Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия на экологической тропе детского сада для детей 4-5 лет «Из чего состоит почва»
Занятия по Экологии
Автор: Синицын В.В., Муравьёва Н.М.   
13.05.2025 22:16

Конспект занятия на экологической тропе детского сада для детей 4-5 лет «Из чего состоит почва»Конспект занятия на экологической тропе детского сада для детей 4-5 лет «Из чего состоит почва»

Авторы совместной деятельности: Синицын В.В., Муравьёва Н.М. МАДОУ «Детский сад №149», г. Рязань, 2025 год

Цель:

  • ознакомление детей с составом почвы, ее разновидностью на основе поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представления детей о почве, ее составе, разновидности; расширять и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к природе; навыки исследовательской деятельности; любознательность, наблюдательность.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к исследованию состава почвы.

Оборудование: баночки с составными частями почвы (песком, глиной, камнями, перегноем, водой, воздухом), корзинка, увеличительные стекла, контейнер с водой, 2 подноса.

 

Место проведения: территория детского сада.

Предварительная работа: исследование объектов экологической тропы и ее видовых точек.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети выходят вместе с педагогом на территорию детского сада.

Педагог:

Ребята, какая сегодня хорошая погода, и я хочу с вами провести одно из увлекательных занятий на территории детского сада и немного попутешествовать по ней.

Основная часть

Педагог:

Начать наше увлекательное путешествие я бы хотела с вопроса: как вы думаете, что такое почва? (Ответы детей)

Почва — это верхний плодородный слой земли, куда сажают растения. Какой слой земли? Правильно, верхний, а еще плодородный. (Педагог закрепляет в словаре детей слово «плодородный».)

Как вы думаете, что обозначает слово плодородный? (Ответы детей)

Это слово обозначает, что почта богата различными полезными веществами для растений. А вы знаете из чего состоит почва? (Ответы детей)

Предлагаю вам узнать о составе почвы поточнее, а заодно узнаем, кто из вас был прав. Отправляемся в наше путешествие по экологической тропе.

Дети вместе с педагогом направляются к рокарию (каменистому саду), который расположен на экологической тропе детского сада.

Педагог:

Вот мы с вами и пришли к нашему рокарию. Рокарий – это сад из камней и растений. Его еще называют каменистым садом. В таких садах растения имеют слабые корни и небольшой размер. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Я подскажу правильный ответ – я вам в начале говорила, что в рокарии много камней. А почвы тут много? (Ответы детей)

Конечно, почвы тут мало и она каменистая, то есть состоит из большего количества камней. Какая почва в рокарии? Каменистая. (Педагог закрепляет в словаре детей понятие «каменистая».)

Педагог:

Ребята, посмотрите, здесь находится подсказка для нас, которая расскажет, из чего состоит почва. (Педагог обращает внимание детей на баночку, расположенную в рокарии, с содержащимися в ней камешками).

Эту подсказку мы с вами положим в мою корзинку и потом исследуем в нашей лаборатории. Предлагаю продолжить наше путешествие.

Педагог вместе с детьми направляется на следующую видовую точку экологической тропы – «Лес». По дороге педагог обращает внимание детей на пение птиц.

Педагог:

Ребята, мы с вами пришли на следующую точку экологической тропы, и называется она «Лес». Посмотрите, нас встречают дикие животные вместе со своими детенышами, которые у них родились весной, а также растения, растущие в лесу. Давайте посмотрим на почву, которая находится в лесу. Где мы будем смотреть? (Ответы детей)

Конечно же, внизу, под ногами. Ведь почва– это какой слой земли? (Ответы детей) Да, это верхний и плодородный слой земли, который лежит на ее поверхности.

Педагог:

Ребята, чтобы вам было лучше видно, предлагаю вам воспользоваться вот этим прибором, который называется увеличительным стеклом. Такое стекло отличается от обычного тем, что способно увеличивать. Каждый возьмите увеличительное стекло и внимательно посмотрите на почву через него. Теперь предлагаю вам начать исследование почвы в «лесу».

Дети рассматривают почву через увеличительные стекла, педагог просматривает правильность проведения исследования и обращает внимание детей на наличие на поверхности почвы палочек, останков насекомых, сухих и перепревающих листьев, волосков от шерсти животных.

