ручками)

А бутоны толстые распускаются! — (показывают раскрывающийся бутон).

Дети садятся на свои места и приступают к работе. Расписывают нарисованную доску, по образцу.

Дети выкладывают свои работы в центре стола.

- Посмотрите ребята, какая у нас получилась с вами настоящая выставка городецкой росписи.

Дети рассматривают работы друг друга, делятся впечатлениями.

3. Итоговый этап

- Ребята вам понравилось наше занятие? (ответы детей)

- С какой росписью мы сегодня познакомились? (ответы детей)

- Ребята, а что интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

- Были ли трудности? (ответы детей).

- Как вы с ними справились? (ответы детей).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год