Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие толерантности у дошкольников в процессе организации этнокультурных игр»
Фольклор
Автор: Нугаева Гульнара Расимовна Жавикова Галина Анатольевна Репникова Татьяна Викторовна   
23.05.2022 06:59

«Развитие толерантности у дошкольников в процессе организации этнокультурных игр»«Развитие толерантности у дошкольников в процессе организации этнокультурных игр»

В системе дошкольного образования проблема нравственно-патриотического воспитания обозначена как никогда остро. Концепция дошкольного воспитания, Федеральный государственный образовательный стандарт, определили основные принципы этого направления – «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

 

Малой родиной для наших детей является город Балаково, Саратовской области, микрорайон, где расположен детский сад, улица, на которой они живут. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, опытно-экспериментальную деятельность, общение, труд.

Следует исходить из того, что основа толерантности – формирование гуманных отношений между людьми независимо от их национальности.

Таким образом, воспитание толерантности ставит целью приобщать дошкольников к общечеловеческим ценностям, формировать гуманные отношения между людьми разной национальности. Поэтому содержание воспитания толерантности у детей должно включать воспитание толерантности, путем проведения мероприятий, раскрывающих особенности разных национальностей и культур.

При формировании данного качества у дошкольников необходимо учитывать ряд принципов: субъектности, адекватности, индивидуализации, рефлексивной позиции и др. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их национальные и культурные особенности, а также особенности той среды, где они проживают.

Игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

В это время малыш, естественно, не понимает смыслового значения транслируемых ему форм народной культуры, но вместе с тем испытывает огромное удовольствие и восторг от совместного проигрывания со взрослыми «Сороки-вороны», «Козы рогатой», от восприятия потешек, ладушек, пестушек. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы народной культуры является той основой, которая впоследствии сможет конкурировать с самой объемной информацией об окружающем мире.

В младшем дошкольном возрасте народная культура по–прежнему остается основной содержательной формой приобщения детей к окружающему миру. Обогащение её элементов осуществляется по мере овладения детьми первоначальными представлениями о структуре жилища (пол, потолок, стены, окошки), его убранства, предметах обихода (печь, стол, лавка, колыбель), домашней утвари, посуде (горшок, самовар), игрушках (матрёшка, лошадка), кухне. В этом возрасте ребенок под руководством взрослого активно включается в вождение хороводов, исполнение плясок, песенок, отражает полученные представления в специально организованных видах деятельности (изобразительной, речевой, игровой, музыкальной).

В этом возрасте педагог знакомит детей с явлениями общественной жизни. Особое внимание уделяет таким темам, как «Семья» (беседы о членах семьи, подчеркивая их заботу друг о друге); «Детский сад», «Родная страна» и др.

В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.

Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. Своеобразие восприятия литературных произведений заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного житейского опыта.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов этнокультурного развития.

Достоинства игрового метода в том, что игра вызывает повышенный интерес детей, они действуют с эмоциональным подъемом, значительно меньше устают. Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности. Использовались дидактические игры, как например: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные: «Каков мастер, такова и работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека»; сюжетно-ролевые: «Башня мира», «Готовимся к празднику», «Детский сад». Большинство развивающих игр позволяло как нам, взрослым, так и детям составлять новые варианты заданий, т.е. заниматься творческой деятельностью. Игровые технологии, ориентированные на этнокультурное воспитание, предполагали комплекс игр, объединенных одной сюжетной линией, одной темой. Это были дидактические ( «Собери куклу на праздник», «Что лишнее?» и др.), подвижные народные игры, сюжетно-ролевые игры ( «Путешествие по родному краю», Встречаем гостей»). Народные игры как:

  1. Обыкновенные жмурки (русская народная игра);
  2. Гуси-лебеди (русская народная игра);
  3. У медведя во бору (русская народная игра);
  4. Палочка-выручалочка (русская народная игра);
  5. Филин и пташки (русская народная игра);
  6. Фанты (русская народная игра);
  7. Краски (русская народная игра);
  8. Горелки (русская народная игра);
  9. Кот и мышь (русская народная игра);
  10. Пятнашки (русская народная игра);
  11. Коршун (русская народная игра);
  12. Гуси (русская народная игра);
  13. Молчанка (русская народная игра);
  14. Биляша (Марийская народная игра – катание мяча);
  15. Продаем горшки (Татарская народная игра);
  16. Хищник в море (чувашская народная игра);
  17. Круговой (Мордовская народная игра);
  18. Достань шапку (дагестанская народная игра);

Их комплексное применение обеспечивало не только процесс формирования первичных представлений о многообразии народов, проживающих в Поволжье, в нашем крае, способствовало развитию мыслительных операций (сравнение, обобщение), но и закладывало нормативные основы поведения в будущем.

Толерантность дошкольника представляет собой интегративное качество личности, формирующееся на основе познания многообразия мира, этнокультурной осведомленности и понимания ребенком общности разных культур, определяющее его желание и умения устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их пола, этнической принадлежности, физических особенностей, на основе терпимого, уважительного отношения и готовности к взаимодействию и сотрудничеству.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год