Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».
Фольклор
Автор: Насибуллина Наталья Анатольевна   
18.03.2022 09:40

«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».«Национальные игровые традиции как форма воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Насибуллина Наталья Анатольевна муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №210 заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе город Ульяновск, Ульяновская область

Специфика региона — его многонациональность. В целом культура края богата и разнообразна, в ней находят отражение устное творчество, бытовые обряды, обычаи, традиции, праздники народов, проживающих в ней. И весь этот «арсенал» целесообразно использовать педагогу в своей работе. Народные подвижные игры являются традиционным средством дошкольной педагогики и составляют основу этноигрового подхода. Существует множество различных публикаций о роли народных подвижных игр в физическом и нравственно-волевом воспитании детей дошкольного возраста. Но в коррекционной педагоги данный вопрос не был предметом пристального изучения. Вместе с тем народные подвижные игры, составляющие основу этноигрового подхода в коррекции нарушений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, не только содержат в себе значительный потенциал для психофизического развития таких детей, но и несут элементы народной культуры, концентрируя определенный исторический опыт, построены на нравственно-этических представлениях того или иного этноса.

 

В мире наблюдается обострение межэтнических отношений, что ведет к разрушению как национальной культуры отдельно взятого народа, так и мировой культуры. И в связи с этим в настоящее время четко обозначилась тенденция к отражению общечеловеческих ценностей, национальной культуры, духовности во всех проявлениях жизни человека. Приобщение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к национальной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в государственных нормативных документах в сфере образования. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что им известно очень мало игр, в которые играли предки, их больше привлекает виртуальная реальность. В современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

В 50-х годах игра как культурная ценность и великая школа воспитания в этнопедагогике игра была проанализирована со стороны Г.А. Волкова. Как социальное явление она была изучена и проанализирована Г.В. Плехановым, далее Л.С. Выготским, который анализируя культурно-исторический характер мышления человека, называл игру одним из средств социализации детей. Далее, развивая теорию игры, его последователи Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и другие раскрыли развивающую функцию детских игр.

Этноигровой подход в обучении дошкольников с нарушениями развития опирается на исследования Т. В. Андрюхиной, Р. М. Магомедовой, В. К. Фаизовой, Д. М. Маллаева, Е. Ю. Шпанко, О. Н. Грачевой, Р. Н. Досаевой, О. Д. Стельмах и других ученых, которые раскрывают коррекционно-развивающий потенциал народных игр.

В нашем детском саду осуществляется проект «Волга колыбель народов Поволжья» в рамках участия VIII Федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования – 2022 год». Народные подвижные игры являются источником радостных эмоций и обладают великой воспитательной силой. Они решают коррекционные задачи, вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Особенностями физического развития детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи являются трудности при выполнении упражнений на координацию, равновесие, ориентацию в пространстве, глазомер, точность движений. Дети неточно выполняют дозированные упражнения, при переключении с одних движений на другие. Им требуется больше времени на овладение новыми движениями, усвоение правил игры. Слабость нервных процессов, истощаемость, низкая работоспособность, не способность в течении продолжительного времени выдерживать физическое и психоэмоциональное напряжение. Таким образом учитывая характерные факторы развития детей с ограниченными возможностями здоровья необходим системный подход для разработки технологии использования народных игр в образовательной деятельности.

Народная игра — это сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, которая обусловлена определенными правилами. С данной категорией детей новая игра обязательно сопровождается показом и участием педагога в ней вместе с детьми. Объясняя правила игры, характер выполнения двигательных действий педагог использует словесные методы в сочетании с наглядными практическими методами. Необходимо учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка. При подготовке к игре, обязательно озвучивается название игры, дети повторяют. Затем в доступной форме описывается ход игры. И только, когда дети поймут суть игровых действий, отрабатываются движения. На данном этапе важно проговаривать вслух действия, которые совершаются. Важна лексическая работа, поскольку в народных играх встречаются незнакомые и малознакомые для детей слова, выражения. Их необходимо объяснить с опорой на наглядность. Игровая ситуация способствует развитию речи, вовлекает детей в диалоги, разучивание считалок, потешек, жеребьёвок расширяет словарный запас. Особенностью организации народной игры с детьми с нарушениями речи является то, что текст, считалку желательно предварительно разучить. Так как не понимание текста приведет к тому, что игра потеряет эмоциональный окрас, будет скучна и дети быстро потеряют к ней интерес. По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны. Вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход на более высокий уровень развития.

Несюжетные народные игры основаны на простых движениях: беге в сочетании с ловлей и увёртыванием, прятаньем и т. д. Такие игры доступны детям с ограниченными возможностями здоровья. Однако при этом бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, точности, ловкости, ориентированности в пространстве, чем сюжетные, поскольку эти навыки необходимы для решения конкретной двигательной задачи, регламентируемой правилами игры. У детей с ограниченными возможностями здоровья может наблюдаться нарушение точности, силовых, пространственных и временных характеристик движения, поэтому зачастую они не могут решить определенную двигательную задачу. Им требуется больше времени на овладение новым двигательным актом, а особенно длительным является освоение серии движений. Скорость движений также недостаточна: дети медлительны в силу низкой подвижности и вязкости нервных процессов. Рассеянное и истощаемое внимание, свойственное дошкольникам данной категории, обусловливает более низкую степень реагирования на информацию, воспринимаемую органами чувств.

Сюжетные игры создаются на основе детского опыта, накопленных за это время знаний и представлений об окружающей действительности, а у детей с ограниченными возможностями здоровья такой опыт органичен. Особенностью народной подвижной игры с сюжетом является возможность коррекционно-педагогического воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, через роли, которые они выполняют, через правила, придерживаться которых необходимо всем участникам игровых действий. При этом есть выбор конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку действовать в меру своих возможностей.

При организации народных игр соревновательного характера с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать «ситуацию успеха», учитывать скорость протекания нервных процессов, использовать метод согласования движения с речью, движения с музыкой. Правильное использование народных игр с учетом особенностей типа высшей нервной деятельности ребенка будет способствовать развитию произвольного внимания и снижению импульсивности у гиперактивных детей, а также повышению скорости двигательной реакции на сигналы и изменения игровой ситуации у тормозимых и тревожных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом народная подвижная игра имеет большую роль в коррекции у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушений в развитии.

Мы считаем, что систематическое проведение народных подвижных игр в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья приведет к развитию крупной моторики, минимизирует утомление, сформирует у детей умение регулировать темп, силы, амплитуду движений, способствует развитию произвольного внимания, а также повысит скорость двигательной реакции. Эмоциональная насыщенность игры доставит им радость и удовлетворение. Играя ребенок сможет проявить важные личностные качества: активность, смелость, дисциплинированность, находчивость и самостоятельность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (249) выйдет
4 июля 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (248) за 2022 год
Скачать Номер 24 (247) за 2022 год
Скачать Номер 23 (246) за 2022 год
Скачать Номер 22 (245) за 2022 год
Скачать Номер 21 (244) за 2022 год
Скачать Номер 20 (243) за 2022 год
Скачать Номер 19 (242) за 2022 год
Скачать Номер 18 (241) за 2022 год
Скачать Номер 17 (240) за 2022 год
Скачать Номер 16 (239) за 2022 год
Скачать Номер 15 (238) за 2022 год
Скачать Номер 14 (237) за 2022 год
Скачать Номер 13 (236) за 2022 год
Скачать Номер 12 (235) за 2022 год