Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»
Фольклор
Автор: Нагаева Зульфия Фагимовна   
21.12.2020 22:35

Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»

Цель: Создать условия для приобщения детей дошкольного возраста элементам культуры и традиций татарского народа.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение внимательно слушать, сравнивать, отвечать на вопросы.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  • Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.
  • Способствовать развитию мелкой моторики, творческого воображения.

Образовательные задачи:

  • Обобщать и закреплять знания детей о традициях, обычаях, праздниках татарского народа.
  • Продолжать формировать культуру межличностного взаимодействия детей разных национальностей в группе.
  • Закрепить представление о родном крае.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение к традициям и обычаем татарского народа.
  • Воспитывать толерантность, чувство уважения к сверстникам.

Интеграция областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально – коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Художественно — эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, социально- коммуникативная, художественная, исследовательская.

Оборудование: костюмы русской и татарской национальностей, татарское блюдо, материал для аппликации.

Предварительная работа:

  • Знакомство с татарским национальным костюмом и орнаментом
  • Рассматривание иллюстраций, беседа о праздниках и блюдах,.
  • Чтение народных сказок
  • Обогащение предметно- пространственной среды «Кукла в татарском костюме», сказки, пословицы.
  • Слушание музыки, знакомство с элементами танца.

Словарная работа: Здравствуйте – исанмесез; Навруз, калфак – кокошник; сапоги- ичиги; камзол; Мама – Ани, рахим ит, рахмат.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, какое время года?

Какие праздники бывают весной?

(8 марта – праздник Мам, Праздник птиц «Жаворонки», Праздник Навруз –новый год у некоторых народов.)

Воспитатель:

Да, этот праздник Навруз отмечают: татары, башкиры, казахи, узбеки. Праздник Навруз отмечает тогда когда просыпается природа, и весна наступает на всей планете.

-Вы хотите пойти на этот праздник?

Но у нас к празднику ничего нет: как же быть?

Я вспомнила: бабушка Тимура, Фирюза апа, отправила нам сундук. И я думаю, что мы найдем интересное в сундуке.

А где же сундук? Зинаида Борисовна вы не видели сундук?

Нам не ни кто не привез?

(Слышится тихая татарская музыка, а потом громче.)

Воспитатель: Ребята вы слышите музыку?

Вы музыку узнали? Какая эта музыка?

(ответы детей)

(Дети идут в музыкальный зал на звук музыки)

Воспитатель: Галина Александровна, мы услышали музыку и пришли к вам. Просим Вас помощь. Бабушка Тимура Фирюза апа, отправила нам сундук, на праздник Навруз, куда доставили найти не можем.

Вы не видели сундук?

Г.А.: Конечно видела, вчера нам доставили. Вот он.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый, необычный, загадочный сундук?

-Рассмотрите, какие здесь узоры (Сундук украшен узорами в виде листьев, тюльпана, веточек).

- Какой национальности орнамент на сундуке?

Воспитатель: Мне, кажется, сундук этот не простой.

Можно я открою. Не открывается.

-Ребята, может нам попросить ласково?

Ирина, как ты попросишь?

-Нет, не открывается. Сундук же от бабушки Тимура Фирюзы, тогда попросить надо ласково по — татарский?

«Рахим ит» сундук откройся.

(Дети повторяют: «Рахим ит».)

Сундук открывается.

В: Ребята, посмотрите, какие тут красивые костюмы!

Доставайте их, повесим их и рассмотрим.

Вам наряды нравятся?

Вот так бабушка Тимура, какие красивые наряды к празднику Навруз положила в сундук.

-Ребята эти наряды похожи или отличаются?

-Ребята, посмотрите, какая обувь?

(Это татарские сапоги ичиги без каблука, а это красные сапожки с каблуками носили русские красавицы)

-Рассмотрите наряды, потрогайте, как они называются?

(Длинный русский сарафан, а это татарское платье с воланами, сверху платья одевает камзол).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, правильно эти костюмы разные, потому, что в такие наряды на праздники наряжаются татарские девушки и русские красавицы.

Посмотрите, а какие здесь головные уборы?! Девочки выбирайте себе головные уборы. Помогайте друг другу наряжаться.

Соня, ты какой головной убор выбрала? А ты Ирина?

(Ответы детей: Я выбрала- кокошник, русский головной убор, а я татарский головной убор -калфак.)

Ребята повторим названия головных уборов: Кокошник – калфак. Как они красиво звучат, созвучны.

Полюбуетесь на себя в зеркале, повоображайте.

(Девочки снимают головные уборы)

В: Мальчики и юноши на праздники тоже наряжались в национальные головные уборы, и называется — Тюбетейка.

В: А тюбетейка — та у нас одна, но мы будем примерять ее будем по очереди, передовая друг другу, как только музыка закончится, у кого тюбетейка останется, тот будет выполнять праздничное задание. Вы готовы?

(Дети передают друг другу. Когда музыка останавливается, ребенок в руках с тюбетейкой выполняет задание:

1-Здоровается,

2-ой- скачет на лошади как джигит,

3-Амир читает стихотворение,

4- танцует,

5- прощается на татарском и русском языках.)

Вот какая чудесная Тюбетейка! Только она одна.

Ребята, бабушка Тимура, когда нам готовила сундук, не успела украсить всем мальчикам на праздник Навруз Тюбетейки.

В: Мы справимся с этим заданием. А вот и тюбетейки.

Ну что, за работу. (Выбирайте узоры и раскладывайте их, как вам нравится, а потом на дощечке на обратную сторону намазывайте клей и приклеивайте.)

В: Ребята, возьмите ваши Тюбетейки и повернитесь к Галине Александровне.

- Галина Александровне, сфотографирует нас и отправьте по веберу Фирюзе апай, фотоотчет, как мы красиво для праздника Навруз украсили тюбетейки мальчикам.

Ребята, надо поблагодарить сундук за красивые костюмы и сказать спасибо на татарском языке: «Рахмат»

(дети повторяют)

Стук. В: Ребята, вы слышите, сундук что-то нам хочет сказать. Тихо. Слышите, какое — то волшебство, ну что откроем сундук?

-Что же там еще в сундуке?

А в честь праздника бабушка Тимура, Фирюза, нам передала сладкое татарское блюдо, какой татарский праздник без угощения: Чак – чак.

В: Нам пора в группу отведать национальное блюдо, а наряды мы оставим здесь, пусть и другие дети любуются.

А вас дорогие гости приглашаем на праздничный чай.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 5 (176) выйдет
31 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год