Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект по познавательному развитию – приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Весенняя ярмарка»
Фольклор
Автор: Зенкевич Елена Владимировна, Квасюк Ирина Мирославовна   
21.01.2021 14:13

Проект по познавательному развитию – приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Весенняя ярмарка»Проект по познавательному развитию – приобщение детей к истокам русской национальной культуры «Весенняя ярмарка»

Составили

  • Зенкевич Елена Владимировна Старший воспитатель ГБОУ Школа № 2122
  • Квасюк Ирина Мирославовна Методист ГБОУ Школа № 2122

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

 

Скачать конспект

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые требования к дошкольнику как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.

Актуальность

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры предполагается работа по следующим направлениям:

  1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они — часть великого русского народа.
  2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. Особое место отводится песням. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии.
  3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
  5. Знакомство с народными играми. В которых ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Тип проекта: Среднесрочный, педагогический

Участники проекта: дети подготовительных группы, педагоги, родители.

Цель проекта: приобщение детей к истокам русской национальной культуры через различные виды деятельности и творчества.

Задачи:

  1. Раскрыть творческие способности детей и взрослых;
  2. Создать условия для продуктивной деятельности и привлечь к ней детей и взрослых;
  3. Познакомить детей с русскими народными традициями, обрядами, музыкой, фольклором, играми;
  4. Развивать владение речью как средством общения и культуры, обогащения активного словаря;
  5. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым как важнейшим достоянием;
  6. Способствовать формированию чувства любви к родной земле, патриотизма, гордости за свое Отечество, уважения к традициям своего народа и людям труда (народным умельцам).

Методы реализации проекта:

1. Наглядно-действенный метод:

  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
  • проведение дидактических и музыкально-дидактических игр
  • наблюдение
  • чтение педагогом художественной литературы

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.

2. Словесно-образный метод:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем
  • рассказы детей о своих впечатлениях
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
  • проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, словесные игры и др.)

3. Практический метод:

  • организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация

- изготовление с детьми наглядных пособий, атрибутов к играм.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети получат знания об особенностях народной культуры. В процессе усвоения знаний формируются умения и навыки ребенка. Происходит осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших значимость для современного человека. Дети учатся уважать труд, с гордостью относиться к прошлому своего народа, понимают, как искусство может проникать в быт, украшать среду обитания. Знают основные российские промыслы.

Этапы работы над проектом:

Этапы работы

Месяц

Мероприятие

  1. Подготовительный

январь

Определение целей и задач проекта, состава участников, составление тематического плана.  

Изучение литературы, отбор материала (книги, костюмы, игрушки, музыкальный репертуар и инструменты).

Индивидуальные и групповые консультации со взрослыми.

  1. Основной (реализация проекта)

февраль

Беседы с детьми о народной культуре, промыслах, русских народных костюмах, музыкальных инструментах, фольклоре, играх.

Оформление фотоальбомов, музея «Русская изба», материалов для оформления групп, холлов ОП и музыкального зала.

  1. Заключительный

март

Образовательное событие «Весенняя ярмарка»

Литература:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2017.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

3. Наседкина И.И. Здравствуй, русская сторонка!: музей в детском саду: программа: методические рекомендации: примерные сценарии тематического общения с детьми 3-7 лет/ И.И. Наседкина, Р.М. Абрамова. - М.: Вентана-Граф, 2016.

4. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/авт. – сост. Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (187) выйдет
18 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (186) за 2021 год
Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год