Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Калфак-символ женской красоты»»
Фольклор
Автор: Кяшапова Найля Усмановна   
23.05.2022 06:22

Проект «Калфак-символ женской красоты»»Проект «Калфак-символ женской красоты»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА № 2 «РЯБИНУШКА»

Работу выполнила: Халикова Камилла

Руководитель: Кяшапова Н.У. Воспитатель 3 группы «Солнышко» Ульяновск 2021 г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Практическая часть
  4. Заключение
  5. Литература и интернет ресурсы

Скачать проект

Введение:

Нет прекрасней тебя! Нет дороже тебя!
Надевают тебя, уважая, любя,
Твой орнамент пришел к нам из древних времен
Он поведать о многом нам может.

Украшали тебя золотом и серебром
Руки нежные женщин востока.
Ты — свод неба, ты — купол мечетей
Ты, как юрта, в которой собрались все народы.

Ты не просто защита от палящего солнца
Ты — есть символ красоты, дружбы, братства, свободы!

Сегодня многие люди не знают традицию и историю своего народа. В своей работе мне хотелось бы изучить и познакомить вас с одной из важных составляющих татарского национального костюма, а именно с историей развития калфака, его видами, формой, орнаментом, и доказать, что калфак является символом женской красоты.

Представляю вашему вниманию проектную работу на тему «Калфак-символ женской красоты».

Цель проекта: изучить историю головного убора, исследовать виды, формы, орнамент вышивки.

Объект проекта: калфак.

Задачи проекта:

  • познакомиться с историей возникновения головного убора;
  • выявить особенности;
  • под руководством воспитателей и совместно с группой провести творческую работу по изготовлению калфаков;
  • подготовить презентацию и продемонстрировать моим окружающим, что калфак является символом женской красоты.

Методы проекта:

  • Поиск, сбор, изучение литературных источников и материала сети Internet;
  • Смоделировать новые виды калфаков, используя технику аппликации и рукоделия;
  • Проанализировать выполненную работу и сделать заключение.

Гипотеза: предположить, что калфак является символом женской красоты.

Актуальность моей работы связана с привлечением интереса к национальным головным уборам, истории и традициям татарского народного промысла.

Основная часть

История развития калфака

С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они входили в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий, защищали от жары и холода. Также являлись обязательным атрибутом при посещении мечети и мусульманских праздников. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязанные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие калфачки носились под платком или шалью. В орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже — цветной бисер. Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность и красоту женщины.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

Формы головного убора:

Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чеч тенкесе). Калфак надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.

Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще всего он встречается у сельских, а не городских девушек. В городах получили большое распространение «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечными полосами.

У замужних женщин были более традиционные головные уборы. В отличие от девичьих они закрывали не только голову женщин, но и её шею, плечи, и спину. Головной убор татарки состоял из трех частей. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы должны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы были связаны с прической.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки — особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.

Виды орнаментов татарской вышивки

Орнамент вышивок XIX-XX вв. в своей основе состоит из растительных, геометрических мотивов. Цветочно-растительные мотивы татарских вышивок можно объединить в три группы. По классификации, предложенной Ф. X. Валеевым, это мотивы степного, лугового (частью лесного) и садового происхождения. Образы садовых цветов (георгины, пионы, астры, хризантемы) более характерны для вышивок горожанок, тогда как простому крестьянскому быту были более близки не столь яркие, но безмерно дорогие сердцу образы родных лесов, полей, лугов.

В основе почти каждого цветочно-растительного мотива татарской вышивки лежит сочетание криволинейно-геометрических фигур. Так, например, волнообразная линия, обрастая всевозможными веточками, листьями, цветами, отходящими в одну или разные стороны, превращается в популярный мотив "виноградной лозы".

Выделяются мягкие, плавные очертания облаковидных и пальметовидных фигур, восходящих к простейшим парным завиткам, спиралям. С помощью розеточных форм создаются изображения как условных, так и конкретных бутонов, цветов — чаще многолепестковых садового происхождения (пионов, георгинов и т.д.).

Практическая часть

Изготовление калфака

Яркость, самобытность, неповторимость татарского декоративно — бытового искусства мы познали на занятих в группе. Под руководством наших воспитателей и совместно с одногруппниками мы провели две творческие работы по созданию калфаков. Процесс первой работы состоит в создании калфака при помощи техники апликации. Для этого мы использовали следующий материал:

  • Белый картон;
  • Цветная бумага;
  • Ножницы;
  • Фломастеры;
  • Кисточка;
  • Клей;
  • Салфетки.

