Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»
Фольклор
Автор: Лышнова Надежда Ивановна   
22.12.2020 09:31

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора»

Аннотация. В статье характеризуется дидактический потенциал различных форм фольклора (сказок, колыбельных, потешек и т.д.) в развитии речи детей раннего возраста.

Ключевые слова: фольклор, устное народное творчество, ранний возраст. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое воспитание детей в настоящее время направлено на формирование у них такого интегративного качества как владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).

 

Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет в своей работе быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи [1, с. 6].

С помощью различных форм фольклора мне предстояло решить следующие задачи:

  1. формировать интерес к книгам, произведениям устного народного творчества;
  2. развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
  3. прививать любовь к народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам, поговоркам;
  4. отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театральной деятельности.

В нашем деском саду мы уделяем особое внимание организации предметно-пространственной среды, которая, как того требует ФГОС, должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, отвечать видам детской деятельности и решать поставленные цели и задачи.

Именно поэтому мы постоянно обновляем и модернизируем игровые уголки, вносим полифункциональные предметы, для того, что бы среда была разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой. В нашей группе ребенок легко может подойти к любому уголку, взять пособие или книги, рассмотреть картинки по сказкам, сразу активно включиться в игровую ситуацию. Гибкому зонированию группы способствует ширма, магнитные театры, которые позволяют детям играть в театр на магнитах, двигать фигурки (обычные и целые сказки), использовать театр «живая рука», пальчиковый театр, театр на палочках, театр «теней» и т.д.

С помощью различных форм фольклора (в раннем возрасте предпочтительно – малых) можно решать практически все задачи методики развития речи и, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Произведения устного народного творчества разнообразны и выразительны, что позволяет педагогу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и конечно речи. С самого прихода ребят в детский сад, мы активно читаем и заучиваем потешки, песенки, колыбельные. Сначала, дети просто прослушивают произведения, затем пытаются звукоподражать знакомым героям (петушку, мышке, котику и т.д.), проговаривают отдельные слова и фразы, пытаются повторить, сопровождают жестами действия персонажей (показывают как машет крыльями петушок, как клюет зернышки курочка, как ходит косолапый мишка и т.д.).. [3, с. 9].

Максимально полезны для развития ребенка раннего возраста и простые пальчиковые игры на фольклорном материале. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Мною была подготовлена картотека «Пальчиковых игр» на фольклорном материале.

В группе и на прогулочном участке мы активно играли в фольклорные подвижные игры, водили хороводы. Ребята не только играли, но и старались проговаривать текст игр, знакомились с правилами, учились согласованно действовать, быстро реагировать на сигнал.

В процессе работы над данной темой, у нас в группе появились новые дидактические игры: «Поиграй со сказкой», «Герои сказки», «Подбери бусы к матрешке», игра-шнуровка «Репка», «Волшебные варежки с сюрпризом» и др., благодаря которым ребята знакомились и запоминали героев, «озвучивали их», совершенствуя грамматический строй речи; развивали мелкую моторику рук; закрепляли цвета и формы и т.д.

Мною был подготовлен и проведен открытый показ гимнастики с элементами фольклора для воспитателей и педагогов ДОУ. От детей был получен положительный отклик, они не только с удовольствием выполняли упражнения, но и проговаривали знакомые и любимые потешки «Киска, брысь…», «Тили –бом, тили – бом…», «Идет котик по лавочке…» и др.

В течение года мною были подготовлены и представлены различные консультации для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника», где родителям была предложена классификация загодок с примерами; о пользе сказок, о том, почему сказка помогает в воспитании детей рассказала консультация «Сказка? Сказка. Сказка!», консультация «Что нужно читать детям 2-3 лет» помогла определиться, какие сказки полезно читать младшим дошкольникам. Были оформлены разные картотеки: картотеки «Пословицы и поговорки в картинках», «Фольклорные хороводные игры», «Фольклорные подвижные игры».

Таким образом, можно сделать вывод, что используемая мною система работы по формированию активной речи у детей раннего возраста через фольклор, является достаточно эффективной. По итогу были достигнуты хорошие результаты. Группа пополнилась новыми пособиями, пополнился банк методических разработок. Дети умеют и активно пользуются речью в разных видах деятельности. Испытывают потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети познакомились с малыми формами фольклора, стали более активными и эмоциональными, активизировался активный словарь детей, формируется грамматический строй речи, воспитывается интерес устному – народному творчеству.

Положительные результаты моей деятельности по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем. Я постоянно повышаю свой педагогический уровень, стремлюсь внести конструктивный вклад в общее дело.

Список литературы:

  1. Аполлонова, Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С. 5 – 8.
  2. Асташина, М.П. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 3. – С. 61 – 68.
  3. Бережнова, О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. –2002. – № 12. –С. 9-14.
  4. Князева, О. Л., Махнева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 30 с.
  5. Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 168 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 5 (176) выйдет
31 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год