Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
Фольклор
Автор: Кулясова Юлия Алексеевна   
10.05.2020 17:54

Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей детский сад №8 «Ласточка».

Выполнила: Воспитатель I младшей группы первой квалификационной категории Кулясова Юлия Алексеевна г. Гороховец 2019 г.

Условия возникновения и становления опыта «Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». А.С. Макаренко

Работая с детьми раннего возраста, заметила, что у большинства детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, принимать пищу, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в детский сад начала работать с родителями. Выяснилось, что 70% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Проблема трудового воспитания стоит достаточно остро. Отечественные педагоги и психологи Р.С. Буре и Г.Н. Година считали, овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

 

Актуальность и перспективность опыта

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни дошкольника. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого. Поэтому развитие самообслуживания играет определённую роль в жизни ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А начинается это с привития навыков самообслуживания, что очень актуально в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея

Для малышей процессы с навыками самообслуживания, такие как одевание, прием пищи, умывание и другие будут лучше и быстрее усваиваются в сопровождении словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

Совместными усилиями ДОУ и семьи решила с детьми младшего дошкольного возраста начать работу по трудовому воспитанию с использованием устного народного творчества.

Теоретическая база опыта

В основе теоретического обоснования идеи взяты:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Трудовое воспитание детей младшей группы осуществляется в соответствии с основной образовательной программы МБДОУ разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
  • «Нравственно – трудовое воспитание в детском саду» — Л.В. Куцакова. В данном методическом пособие дана методика привития детям навыков самообслуживания, участия в хозяйственно — бытовом труде, труде в природе; представлена технология работы по формированию представлений о труде взрослых через разные формы организации детской деятельности.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы методов и приемов, направленных на работу по формированию умений и навыков самообслуживания у детей с включением адаптации опыта работы коллег МБДОУ с фольклором в условиях своей группы.

Технология опыта

Цель педагогического опыта: совершенствовать у детей элементарных навыков самообслуживания через малые фольклорные формы.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • развивать навыки самообслуживания, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться;
  • воспитывать целостное отношение к собственному труду, труду других людей, и его результатам;
  • привлекать родителей к трудовому воспитанию детей через устное народное творчество.

На начальном этапе моей работы прошла курсы повышения квалификации на базе ВИРО по программе повышения квалификации воспитателей ДОО без опыта работы и имеющие педагогическое образование (не дошкольное) «Формирование профессиональной компетентности воспитателя ДОО по реализации ФГОС ДО» и выполнила итоговую работу на тему «Дневник педагогической практики “Организация и проведение режимных процессов с детьми в ДОО”».

В практике своей работы достаточно активно использую метод проектирования, инструментом которого является интеграция, что позволяет формировать целостную картину мира дошкольника. Для успешной реализации опыта в перспективный план вошел проект: «Не мешайте нам трудиться – это в жизни пригодится» (см. Приложение 6).

Организация развивающей предметно-пространственной среды является необходимым условием в развитии трудовых навыков по самообслуживанию у дошкольников. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование личностных качеств ребёнка – развивают любознательность, трудолюбие, речь, воспитывают чувство прекрасного.

  • В группе оформлены схемы-алгоритмы с навыками самообслуживания: «Алгоритм умывания», «Алгоритм использования носового платочка», «Схема последовательности одевания по временам года», «Схема расположение одежды в шкафчике». С их помощью детям легче запомнить правила ухода за собой, своими вещами, некоторые схемы меняются по временам года.
  • По развитию навыков самообслуживания в соответствии возраста подобран фольклорный материал, художественная литература и наглядность: иллюстрации, фотографии, сюжетные картинки, демонстрационный материал. В работе используются потешки, песенки, заклички, сказки: «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Три медведя», С. Капутикян «Маша обедает». Наблюдая за игрой детей, заметила, что малыши осуществляли самостоятельный переноса трудовых действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
  • Во время игры, умывая куклу, дети с удовольствием приговаривают потешку «Водичка, водичка». Во время кормления куклы приговаривают «Кто у нас любимый самый?», «Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно?», «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса». Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных навыков самообслуживания.
  • В игровой деятельности активно используем дидактические игры: «Помоги маме (папе)», «Кто, что любит делать?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Тактильные ладошки», «Чьи пуговки», в которых дети знакомятся с атрибутами, действиями и результатом труда.
  • Изготовила игровое пособие лэпбук» (см. Приложение 1). В состав лэпбука вошли:
  • Тематический альбом «Мы хотим трудиться»;
  • Песенки и потешки;
  • Ознакомление с профессиями;
  • Развивающие игры: «Собери цепочку», «Найди пару», «Оденем куклу на прогулку», «Разрезные картинки «Предметы быта»;
  • Крупные раскраски «Предметы быта»;
  • Дидактическое пособие «Развивающая лягушка».