Ход работы: Из белого картона мы вырезали выкройку нашего калфака, а из цветной бумаги цветочки и лепестки. Затем по образцу, который показала нам воспитатель, мы стали оформлять свой трафарет. Используя подготовленный материал, все приклеили и с помощью фломастеров украсили недостающие элементы. Вот так выглядят наши калфаки в готовом виде (фото на экране).

Процесс второй работы состоит в создании калфака при помощи техники вышивания. Чтобы изготовить калфак, мы вначале познакомились с историей этого головного убора, изучили его виды, формы, композиции, а также мотивы татарского орнамента и символику цвета. После изученного приступили к работе. Нам понадобились следующие материалы:

  • Картон;
  • Ножницы;
  • Мел;
  • Линейка;
  • Клей;
  • Иголки;
  • Нитки;
  • Бусенки.

Ход работы: из картона изготовили выкройку нужного размера. Используя ножницы, мел и линейку раскроили изделие. Изготовили и выкроили подклад, с помощью иголки и нитки соединили детали калфака и нанесли небольшой узор используя мелкие бусинки. И у нас получился вот такой красный бархатный калфачок (фото на экране).

Эти работы были проведены совместно. Но на этом мой творческий процесс не закончился, изучив весь ход работы двух предыдущих занятий и конечно же под наблюдением воспитателя, я решила самостоятельно изготовить калфак. Взяв за образец калфак, который мы делали вместе на занятие, я приступила к изготовлению своего. В работе я использовала те же самые материалы, но добавила в свой орнамент стразы. Это было совсем не просто, но желание самой смастерить калфак было очень велико!

Надеюсь вы по достоинству оцените как мои старания, так и старания одногруппников.

Задача нашей работы состояла в творческом отображение характеристик и черт татарского национального головного убора – калфака, а также своего отношения к национальной культуре родного края.

С помощью подготовленной работы я попыталась обратить внимание зрителя на простое — прекрасное вокруг нас, научить людей получать эстетическое наслаждение от окружающего мира и ценить эту красоту.

Заключение

Работая над проектом, я узнала много нового и интересного. Познакомилась с историей развития калфака, его особенностями, формой, орнаментом. Творческая работа, проделанная совместно с воспитателями и группой очень нас, объединила и дала возможность каждому проявить свои способности в создании головного убора. Эта было очень увлекательно и познавательно для всех. Каждому ребенку понравилось его творчество, и каждый оценил работу соседа, сказав, что: «Создание калфака очень трудоемкая работа, но результат этого стоит. Это очень нарядный и привлекательный головной убор, который придает красоту девушкам» А, следовательно, моя гипотеза о том, что «Калфак – символ женской красоты» подтвердилась.

Современный калфак – это лучший подарок женскому полу. Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Является символом достоинства, дружелюбия, уважения и конечно же красоты. Хотелось бы, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков.

Подводя итоги выполненной работы можно сказать, что все поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Гипотеза подтвердилась.

Надеюсь, что проделанная мной работа вызовет интерес у окружающих к произведениям народного искусства татар, истории, поможет в воспитании художественного вкуса и развитию творческих способностей.

Литература и интернет ресурсы

  1. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. – Казань: Татарское кН. Изд-во, 1993. – С.11
  2. Валеев Ф.Т., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири. История и культура. Т.2. – Новосибирск: Наука, 1996, 1996. – С. 9.
  3. Татары. Д.М. Исхаков, Р.К. Уразманова, Ю.Г. Мухаметшин, С.В. Суслова.
  4. https: //ru. wikipedia. org/wiki/Калфак
  5. http://luiza-m. narod. ru/smi/tarih/29-kalfak-r. htm
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (272) выйдет
29 января 2023

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (271) за 2023 год
Скачать Номер 1 (270) за 2023 год
Скачать Номер 46 (269) за 2022 год
Скачать Номер 45 (268) за 2022 год
Скачать Номер 44 (267) за 2022 год
Скачать Номер 43 (266) за 2022 год
Скачать Номер 42 (265) за 2022 год
Скачать Номер 41 (264) за 2022 год
Скачать Номер 40 (263) за 2022 год
Скачать Номер 39 (262) за 2022 год
Скачать Номер 38 (261) за 2022 год
Скачать Номер 37 (260) за 2022 год