Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно – творческий проект по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Возращение к истокам»
Фольклор
Автор: Польшина Валентина Ивановна   
17.05.2022 21:12

Познавательно – творческий проект по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Возращение к истокам»Познавательно – творческий проект по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Возращение к истокам»

«Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла».

Д. С. Лихачёв

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, народным ремёслам.

В современном мире развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа.

 

По конституции, Россия является многонациональной страной. На её территории проживают более 190 народов. У них своя культура, обычаи, традиции.

Поэтому, решение Президента Российской Федерации В.В. Путина объявить 2022 год – годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремёсел и искусств народов России.

Популяризация народной культуры, народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.

В связи с этим, в детском саду № 11 «Снегирёк» разработан проект «Этнокультурное развитие детей посредством народного творчества».

Целью данного проекта является этнокультурное образование детей дошкольного возраста как основа духовно-нравственного развития и воспитания граждан России.

Вид проекта: познавательно – творческий.

По продолжительности: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети 4–5 лет, родители, педагоги.

Срок реализации проекта: май 2022 г.

Постановка проблемы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стал, прежде всего, познанием человека и Отечества. Их красоты и величия». В.А. Сухомлинский

Ранний возраст – тот период, когда ребёнок познаёт мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности. Одну из важных ролей в становлении нравственных ориентиров играет изучение родного языка. ФГОС дошкольного образования берёт во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке.

Именно в фольклоре сохраняются национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки, очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчёркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно – нравственному развитию.

Данный проект необходим для повышения уровня этнокультурного развития у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • углублять и уточнять представления о Родине — России;
  • прививать уважение к традициям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;
  • познакомить детей с народным декоративно — прикладным искусством;
  • способствовать развитию интереса к народному творчеству (фольклору);
  • пробуждать чувство сопричастности к народному наследию;
  • создавать условия для активации творческого мышления детей;
  • развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы; побуждать вспоминать содержание сказок, потешек, прибауток, песенок, передавать впечатления;
  • воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине;
  • обогащать опыт сотрудничества родителей с детьми.

I этап – подготовительный:

  • выбор темы и составление проекта;
  • определение цели и задач проекта;
  • анкетирование родителей по теме проекта: «Роль семьи в этнокультурном воспитании». Сбор информации, подготовка методической, художественной литературы по теме проекта;
  • составление перспективного плана проектной деятельности.

II этап – основной:

Блоки

Содержание

Взаимодействие с детьм

Взаимодействие с родителями

Продукт деятельности

I неделя

I

Формирование целостной картины мира

«Наша Родина –Россия».                     Уточнить знания о природе России, предметах русского декоративно-прикладного искусства, народных сказках и потешках.

Вызвать чувство восхищения талантами русского народа.

Воспитывать любовь к своей Родине.

- Беседа «Мы живём в России».

- П. Воронько

«Лучше нет родного края»

(чтение).

Консультация

«Как приобщить ребёнка к русской культуре»

Презентация «Мы живём в России»

II

«Кладовая детского фольклора»

Обобщить знания детей о малых жанрах детского фольклора ­– песенках, потешках, прибаутках, закличках, скороговорках. загадках, считалках.

Чтение и разучивание:

- загадки о временах года;

-заклички:

«Солнышко-вёдрышко», «Иди, весна, иди красна.»;

-считалки: «За морями, за горами»…», «Бегал зайка по дороге».

Чтение с детьми произведений устного народного творчества         (малые фольклорные жанры).

Выставка книг в групповой детской библиотеке.

III

«Народные игры и забавы»

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры.

Русская народная хороводная игра «Чурилки» или «Бубенцы»;

Русская народная подвижная игра «Гори, гори ясно».

   

IV

«В гостях у сказки»

Расширить знания детей о русских народных сказках.

Учиться рассказывать сказки детям младшего возраста.

Рассказывание сказок детьми.

Мои первые русские народные сказки сказки: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

Чтение сказок:

«Петушок и бобовое зёрнышко», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Выставка книг «Мои первые сказки».

Театрализация «Теремок», «Репка».

Магнитный театр «Курочка Ряба».

V

«Чудеса народных промыслов»

Сформировать представления детей о дымковской игрушке.

Рисование «Игрушка для сестрёнки и братишки»; лепка «Лошадка».

Рекомендация для родителей

«Знакомство с русской народной игрушкой»

Выставка рисунков детей «Чудеса народных промыслов»; игрушка из пластилина «Это что за хоровод в селе Дымково живёт»

 

II неделя

I

Формирование целостной

картины мира

«Многонациональная страна – Россия».

Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

- Беседа «Национальные костюмы народов России».

- Просмотр альбома «Русский национальный костюм».

- Пазлы «Народы России»

   

II

«Кладовая детского фольклора»

Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

Прибаутки: «Коза-хлопота», «Ах ты совушка-сова»;

Потешки: «Барашеньки-крутороженьки», «Гуси вы, гуси.»;

Песенки: «Как на тоненький ледок…», «Жили у бабуси…».

 

Инсценировка песенок: «Жили у бабуси…»,

«Как на тоненький ледок.».

III

«Народные игры и забавы»

Знакомство детей с играми народов, проживающих в России.

Татарская народная игра «Продаём горшки»; украинская народная игра малой подвижности «Скрытый звоночек».

   

IV

«В гостях у сказки»

Познакомить детей со сказками народов России.

Якутская народная сказка «Непослушный медвежонок»; чтение украинской народной сказки Рукавичка»

Выставка рисунков» «Моя любимая сказка» по теме «Русские народные сказки»

Занятие по ФЭМП «Стоит в поле теремок».

Настольный театр «Колобок»

V

«Чудеса народных промыслов»

Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декортивно-прикладного искусства.

Лепка из солёного теста игрушки-свистульки.

 

Мини-музей «Филимоновская игрушка -свистулька»

                   

IIIэтап – заключительный, обобщающий:

  1. Обобщение, анализ результатов работы по проекту «Возращение к истокам».
  2. Формулировка выводов и составление рекомендаций для родителей по реализации проекта.
  3. Распространение передового опыта по теме проекта.
  4. 4.Организация выставок книг: «Страна детского фольклора»»; «Сказки народов России»; «Мои первые сказки».
  5. Выставка поделок из пластилина, солёного теста и рисунков «Чудеса народных промыслов»; «Это что за хоровод в селе Дымково живёт»; Мини - музей «Филимоновская игрушка-свистулька».
  6. Выставка рисунков «Моя любимая сказка» по теме «Русские народные сказки» (Совместная работа детей и родителей).

Результаты проекта

Проект позволил детям углубить и уточнить знания о Родине – России. Дошкольники познакомились с народным декоративно – прикладным искусством. Ребята расширили свои   знания о малых жанрах детского фольклора, русских народных сказках, играх. У детей сформировалось представление о творчестве народов России.

Проектная деятельность стимулирует развитие творческого мышления, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; побуждать вспоминать содержание сказок, потешек, прибауток, песенок, передавать впечатления.

       У детей 4-5 лет пробудилось чувство сопричастности к народному наследию, патриотические чувство: любовь к Родине.

У родителей сформировался стойкий интерес к этнокультурному развитию детей. Активно участвовали в проведении выставок книг, рисунков совместно с детьми.

Польшина Валентина Ивановна,

воспитатель МКДОУ д/с № 11 «Снегирёк»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год