Большое внимание уделяю сотрудничеству с родителями.

  • Провела анкетирование по теме «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок?», «Использование фольклора в жизни ребенка» (см. Приложение №2). Было выявлено, что родители мало уделяют внимание и время навыкам самообслуживания, а трудовые навыки и фольклор объединяют лишь малая часть. Исходя из результата анкетирования, решила расширить знания родителей о фольклорных формах в трудовом воспитании детей.
  • Провела консультирование: «Трудовое воспитание 2-3 лет», «Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста» (см. Приложение №3).
  • Провела групповое собрание в виде круглого стола на тему «Проблема в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности через устное народное творчество» (см. Приложение №4).
  • Совместно с родителями оформила фотовыставку «Маленькие помощники».
  • Совместно создали дидактическое пособие к лэпбуку для детей.

Из практики моей работы по формированию навыков самообслуживания с использованием фольклора, я пришла к выводу, что возможности фольклора в воспитании дошкольников очень широки и многогранны. Он создает настрой у ребёнка к выполнению трудовых действий, к их ненавязчивому повторению добиваясь совершенствования действия. Фольклор вызывает яркий эмоциональный отклик, развивает и совершенствует речь, мышление, воспитывает чувство доброты и уважения. Занятия с использованием русского фольклора рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.

Результативность

В начале работы проводилась диагностика трудовой деятельности детей дошкольного возраста по методике автора Бабенко С.В., выявлены следующие результаты: высокий уровень – 0; средний уровень – 26 % (7 чел.); низкий уровень – 74% (20 чел.). По результатам диагностики была составлена индивидуальная образовательная траектория трудового развития детей 2-3 лет по таблице (см. Приложение №5).

В феврале при повторном обследовании детей были получены следующие результаты: высокий уровень – 15 % (5чел.); средний уровень – 71 % (19 чел.); низкий уровень – 14 (3 чел.) %

Сравнительный анализ результатов позволил отметить положительную тенденцию в формировании трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста:

  • основная часть детей старательно выполняют трудовые поручения
  • дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
  • учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, пользоваться носовым платком и т.п.)
  • проявляют интерес к рассматриванию фотоальбомов «Мы хотим трудиться», а также к рассматриванию иллюстраций с изображением труда взрослых
  • с использованием фольклора словарный запас детей расширился и активизировался

- родители проявляют интерес к жизни детей в детском саду и дома, активно участвуют в жизни детского сада.

В данном возрасте под руководством взрослых ребенок приобретает трудовой опыт, приобретает навыки самообслуживания, трудолюбие.

Проведенная работа дала свои результаты. При целенаправленном взаимодействии воспитателя и родителей, с использованием различных форм работы, дети способны овладеть трудовыми навыками.

В перспективе в II младшей группе я планирую расширить трудовые навыки детей. Закрепить и углубить знания детей о труде, дать представления о профессиях, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Адресная направленность

Данный опыт может использоваться в практике дошкольных образовательных учреждений по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, решающими проблему формирования и развития трудовых навыков детей с использованием художественного слова.

Используемая литература

  1. Примерная образовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой.
  2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С. 1-50.
  3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 128с.
  4. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.
  5. Р. С. Буре. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. https: //pedportal. net/
  2. Социальная сеть работников образования http: //nsportal. ru/
  3. Международный образовательный портал www. maam. ru
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 30 (151) выйдет
9 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год