Педагог:

Ребята, предлагаю вам подвести итог ваших исследований. Что вы смогли найти в почве, которую исследовали? (Ответы детей)

На этой точке экологической тропы вы смогли найти в почве много веточек, семян растений, останки погибших насекомых, опавшие и перегнивающие листья растений, а так же их погибшие корни. Все это можно назвать одним словом — перегной. (Педагог закрепляет в речи детей слово перегной.)

Молодцы, вы оказались очень внимательными, и нас ожидает еще одна баночка с подсказкой (педагог забирает с видовой точки баночку с перегноем). Возьмем ее и поместим к первой подсказке, которую мы нашли в каменистом саду. Продолжим наше путешествие.

Педагог отправляется вместе с детьми на следующую видовую точку экологической тропы – «Озеро», обращая внимание на погодные условия.

Педагог:

Вот мы с вами пришли на следующую точку экологической тропы, и называется она «Озеро». Здесь живут животные и растения, которые сильно зависят от воды. Какие же животные здесь есть? (Ответы детей)

В озере вода никуда не движется и она теплее, чем в реке и пруду. Чаще у озер бывают глинистые берега. То есть берега, состоящие из большого количества глины. Так как называются берега, состоящие из большого количества глины? (Ответы детей) Глинистые (педагог закрепляет в словаре детей слово «глинистые»).

А вот и следующая подсказка, и их даже две (педагог берет с точки экологической тропы баночку с водой и баночку с глиной). Предлагаю вам дальше проследовать за мной.

Дети совместно с педагогом следуют к следующей точке экологической тропы –

«Пруд».

Педагог:

Вот мы с вами пришли на следующую точку экологической тропы, и называется она пруд. В нашем пруду живут золотые караси и карпы кои. Летом здесь зацветут белоснежные нимфеи – водные лилии.

Посмотрите, чем покрыты берега в пруду? Правильно, песком. Они песчаные. (Педагог закрепляет и активизирует в словаре детей слово «песчаные».)

А посмотрите, вот баночка с подсказкой, и их опять две. Положим их в нашукорзинку.

Педагог забирает с видовой точки экологической тропы баночку с песком и баночку с воздухом.

Я думаю, что мы собрали все подсказки, и давайте проследуем в нашу природную лабораторию, чтобы посмотреть, какие же подсказки нас ждали в ходе путешествия.

Педагог отправляется вместе с детьми на видовую точку экологической тропы под названием «Лаборатория природы под открытым небом».

Педагог:

Ребята, вот мы с вами и пришли в нашу лабораторию под открытым небом. Присаживайтесь за столы.

Сегодня в начале путешествия я задала вопрос: «Из чего состоит почва?», и нас ждали подсказки. Давайте посмотрим на них.

Педагог выкладывает по очереди на подносы содержимое баночек-подсказок «камни», «песок», «глина», обсуждает с детьми то, что они просматривают.

Педагог:

В наших подсказках на мой вопрос находились камни, песок, глина, но посмотрите у меня еще остались две баночки, что же в них находится?

Педагог выставляет баночки-подсказки «вода» и «воздух» перед детьми и выслушивает ответы детей.

В одной из них действительно вода. А что же находится в последней баночке? Мне кажется, что она пустая! Как выдумаете? (Ответы детей)

Предлагаю открыть эту баночку под водой, может, она нам поможет увидеть невидимку.

Педагог берет емкость с водой, помещает в нее баночку с воздухом и постепенно открывает крышку так, чтобы дети смогли увидеть освобождающийся из банки воздух.

Педагог:

Посмотрите, ребята, что выходит из баночки-подсказки? (Ответы детей)

Правильно, это воздух. Вода помогла нам увидеть его. В ней воздух превратился в пузыри.

Вот мы с вами в ходе путешествия смогли найти ответ на вопрос: из чего состоит почва?

Заключительная часть. Рефлексия

Педагог:

Давайте с вами вспомним, из чего же состоит почва? (Ответы детей)

Как называется почва, если в ней много глины, песка? (Ответы детей)

Как назвать одним словом перегнивающие листья, палочки, семена и останки растений и животных? (Ответы детей)

Благодаря перегною почва является плодородной и полезной для растений.

Вам понравилось наше путешествие и исследование почвы? И мне тоже понравилось с вами исследовать состав почвы. А для того, чтобы нам не забыть состав почвы, баночки-подсказки мы с вами сохраним в нашем уголке в группе.

  • Муравьёва Наталья Михайловна – воспитатель,
  • Синицын Виктор Викторович – руководитель

МАДОУ «Детский сад №149», г. Рязань

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 18 (380) выйдет
23 мая 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год