Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.
Фольклор
Автор: Манерова Мария Александровна   
22.12.2020 09:24

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.Приобщение детей младшего дошкольного возраста к мордовской национальной культуре.

В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному компоненту, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога, в контексте данного аспекта, входит способность реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Приобщение детей к мордовской культуре, традициям необходимо начинать с раннего детства.

В своей педагогической деятельности ознакомление детей с традициями мордовского народа мы начали с оформления в групповых помещениях Центров национальной культуры, мини-музея быта. Подобрана детская художественная литература мордовских авторов, отражающая быт мордовского народа, его культуру, традиции. Особенно остро передо мной встал вопрос о том, как начать ознакомление и приобщение к мордовской культуре детей 2-3 лет.

С обучающимися младшего дошкольного возраста не представляется возможным пойти, например, в краеведческий музей Д. С. Эрьзи, не получится создать куклу- оберег или выучить национальный танец, песню или стихотворение на мордовском языке. Поэтому, я решила начать с самых истоков: с устного народного творчества и подвижных игр мордовского народа. Следует отметить, что фольклор дает знания не только об истории, труде и быте, о природе края, но главным образом — о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Произведения народного творчества несут в себе образы, краски, доступные и интересные детям. В них сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям, учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор входит в жизнь ребенка с самого рождения и всюду сопровождает его.

В своей работе с детьми первой младшей группы я использую следующие жанры детского мордовского фольклора:

  1. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки.
  2. Произведения, перешедшие из репертуара взрослых: загадки, скороговорки, игры, заклинки, приговорки, колядки.
  3. Произведения, создаваемые детьми: дразнилки, поддевки, считалки.

Детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, знакомлю с малыми формами фольклора.

Пестушки — сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть ( «Стяка, стяка, цераняй».

Потешки — забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами ( «Пальчики в лесу», «Под горой избушка»).

Прибаутки — это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой ( «Была у старушки курочка, курочка, курочка», «Ай, козочка, козочка»).

Заклички- стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года ( «Дождик, дождик, веселей!», закличка на речку).

В дошкольной образовательной организации мы знакомим детей с огромным разделом народного творчества — сказкой. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметно-образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости. Они представляются в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта, одежды, пищи, обстановки. Мы знакомимся с такими сказками: «Восьминогая собака», «Лиса и медведь», «Мышь и сорока».

Помимо устного народного творчества, большая роль в жизни мордовского народа возлагалась на подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка, что особенно важно в период раннего детства.

Ребенок играет с рождения. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия. Игры детей младшего возраста сопровождаются потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получают первоначальное физическое развитие. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу.

Я считаю, что приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры является одним из главных направлений при реализации регионального компонента в педагогическом процессе ДОО.

Список используемой литературы:

  1. Арсалиев, Ш. М. Традиционная культура воспитания в действии. Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Ш. М. Арсалиев. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 185 с.
  2. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. Управление дошкольным образовательным учреждением/ Г. Н. Гришина. – Спб.: Детство-пресс, 2010. – С. 67–73.
  3. Кутасова, М. Прости меня, земля-матушка: Народная культура в детском саду / М. Кутасова. – Дошкольное воспитание, 2006. – № 6. – С. 35 – 40.
  4. Мокшин Н. Ф. Мы – Мордва! / Н. Ф. Мокшин. – Саранск.: Изд. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007. – 48 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 5 (176) выйдет
31 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год